Душа

***

Душа – это то, что болит у чело­века, когда все тело здо­рово. 
Ведь гово­рим же мы (и ощу­щаем), что не мозг болит, 
не сер­деч­ная мышца – душа болит.
диакон Андрей

Душа́ — 1) состав­ная, суб­стан­ци­о­наль­ная часть чело­ве­че­ской сущ­но­сти, обла­да­ю­щая свой­ствами, отоб­ра­жа­ю­щими Боже­ствен­ные совер­шен­ства (Быт.1:26); 2) отлич­ная от тела часть чело­ве­че­ской ипо­стаси (Быт.2:7); 3) чело­век (Быт.46:26); 4) живот­ное (Быт.1:24) и его жиз­нен­ная сила (Быт.1:30).

dusha - Душа

Иногда тер­мины дух и душа могут исполь­зо­ваться как сино­нимы.

Душа чело­века само­сто­я­тельна, поскольку, по слову св. Фео­фана Затвор­ника, она не есть про­яв­ле­ние иной сущ­но­сти, иного суще­ства, а сама есть источ­ник явле­ний от нее исхо­дя­щих.

Душа чело­века сотво­рена бес­смерт­ной, поскольку не уми­рает подобно телу, пре­бы­вая в теле, может раз­лу­чаться с ним, хотя подоб­ное раз­лу­че­ние и про­ти­во­есте­ственно душе, есть печаль­ное след­ствие гре­хо­па­де­ния. Душа чело­века есть лич­ность, ибо сотво­рена как непо­вто­ри­мое и уни­каль­ное личное суще­ство. Душа чело­века разумна и сво­бодна, ибо обла­дает разум­ной силой и сво­бод­ной волей. Душа чело­века отлична от тела, поскольку не обла­дает свой­ствами види­мо­сти, ося­за­е­мо­сти, не вос­при­ни­ма­ется и не позна­ется телес­ными орга­нами.

Следуя св. Кириллу Иеру­са­лим­скому, душа есть пре­крас­ное Божие тво­ре­ние, сотво­рен­ное по образу Созда­теля, бес­смерт­ное и нетлен­ное, живое, сво­бод­ное и разум­ное. Следуя св. Фео­фану Затвор­нику, душа есть само­сто­я­тель­ная, особая, сво­бодно-разум­ная лич­ность. Следуя св. Иоанну Дамас­кину: «Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по своей при­роде неви­ди­мая для телес­ных глаз, бес­смерт­ная, ода­рен­ная разу­мом». Разум­ность, сво­бода, бес­смер­тие, само­сто­я­тель­ность, лич­ность души гово­рят о ней как об образе Божьем.

Душа не суще­ствует до зача­тия чело­века, не имеет пред­веч­ного суще­ство­ва­ния, не может пере­во­пло­щаться, но после физи­че­ской смерти (раз­лу­че­ния с телом) пред­стает на част­ный суд Божий и до общего вос­кре­се­ния и Страш­ного суда нахо­дится в ожи­да­нии своей вечной участи.

Говоря о чело­ве­че­ской душе, свв. Отцы делали два важных уточ­не­ния.

Во-первых, они выде­ляли в чело­ве­че­ской душе особую спо­соб­ность к позна­нию Бога, назы­вая ее духом. Именно в этой спо­соб­но­сти они видели отли­чие душев­ной жизни чело­века от пси­хи­че­ской жизни, свой­ствен­ной живот­ному миру.

Во-вторых, они назы­вали душу бес­те­лес­ной и неве­ще­ствен­ной условно, а не совер­шенно. «Бес­те­лес­ной же и неве­ще­ствен­ной она назы­ва­ется по срав­не­нию с нами, – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, – ибо все, сопо­став­ля­е­мое с Богом, Кото­рый один только несрав­ним ни с чем, ока­зы­ва­ется и грубым и веще­ствен­ным, потому что одно только Боже­ство поис­тине – неве­ще­ственно и бес­те­лесно». Чело­ве­че­ская душа рас­смат­ри­ва­лась свя­тыми отцами как бес­те­лес­ная в срав­не­нии с грубой мате­ри­аль­но­стью чело­ве­че­ского тела. Однако они при­зна­вали нали­чие у души тонкой телес­но­сти, отлич­ной от гру­бого мате­ри­аль­ного мира. Следуя свв. Отцам, твар­ное, а значит и обла­да­ю­щее опре­де­лен­ной мерой веще­ствен­но­сти и телес­но­сти, есте­ство чело­ве­че­ской души отлично от совер­шенно неве­ще­ствен­ного и бес­те­лес­ного есте­ства Бога.

