- Брачное право
- Жизнь монашествующих
- Искажения благочестия
- Канон священных книг
- Наложение епитимий
- Некоторые ереси
- Нравственные преступления
- Образ жизни и положение клириков
- Общение с еретиками и иноверцами
- Принятие и лишение сана
- Принятие иноверцев и отпавших
- Христианское благочестие
- Церковная дисциплина
- Церковное законодательство
- Церковное имущество
- Церковное судопроизводство
- Церковное управление
- Частные исторические ситуации
Из всех святых отцов и учителей Церкви наибольшее значение для церковного права имеет свт. Василий Великий. От этого святителя вошло в канонический сборник 92 канона. Они были составлены из восьми его посланий и из его книги «О Святом Духе».
Первые 85 правил составляют три послания, которые Василий отправил свт. Амфилохию, епископу Иконийскому. Амфилохий питал особое уважение к Василию и, кроме личных совещаний с ним о благоденствии церкви, он часто обращался к нему и письменно, прося его разрешить различные вопросы церковного управления и общей церковной дисциплины, или разъяснить какое-либо место Св. Писания, казавшееся ему неясным. Ответы на эти вопросы и составляют содержание посланий или первых 85 правил Василия Великого. Следующее (86) правило – извлечение из одного послания, которое Василий в 376 году отправил Амфилохию. Правило 87 – послание Диодору, епископу Тарскому, с именем которого дошло до Василия письмо, в котором были нападки на одно его определение относительно родства. Правило 88 — решение Василия о пресвитере Григорие, который имел у себя в доме одну женщину. Правило 89 – послание хорепископам, которые переступали границы своей власти. По поводу возбужденного против его подчиненных епископов подозрения, будто они симонисты, Василий написал особое послание, которое составляет 90 правило. Последние два (91 и 92) правила извлечены из знаменитого сочинения Василия «О Святом Духе», написанного по поводу обвинения его в том, что он будто не исповедует божества Св. Духа.