• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Позволительно ли разводиться мужу с женою? – протоиерей Валериан Кречетов Валериан Кречетов, протоиерей

Позволительно ли разводиться мужу с женою? – протоиерей Валериан Кречетов

 
Рейтинг публикации:
(11 голосов: 4.45 из 5)

В святом Евангелии Господь прямо отвечает на этот вопрос, который часто возникает в семейной жизни, особенно в наше время: как быть, разводиться или нет?

Проповедь во вторник 35-й седмицы по Пятидесятнице

Мк., 43 зач., X, 2-12

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В святом Евангелии Господь прямо отвечает на этот вопрос, который часто возникает в семейной жизни, особенно в наше время: как быть, разводиться или нет?

Так, как было от начала, так и должно быть.

От зачала же создания, мужа и жену сотворил я есть Бог. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Темже уже неста два, но плоть едина.

То есть, смысл таков, что разводиться нельзя. И всё.

Это нужно иметь в виду, чтобы не было потом оправданий: вот, дескать, я не знал… Значит, нужно было стараться узнать. Поэтому раньше и относились к этому вопросу со всей серьёзностью. И прежде, чем вступать в брак, старались всячески выяснить, есть ли родственные отношения, и всё, что только можно было узнать, узнавали. А прежде всего, волю Божию старались узнать. Потому что человек сам не знает, что его ожидает.

Известны такие случаи – когда что-то происходит, человек говорит: «Ах, я не знал». Да, но кто может даже про себя сказать, что он еще наделает в жизни? Что он знает, что будет вот так-то и так-то? А тем более про другого? Нет ничего удивительного. Человек, к несчастью, хотя и очень много мнит о себе, но он, в общем-то, существо-то слабое, непостоянное и изменчивое. Постоянны только святые. И вот это постоянство отличает святых от нас.

Отец Сергий Мечёв, новомученик, сказал своей духовной дочери:

– Иногда с вас можно писать икону, а иногда – бульварный роман.

Настолько нас заносит в разные стороны. Поэтому не удивительно, что человек часто меняется.

Когда женятся или выходят замуж, то смотрят в основном-то на хорошую сторону. На нее и нужно смотреть. Этот же духовный отец часто говорил, что нужно стараться относиться к человеку так, как вы относились к нему в самом начале, когда в первый раз его увидели. То есть, заметьте, что вначале мы с человеком вежливы, спокойны. Потом постепенно начинаются мысли, кто-то что-то там сказал, что-то показалось – ах, вот, оказывается, что… – и поехало, поехало, и – заехало.

Вот так в Евангелии и сказано: Изначала же не бысть тако (Мф.19:8). Нужно всё вспоминать, как было от начала. И стараться всё привести в это соответствие. То есть, сначала-то относился хорошо – ну, так вот старайся и опять вернуться к этому состоянию.

Конечно, иногда бывает еще так, что человек сразу относится наоборот, плохо, а потом изменяет свое мнение. Но здесь имеется в виду: от начала в духовном смысле.

От начала было – без греха. Поэтому всё, что иное, – плод греха. И даже если первая встреча, которая была с человеком, носила оттенок неприязни какой, недоброжелательства, то это опять не так, как должно было быть от начала. А вот когда ты встретился с этим человеком, и тебе было хорошо, – то вот это начало, которое должно быть. Большей частью, когда мы друг с другом встречаемся и знакомимся, все-таки нет недоброжелательства, если мы с Богом в начале. Потому что именно для этого, для доброго начала человек сотворен.

Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21),- Господь сказал. То есть, как Троица, Единосущная и Нераздельная, так и все люди по-настоящему должны быть между собой едины и нераздельны. Но грех, страсти разделяют людей:жадность, желание командовать, властвовать, зависть, злоба. От начала же не было так. И не должно быть так. И к этому доброму началу нужно всё возвращать. И чаще вспоминать, как должно быть. От чего это произошло и к чему это должно прийти.

Прийти должно опять к тому же — к единению. Только единение первых людей, поскольку они были созданы чистыми, было единение по чистоте и по простоте. Но единение всего человечества, Царство Небесное, будет возвращением к тому первозданному состоянию, которое было от начала. Но уже через испытания земной жизни. То есть, когда твердость намерений, стремление к добру будут испытаны обстоятельствами жизни.

В общем-то, так часто и бывает в браке. В начале — подъем, порыв, всё, как говорят, в розовом свете. Потом начинаются искушения, испытания, враг начинает всячески подступать. И эти испытания нам необходимы. Почему, когда в браке проживут двадцать пять лет, говорят: «серебряная свадьба», пятьдесят лет — «золотая свадьба»? Серебро, золото — это то, что проверено такими большими сроками, что устояло, сохранилось в том состоянии, в котором было; сохранилось, прежде всего, в своей чистоте, в первозданности, от начала. Это как раз пример того, что вначале чистые отношения любви, но они еще не крепкие, хотя, могут быть и сильные, конечно, чувства разной силы бывают, а потом уже они становятся, как устоявшееся, выдержанное вино. Большей частью, люди забывают это состояние, поэтому во время венчания читается Евангелие, в котором говорится о том, как Иисус на браке претворил воду в вино. И распорядитель пира сказал жениху: Всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее, ты же соблюл еси доброе вино доселе (Ин.2:10).

То есть, в обычной жизни так: вначале подъем, горение, а потом всё поостывает, приедается, опрощается, и человек потом относится к этому уже, как к обыденному, будничному. И, к несчастью, иногда эти чувства совсем охладевают. А когда проходит период земного единения, телесного, – ведь это всё временно, оно проходит, – наступает период духовного единства.

Интересно, что в долговременных браках, христианских браках особенно, муж и жена с годами становятся похожими друг на друга, у них что-то общее появляется, хотя в начале они могут быть очень разными. Это некое отражение внутреннего единства, хотя они зачастую вроде были люди-то из разных родов, из разных семей, но потом они сродняются и становятся даже похожими друг на друга. Это свидетельство того, что жена была взята от мужа, и поэтому она и должна быть на него похожа: Кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт.2:23), ? как сказал Адам, когда увидел Еву.

Вот это значение брака, как Богоутвержденного единства, должно опять воскрешаться. Потому что сейчас отношение к браку стало настолько… Даже не знаю, какое слово подыскать… Что-то вроде эксперимента: получится – не получится. Слова какие-то находят: сошлись – не сошлись характерами, совместимость – несовместимость… Да любые соотношения характеров! Люди живут вместе с любыми характерами – и ничего, можно всякое терпеть. Если есть любовь, то все это – не причина. Люди, совершенно разные даже по интересам, когда любят друг друга, всё равно живут вместе, и у них есть общее единение.

Этот вопрос очень важный. Ибо, когда семьи перестанут быть крепкими, тогда всё человечество превратится в аморфную массу. И это будет уже перед концом, потому что тогда не будет семей. Семья – это как кирпич, это вынуждены признать все. Так было в древности, так сказано в Священном Писании. У нас семья именуется малой Церковью, домашней Церковью. Как вся Церковь должна быть едина, так и семья.

Почему сейчас такое разделение, и даже в Церкви это встречается? Потому что в стены Церкви люди приходят из семей, которые сами разделенные. И вот эта разделенность, дух разделения везде сеется. Разделяются сначала семьи, потом народы. Да и как могут два народа быть в мире, если даже две семьи не могут быть между собой мире, в единении? Если внутри каждой семьи нет единения, то мир невозможен. Если ты будешь с мужем в хороших отношениях, то с его женой будешь ругаться, если они между собой не в мире. С одним будешь разговаривать, а другой с тобой не будет разговаривать. Это настолько очевидно, что тут даже и рассуждать, собственно говоря, нечего. Однако эта истина пропускается мимо ушей. Никто этим вопросом не занимается и в этом направлении не трудится. Хотя люди, даже думающие светские люди совершенно четко этот факт констатируют.

Мне когда-то довелось говорить с директором средней школы, где учились пятеро моих детей, Григорием Ивановичем Суворовым, Царствие ему Небесное. Беседовали мы в те времена, когда больше двух и нельзя было собираться и на такие темы беседовать. Ему было семьдесят с лишним лет, он много лет был педагогом. Он вспоминал о том, что через его руки прошли те, которые стали уже бабушками. И он сказал:

– Вы знаете, у нас семьи нет и не будет, мы идем к краху.

К чему, собственно, Евангелие прежде всего призывает? Вот спрашивают: «Чему учит православная вера, Евангелие?» Тому, в частности, чтобы супружеские пары были прочными, чтобы семья представляла собой прочное ядро. Когда в семье у нас что-то начинается, тем более между супругами, какая-то начинает пробегать тень, или, тем более, начинаются раздоры, – то нужно помнить, что всё это – от диавола, у которого принцип порабощения: «Разделяй и властвуй». Он разделяет и потом всех растаскивает: одного в одну сторону, вторую – в другую. Несчастные дети страдают. В общем, дальше – больше, больше, и всё это кончается разрушением семьи. Поэтому нужно, как говорят, всё класть на алтарь мира. Ведь от начала не было так, и теперь не должно быть так. Сегодняшнее Евангелие нам должно еще раз напомнить – особенно тем, кто находится в таких обстоятельствах, – что так быть не должно, что это не то.

Но как же быть-то, когда уже всё трещит и, кажется, уже невозможно это удержать? Очень просто.

Только что читалось Евангелие о богатом юноше, про которого Господь сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное.«Кто же может спастись тогда?» – спросили у Него ученики. Невозможная у человек, возможна суть у Бога, – сказал Господь (Лк.17:24-27).Поэтому нужно молиться и просить помощи Божией. Самому человеку нужно обратиться к Богу, насколько он может, и насколько силёнки есть – от всей души постараться.

Прежде всего, нужно себя изменить. Изменить, имеется в виду, в хорошую сторону. То есть, если ты вначале был ласков и добр, то возвратись к этому состоянию, как от начала было, измени себя в этом. Пусть это будет не то легковесное состояние, какое было вначале, не столь жизнерадостное, но это будет уже другое состояние, более твердое.

Есть такое изречение: «В любом инциденте доля своей вины есть». Сколько – это один Бог знает. Об этом мы часто забываем, начинаем: а вот он, а она то-то… Ну, он. А ты? От тебя что зависит?

Конечно, бывает, что уже не удержишь, но, по крайней мере, твоя душа будет спокойна, что ты сам сделал всё, что возможно было сделать для мира и для того, чтобы исправить это положение. Ведь были такие случаи, когда возможно было удержать. И известен такой случай, очень трагический. Эти люди еще живы – те, кто были действующими лицами этой трагедии. Одна «половина» – какая-то там причина была – не пожелала жить в браке. Вторая «половина» приложила все усилия, всё, что возможно было. Прошли потом годы, и та первая «половина», которая ушла, пришла со слезами к покаянию…

Я не буду подробностей говорить, не столь важно, что у кого там получилось, – суть-то в другом. У каждого своя жизненная ситуация, и каждый должен всё, что зависит от него в этой ситуации, сделать, чтобы такого разделения не было. Для этого, как я уже сказал, нужно помнить: когда начинаешь в этом направлении трудиться, то встречаешься со многими сложными вопросами, даже с такими вещами, которые, кажется, невозможно понести. Но, оказывается, это возможно.

Я мог бы приводить и другие примеры, когда одна «половина», как говорят, заартачилась, но Господь так эту «половину» придавил, что она уже и не пикнула. То есть, у Бога столько средств, что любого человека может поставить на место. Мы просто забываем о том, что если это и не произойдет в этой жизни, то возмездие всё равно не минует. Но тогда уже придется отвечать по полному счету. И если в этой жизни ответим, то это еще слава Богу! А вот в будущей жизни это может быть уже безвозвратно.

Поэтому нужно помнить, что муж и жена, как говорили нам святые отцы, – это сонаследники будущей жизни. То есть, нужно и здесь стараться быть в единении, чтобы и там быть вместе. Это уже духовное единение – там ни женятся и не посягают, как сказал Господь, но яко Ангели Божии на небеси суть (Мф.22:30). Основание для того единения закладывается еще здесь, на земле. И поэтому не может и не должно быть никакого разделения и разъединения, потому что оно будет продолжаться и в будущей жизни.

Я понимаю, что многие, особенно современные люди об этих вещах не думают, потому что им твердили другое: о свободе, эмансипации всякие слова. Ну, конечно, есть же такое выражение: «Если человеку всё время твердить, что он свинья, то он захрюкает». Твердили-твердили – стали хрюкать уже, и так жить, не по-человечески, а как животные. Ну, Бог им судья.

Но, по крайней мере, сейчас очень многие стали венчаться, и люди, уже жившие в браке, приходят в храм получать благословение. И опять каждый раз всех их спрашивают: «Имеешь ли произволение благое и непринужденное и крепкую мысль вступить в брак?» То есть, бесповоротно. В этом отношении всё, как было от начала, так и продолжается. И кто действительно серьезно задумывается над своей семейной жизнью и вообще над своей жизнью, тот должен эту истину помнить и всё время держать ее в своем сознании.

Я молодым всегда говорю, когда венчаю, что нет на этой земле ничего такого, из-за чего стоило бы разделяться и ссориться. Значит, в конце концов, всё можно как-то решить. Ну, если что-то кажется вроде бы неразрешимым, нужно обратиться к Церкви, обратиться к Богу, и Господь разрешит. Или иногда через священника Господь вразумит, или же в такие обстоятельства поставит, что всё станет ясно. То есть, опять же: невозможная у человек, возможна суть у Бога.

Поэтому постараемся чаще себе напоминать, как было от начала. Это всё имеет отношение не только к супругам, но и к родителям. Дети, когда под старость начинают раздражаться на своих родителей, должны об этом помнить. В детстве мы родителей любим сильно, и так было от начала, – так же и в старости такое доброе отношение должно сохраняться.

Как было от начала, как мы в детстве еще, в простоте, чистые сердцем, друг к другу относились, так должно быть между нами всеми.

Разве, например, раньше было столько распрей в мipе? Хотя враг всегда старался поссорить людей, делили что-то, но, по крайней мере, город на город не восставал, и страна на страну так не восставала, как теперь стали восставать – в то время, когда, кажется, всё уже поделено, всё уже утвердилось. А почему всё это? Потому что забыли, как было от начала.

Действительно, было крещение Руси на Киевских горах, в Днепре. А теперь это – заграница, так стало. Разве от начала так было? Ясно, что это ненормальность. Грузия когда-то просилась под крыло России, и Россия объединяла многие народы, и все с любовью относились друг к другу – так было от начала. А теперь это всё забыли.

Нужно чаще себе напоминать, как было от начала, и как желал и желает этого Господь для нас.

Дай, Господи, нам постараться с помощью Божией сохранить мир и в себе, и в семье. И, насколько возможно, в том месте, где нас Господь поставил, где мы находимся, чтобы там тоже были мир и любовь. Аминь.

1 февраля 1994 года

Метки
  • Нет Меток
2 3 370
Оставить комментарий » 2 комментария
  • Лидия, 04.02.2015

    спасибо, как кстати я прочла эту статью,…как же найти в себе силы вернуться к началу, Господь нам в помощ

    Ответить »
  • Константин, 26.01.2016

    Посмотрите на дату проповеди…уже тогда мыслящим людям было ясно к чему дело идёт с нашими соседями…а в начале не было так…

    Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разделы
Виньетка
nohome norefs Благовещение Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы Великий пост Воздвижение Креста Господня Вознесение Господне Вход Господень в Иерусалим День Святого Духа Зачатие Пресвятой Богородицы Изнесение честных древ Креста Господня Крещение Господне Мариино стояние Начало индикта Новый год Обрезание Господне Пасха Покров Пресвятой Богородицы Положение честного пояса Пресвятой Богородицы Пособия по гомилетике Преображение Господне Пятидесятница Радоница Рождественский пост Рождество Иоанна Предтечи Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Св. Иоанна Предтечи Рождество Христово Святые Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла Собор новомучеников и исповедников Российских Сретение Господне Страстная седмица Усекновение главы Иоанна Предтечи Успение Божией Матери Успенский пост
Самое популярное (читателей)