Три силы души

В стро­е­нии души свв. Отцы выде­ляют три силы (спо­соб­но­сти) – разум­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную (ум, чув­ства и волю).

Разум­ная сила души (γνωστικον, rationale) также име­ну­ется сло­вес­ной, мыс­ли­тель­ной и позна­ва­тель­ной. Она при­зна­ется гос­под­ству­ю­щей частью души. В своем непо­вре­жден­ном состо­я­нии разум­ная сила «здраво рас­суж­дает и верно отли­чает добро от зла, и пока­зы­вает опре­де­ленно и властно, силе жела­тель­ной, к каким вещам ей подо­бает скло­няться жела­нием, какие любить, а от каких отвра­щаться; раз­дра­жи­тель­ная же сила стоит между ними двумя, как бла­го­по­кор­ный раб, гото­вый усердно слу­жить их жела­ниям» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Раз­дра­жи­тель­ная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чув­ству­ю­щая, эмо­ци­о­наль­ная сила. Св. Васи­лий Вели­кий назы­вает ее душев­ным нервом, сооб­ща­ю­щим душе энер­гию для утруж­де­ния в доб­ро­де­те­лях. Этой части души свв. Отцы при­пи­сы­вает гнев и ярост­ное начало. Однако в данном случае гнев и ярость озна­чают не стра­сти, а рев­ность (рвение, энер­гию), кото­рая в своем пер­во­здан­ном состо­я­нии была рев­но­стью к добру, а после паде­ния должна исполь­зо­ваться как муже­ствен­ное отвер­же­ние зла. «Дело раз­дра­жи­тель­ной части души гне­ваться на дья­вола», – гово­рят свв. Отцы. Раз­дра­жи­тель­ная сила души также име­ну­ется серд­цем.

Вожде­ле­ва­тель­ная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также назы­ва­ется жела­тель­ной (поже­ла­тель­ной) или дея­тель­ной. Она поз­во­ляет душе стре­миться к чему-либо или отвра­щаться от чего-либо. К вожде­ле­ва­тель­ной части души отно­сится воля, кото­рой свой­ственно дей­ство­вать.

«Раз­дра­жи­тель­ную часть души обуз­дай любо­вью, жела­тель­ную воз­дер­жа­нием увядь, разум­ную молит­вою окрыли…» /Каллист и Игна­тий Ксанфопулы/.

Все силы души суть сто­роны ее единой жизни. Они неот­де­лимы друг от друга и непре­станно вза­и­мо­дей­ствуют. Наи­боль­шего един­ства они дости­гают, когда под­чи­ня­ются духу, сосре­до­та­чи­ва­ясь на созер­ца­нии и позна­нии Бога. В этом позна­нии, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, от их раз­де­ле­ния не оста­ется и следа, они пре­бы­вают в един­стве подобно един­ству Святой Троицы.

Душа и тело чело­века

Чело­ве­че­ская душа соеди­нена с телом. Это соеди­не­ние есть нес­ли­ян­ное соеди­не­ние. В резуль­тате этого соеди­не­ния в чело­веке при­сут­ствуют две при­роды – душев­ная и телес­ная, кото­рые, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, срас­тво­ренны нес­ли­янно. Из двух природ Богом обра­зо­вано одно чело­ве­че­ское суще­ство, в кото­ром «ни тело не пре­ла­га­ется в душу, ни душа не изме­ня­ется в плоть» (св. Симеон Новый Бого­слов). При всем такое соеди­не­ние явля­ется нес­ли­ян­ным, но не явля­ется нераз­дель­ным и нераз­луч­ным, поскольку чело­ве­че­ское тело при­об­рело смерт­ность и раз­де­ле­ние с душой в резуль­тате греха.

Свой­ства и каче­ства. Душа чело­века:

  1. Само­сто­я­тельна.
  2. Целостна (нераз­де­лима на части: ум, чув­ство и волю).
  3. Нема­те­ри­альна, бес­те­лесна.
  4. Обла­дает сво­бо­дой воли.
  5. Дея­тельна.
  6. Не имеет пола и не явля­ется дву­по­лой.
  7. Бес­смертна по бла­го­дати Божьей.
  8. Сотво­рена из ничего.
  9. Разумна.
  10. Обла­дает само­со­зна­нием.

***

На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?

Пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века осно­вано на прямых сви­де­тель­ствах Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния.

В повест­во­ва­нии о созда­нии чело­века ясно гово­рится, что тело Адама было создано из праха зем­ного, а душа была вдох­нута в него Богом (Быт.2:7). В этом кон­тек­сте сле­дует пони­мать и слова Эккле­зи­а­ста, ука­зы­ва­ю­щие на смерть как на раз­лу­че­ние души с телом: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тится к Богу, Кото­рый дал его» (Еккл.12:7).

Вообще же Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно ука­зы­вает на то, что каждый чело­век состоит из души и тела, напри­мер: «Посему про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, воз­люб­лен­ные, имея такие обе­то­ва­ния, очи­стим себя от всякой скверны плоти и духа, совер­шая свя­тыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).

О том, что душа — не про­дукт жиз­не­де­я­тель­но­сти тела (цен­траль­ной нерв­ной системы), ясно сооб­ща­ется в притче о богаче и Лазаре, из кото­рой сле­дует убе­ди­тельно, что после раз­лу­че­ния с телом (то есть после физи­че­ской смерти чело­века) душа про­дол­жает жить, причём, жить созна­тель­ной жизнью. Так, душа богача, пре­бы­вая в аду, узнаёт души Авра­ама и Лазаря (послед­ние нахо­дятся в особой обла­сти — лоне Авра­амо­вом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авра­ама беседу (Лк.16:24-26), ощу­щает муче­ние и испы­ты­вает осо­знан­ное жела­ние облег­чить свои муки (Лк.16:24), стре­мится про­явить заботу о живу­щих земной жизнью бра­тьях (Лк.16:27-31).

С верой в загроб­ное суще­ство­ва­ние душ свя­зана прак­тика молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших, а также прак­тика молит­вен­ного обще­ния веру­ю­щих с почив­шими о Гос­поде свя­тыми. Таким обра­зом, отри­ца­ние в чело­веке суб­стан­ци­о­наль­ной души явля­ется гру­бей­шим про­тив­ле­нием против Пра­во­сла­вия, против Церкви.

***

Поня­тие души

Душа – это некая особая сила, при­сут­ству­ю­щая в чело­веке, кото­рая состав­ляет высшую его часть; она ожив­ляет чело­века, дает ему спо­соб­ность мыс­лить, состра­дать, чув­ство­вать. У слов «душа» и «дышать» общее про­ис­хож­де­ние. Душа создана дыха­нием Бога, и она обла­дает неуни­что­жи­мо­стью. Нельзя ска­зать, что она бес­смертна, потому что бес­смер­тен по при­роде только Бог, душа же наша неуни­что­жима – в том смысле, что она не теряет своего созна­ния, не исче­зает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неве­де­ние Бога. И в этом отно­ше­нии она может уме­реть. Потому и ска­зано в Писа­нии: «Душа согре­ша­ю­щая, она умрет» (Иез.18:20).

Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по при­роде своей неви­ди­мая для телес­ных глаз, разум­ная и мыс­ля­щая. Не име­ю­щая формы, поль­зу­ю­ща­яся снаб­жен­ным орга­ном – телом, предо­став­ля­ю­щая ему жизнь и воз­рас­та­ние, чув­ство­ва­ние и порож­да­ю­щая силу. Име­ю­щая ум, но не иной, по срав­не­нию с ней самой, а как чистей­шую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она само­власт­ная и спо­соб­ная желать и дей­ство­вать, измен­чи­вая, т.е. доб­ро­вольно меня­ю­ща­яся, поскольку сотво­рена. Полу­чивши все это по при­роде от бла­го­дати Создав­шего ее, от Кото­рого она и полу­чила свое бытие.

Неко­то­рые сек­танты, такие как Сви­де­тели Иеговы и Адвен­ти­сты седь­мого дня, отвер­гают бес­смер­тие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссы­ла­ются на Библию, на текст Еккле­си­а­ста, где ста­вится вопрос о том, подобна ли душа чело­века душе живот­ных: «Потому что участь сынов чело­ве­че­ских и участь живот­ных – участь одна: как те уми­рают, так уми­рают и эти, и одно дыха­ние у всех, и нет у чело­века пре­иму­ще­ства перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Еккле­си­аст сам и отве­чает на этот вопрос, чем пре­не­бре­гают сек­танты, он гово­рит: «И воз­вра­тится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вра­тился к Богу, Кото­рый дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы пони­маем, что душа неуни­что­жима, но может и уме­реть.

Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом

Если мы обра­тимся к свя­то­оте­че­скому насле­дию, то увидим, что обычно в душе выде­ляют три основ­ные силы: ум, волю и чув­ства, кото­рые про­яв­ля­ются в разных спо­соб­но­стях – мыс­ли­тель­ной, жела­тель­ной и вожде­ле­ва­тель­ной. Но при этом надо пони­мать, что у души есть и другие силы. Все они раз­де­ля­ются на разум­ные и нера­зум­ные. Нера­зум­ное начало души состоит из двух частей: одна непо­слушно разум­ная (разуму не пови­ну­ется), другая послушно разум­ная (пови­ну­ется разуму). К высшим силам души отно­сятся ум, воля и чув­ства, а к нера­зум­ным отно­сятся жиз­нен­ные силы: сила серд­це­би­е­ния, семен­ная, воз­рас­та­тель­ная (кото­рая обра­зует тело) и т.д. Дей­ствие силы души ожив­ляет тело. Бог созна­тельно сделал так, чтобы жиз­нен­ные силы были непод­властны разуму, чтобы чело­ве­че­ский разум не отвле­кался на управ­ле­ние серд­це­би­е­нием, дыха­нием и т.д. Суще­ствуют разные тех­но­ло­гии, свя­зан­ные с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом, кото­рые пыта­ются повли­ять на эту жиз­нен­ную силу. Чем уси­ленно зани­ма­ются йоги: они пыта­ются кон­тро­ли­ро­вать серд­це­би­е­ние, изме­нять дыха­ние, кон­тро­ли­ро­вать внут­рен­ние про­цессы пище­ва­ре­ния и страшно этим гор­дятся. На самом деле гор­диться здесь абсо­лютно нечем: Бог созна­тельно осво­бо­дил нас от этой задачи, и зани­маться этим глупо.

Пред­ставьте себе, что, помимо вашей обыч­ной работы, вас заста­вят выпол­нять работу ЖЭКа: орга­ни­зо­вы­вать вывоз мусора, пере­кры­вать крышу, кон­тро­ли­ро­вать подачу газа, элек­тро­энер­гии и т.д. Сейчас многие люди в вос­торге от всяких оккульт­ных, эзо­те­ри­че­ских искусств, они гор­дятся тем, что в какой-то сте­пени овла­дели регу­ли­ров­кой этой жиз­нен­ной силы души, кото­рая непод­властна разуму. Фак­ти­че­ски они гор­дятся тем, что поме­няли работу пре­по­да­ва­теля уни­вер­си­тета на работу ассе­ни­за­тора. Это свя­зано с глупой идеей, что будто бы разум лучше спра­вится с телом, чем нера­зум­ная часть души. Я отвечу, что на самом деле спра­вится хуже. Давно известно: всякие попытки раци­о­нально постро­ить жизнь при­во­дят к очень нера­ци­о­наль­ным послед­ствиям. Если мы пыта­емся силу нашего разума обер­нуть на то, чтобы пра­вильно управ­лять нашим телом, полу­чится полная глу­пость.

Зачем Анто­ний Вели­кий гово­рил, что монах должен даже на коли­че­ство капель воды, кото­рые выпьет, взять бла­го­сло­ве­ние? Для того, чтобы мак­си­мально осво­бо­дить разум монаха от жиз­нен­ных забот. Задача послу­ша­ния – это прямая про­ти­во­по­лож­ность йоге. Если йог или оккуль­тист пыта­ются своим телом управ­лять при помощи разума, то пра­во­слав­ный монах пол­но­стью высво­бож­дает свой разум от заботы о теле, чтобы пере­клю­чить его весь на Бога.

свя­щен­ник Даниил Сысоев

***

О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа

По чело­ве­че­ской при­роде Хри­стос обла­дал телом и душой. Поскольку чело­ве­че­ская и Боже­ская при­роды соеди­нены в  Лице (Лич­но­сти) Сына Божьего, постольку можно утвер­ждать, что душа Христа — душа вопло­тив­ше­гося Сына Божьего.

«Хри­стос, чтобы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за грехи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по плоти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» (1Пет.3:18-19).

Из Часов пас­халь­ных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с раз­бой­ни­ком, и на Пре­столе был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

***

Суще­ствуют ли непри­ка­ян­ные души, кото­рые вынуж­дены ски­таться по земле, не находя покоя?

Святая Цер­ковь верует, «что души умер­ших нахо­дятся в состо­я­нии покоя или муче­ния, в соот­вет­ствии со своими делами. Отде­лив­шись от своих тел, они немед­ленно (!) пере­хо­дят или к радо­сти, или к печали и плачу; однако, обще­при­знанно, что ни их бла­жен­ство, ни осуж­де­ние не явля­ются совер­шен­ными» (Посл. восточ. пат­ри­ар­хов, чл. 18). Место­пре­бы­ва­нием пра­вед­ных явля­ется рай, греш­ни­ков – ад, (см. Прав. испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна «вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни чело­ве­че­ской» (Иов.10:22).

По этому поводу хорошо гово­рил все­лен­ский учи­тель свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Душе, отде­лив­шейся от тела, уже невоз­можно блуж­дать здесь, потому что “пра­вед­ных души в руке Божией” (Прем. Сол. 3:1) <…> Да и души греш­ни­ков тотчас уда­ля­ются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Хри­стос гово­рит: “Сего­дня душу твою возь­мут у тебя” (Лк.12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышед­шая из тела, блуж­дала здесь. И это вполне сооб­разно с разу­мом. <…> А что и души греш­ни­ков по смерти не могут здесь пре­бы­вать, послу­шай богача, кото­рый много о том просил, и не полу­чил жела­е­мого. Если бы это воз­можно было, то он сам пришел бы и воз­ве­стил о про­ис­хо­дя­щем там. Отсюда видно, что души, по отше­ствии отсюда, уво­дятся в некую страну и, уже не имея воз­мож­но­сти воз­вра­титься оттуда, ожи­дают страш­ного того дня» (Беседы на Еван­ге­лие от Матфея, 28).

Случаи виде­ний блуж­да­ю­щих духов свя­ти­тель объ­яс­няет демо­ни­че­ским дей­ствием: «Демон ста­ра­ется пока­зать, что она не только оби­тает в костях (умер­ших людей), но ходит туда и сюда, блуж­дая пона­прасну, что она не под­чи­нена какой-либо власти, ни даже Боже­ствен­ному про­мыш­ле­нию, и не будет под­вер­жена какому-либо нака­за­нию за соде­ян­ные пре­ступ­ле­ния. Таким обра­зом он делает то, что многие верят, будто после смерти души посто­янно блуж­дают. Но это – басни детей и старух, и осте­ре­гай­тесь верить им, когда вас при­вле­кают такими вымыс­лами» (Тол­ко­ва­ние на про­рока Исаию, гл. 8).

В то же время исто­рия знает много слу­чаев явле­ний душ умер­ших живым. Поскольку «про­дол­же­ние суще­ство­ва­ния души по раз­лу­че­нии её с телом и её бес­смер­тие есть несо­мнен­ная истина, так как сам Спа­си­тель утвер­дил её против непри­зна­вав­ших её сад­ду­кеев, то уже, по этому одному воз­вра­ще­ние отшед­ших душ и явле­ние их живу­щим на земле людям, по допу­ще­нию или пове­ле­нию Бога, вполне воз­можны и не пред­став­ляют ничего неве­ро­ят­ного. У иудеев, совре­мен­ных Спа­си­телю, вера в это воз­вра­ще­ние и это явле­ние была все­об­щею верою. Иисус Хри­стос пред­по­ла­гал её уже как несо­мнен­ную, и нико­гда не гово­рил ничего такого, из чего бы можно было заклю­чать, что он не одоб­рял или осуж­дал эту веру. <…> Души усоп­ших, конечно, явля­ются и могут являться на землю не по своей соб­ствен­ной воле, а только по пове­ле­нию и допу­ще­нию Божию. Бог пове­ле­вает и допус­кает им являться только для каких-нибудь осо­бен­ных, достой­ных Его, целей. Если бы они могли являться по своему соб­ствен­ному про­из­волу, в таком случае их явле­ния были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, кото­рые бы не стали являться на землю по разным личным побуж­де­ниям, из побуж­де­ния, напри­мер, род­ствен­ного чув­ства и жела­ния сви­да­ния со своими близ­кими и пр. Такое мнение выска­зы­вает бла­жен­ный Авгу­стин, говоря о своей матери, св. Монике, кото­рая его так нежно любила. Еван­гель­ский богач непре­менно бы посе­тил своих бра­тьев и род­ствен­ни­ков, чтобы изве­стить их о той несчаст­ной участи, кото­рая постигла его в загроб­ной жизни. Но Бог по своему мило­сер­дию и все­мо­гу­ще­ству доз­во­ляет являться душам усоп­ших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что гово­рят и пишут о явле­ниях усоп­ших, должно отно­ситься с боль­шою осто­рож­но­стью и осмот­ри­тель­но­стью» (прот. Гри­го­рий Дья­ченко. Тайная жизнь души после телес­ной смерти. М., 2010. С. 93, 97).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 комментария

  • Irina, 30.12.2021

    Про­хо­дит ли душа 12 раз приход в разных телах на земле или это выдумки?

    Ответить »
    • Кирилл, 31.12.2021

      Чело­ве­че­ские выдумки. Бого­от­кро­вен­ная истина состоит в том, что “…чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд” (Евр.9:27).

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки