• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Проповедь на праздник Крещения Господня — протоиерей Олег Стеняев Олег Стеняев, протоиерей

Проповедь на праздник Крещения Господня — протоиерей Олег Стеняев

 
Рейтинг публикации:
(3 голоса: 5 из 5)

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие от Марка, первая глава, с 1-го по 8-ой стих, но, так как завтрашний день многие работают, мы завершим сегодняшнюю проповедь также Евангелием от Матфея 3-я глава с 13-ого стиха и ниже.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие от Марка, первая глава, с 1-го по 8-ой стих, но, так как завтрашний день многие работают, мы завершим сегодняшнюю проповедь также Евангелием от Матфея 3-я глава с 13-ого стиха и ниже.
Евангелие от Марка начинается словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа». Сразу возникает вопрос: Почему, если говорится, что это начало Евангелия Иисуса Христа, не говорится о Рождестве Христовом, так как в других Евангелиях? Потому что само слово Евангелие означает ПРОПОВЕДЬ. Иными словами Марк как бы пишет: Начало радостной проповеди Иисуса Христа, а где это происходило — на Иордане, когда и произошло явление Христа народу. А то же Евангелие от Матфея начинается словами: «Родословие Иисуса Христа». «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: Вот я посылаю Ангела моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред тобою, глас Вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему».
Ангелом называется сам Иоанн Креститель, который являлся по матери родственником Иисуса Христа и изображается с ангельскими крыльями православной традиции так, как стремительно выполнял то служение, которое поручил ему Бог и вел поистине не человеческий, а ангельский образ жизни, живя в пустыне. Поэтому далее, как объяснение: «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для обращения грехов и выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне и крестилися все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед». Поистине это было ангельское житие Его пребывание в пустыне. Но здесь не может не смутить нас то, что проповедь произносится в пустыне. Это все равно, что если священник оставит храм и рано-рано утром пойдет на перекресток и там, осенив себя крестным знамением будет проповедовать.
Почему Иоанн Креститель проповедует не в городе, не в Иерусалиме, не в Назарете, не в Вифлееме, не весях, не там, где собиралось много людей, а там, где была иудейская пустыня? Этим самым Он хотел сознание евреев вернуть к временам, когда все началось. Когда БОГ вывел еврейский народ из египетского рабства, чтобы они как бы заново пережили эти времена в пустыне, когда БОГ сорок лет водил их по пустыне и они из семейства Иакова соделалися народом с двенадцатию коленами. «И проповедал, говоря: Идет за мной сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым».
Что означает водное крещение, которое совершает в иудейской пустыне Иоанн на Иордане? Крещение — это стандартная практика, которая совершается у евреев и в наше время, называется Миквэ, обряд омовения, он описан в книге Левит, где сказано, что если человек осквернился, то он должен совершить полное погружение в воду. В те времена такой обряд совершали над людьми, которые долго жили среди язычников, осквернялись в общении с ними и чтобы очистится их надо было погружать в воду целиком. Удивительным здесь является то, что Иоанн Креститель проповедует покаяние крещения жителям Иерусалима, жителям Десятиградия, жителям тех городов, где люди были уверены, что у них все в порядке, что они живут по закону БОГА и никакого нечестия у них нету. Поэтому такое его поведение — это был вызов тогдашним религиозным лидерам, и первосвященники посылали из Иерусалима спросить: а почему ты крестишь? Обычно люди сами совершали над собой этот обряд. А когда кто-то начинает совершать над всеми, это напоминает действие пророка или даже мессии, и он говорит о том, что он крестит в воде, но идущий за ним сильнее его, Он будет крестить Духом Святым и огнем.
Крещение Иоанново — это было крещение в покаянии, в отречении от прежней жизни. Как сказано, крещение не есть омытие нечистоты, но прежде всего обещание БОГУ доброй совести. Вот таким было иудейское крещение. А христианское крещение — это таинство, когда силой крови Сына Божия человек очищается от ответственности за грех, от власти греха и страха смерти и сподобляется получить Духа Святаго, как в день пятидесятницы в виде огненных языков Дух сошел на апостолов. Поэтому Иоанн Креститель и говорит: «Тот, кто идет за мною, Он будет крестить Духом святым и огнем». То есть, Дух Святой сойдет в виде огненных языков, когда будет крещение в Сионской горнице, таким образом он предсказывает событие, которое произойдет только через три с половинной года.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи», читаем мы уже Евангелие от Матфея третья глава, тринадцатый стих, «к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно крестится от Тебя и Ты ли приходишь ко мне». Иоанн не может понять, как он будет крестить Иисуса. Ведь крещение Иоанново это в покаянии, а Иисус — это чистый Агнец Божий, берущий на себя грехи мира. И действительно, с древних времен отцы церкви задавались вопросом: зачем Христу надо было крестится? И нашли ответ: Он это сделал для того, чтобы, освятив обряд крещения, придать ему силу таинства Божия. То есть, когда человека крестят в Христову Веру, то силой Христовой благодати он очищается от власти греха. Иоанн Креститель возмущается: «Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». То есть ОН крестится не ради себя, а ради других.
Надо сказать, что все, что было в жизни Господа Иисуса было нас ради человек и нашего ради спасения. Блаженный Августин пишет: Он рождается младенцем, чтобы освятить младенческий возраст, Он становится отроком, чтобы освятить отроческий возраст, Он становится юношей и потом мужчиной, чтобы освятить зрелый возраст, Он умирает, чтобы освятить и саму смерть, одержав над нею победу, как мы и поем: смертью смерть поправ, жизнь нам даровал. И когда Иоанн Креститель услышал об этой Высшей Правде, что сей час еврейский обряд трансформируется и это будет уже не миквы, это будет уже крещение, тогда Иоанн допускает Его «и, крестившись, Иисус в тот час вышел из воды и се отверзлись ему небеса и увидел Иоанн ДУХА БОЖИЯ, который сходил как голубь и испускался на Него, и се глас с небес глаголющий: Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».
Этот день называется не только днем Крещения, но и днем Богоявления, потому, что в этот день человек по имени Иоанн созерцал Божество. Он видел Сына Божия, который стоял в струях Иордана особо. Он видел, как в виде голубином Дух Святой явился и парил над головой Сына Божия и он слышал, как из осеняющего облака раздался голос БОГА ОТЦА: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Второй раз Бог произнесет эти слова на Фаворе, когда Сын Божий преобразится перед апостолами, но там будет отличие слов. Здесь говорится: «Cей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение», а там добавляется: «Его слушайте». Ведь как мы с вами определились, именно со дня крещения начинается проповедь Святого Вечного Евангелия, тех глаголов вечной жизни, которой наполняют смыслом боль и страдания, которой наполняют смыслом любое переживание, которой вдыхают в надежду в сердце каждого человека, который в этих словах ищет для себя начало новой жизни. И именно поэтому в Евангелие от Марка говорится: «начало Евангелия Иисуса Христа», а другие Евангелия свидетельствуют о событиях, которые были раннее, и в этом причина отличие слов БОГА на Иордане и на горе Фавор. К тому времени уже прозвучала и Нагорная проповедь и множество притч Иисуса Христа и люди должны были не только веровать в Него, как Сына Божия, возлюбленного, в котором благоволение БОГА ОТЦА, но и во всем слушаться Его.
Я поздравляю вас с этим праздником, будет совершен чин освящения воды. Эта вода не отличается от той, которая будет освящена завтра. Ибо Дух дышит где хочет. И когда вы принесете эту воду в свои дома и будете совершать орошение ваших жилищ, пусть благодать Божия явится в ваши дома. Это будет та самая вода, в струях которой стоял Сын Божий, над которой в виде голубином витал Дух Святой. Это будет та самая вода, когда совершится освящение в этом храме, вы принесете домой, над которой из осеняющего облака раздался голос БОГА ОТЦА, свидетельствующей о Сыне своем: «Сей есть Сын мой возлюбленный». Пусть струи этой воды принесут радость нашим родным и близким, осветят место вашей работы, пусть эта вода сохраняется в течении года, чтобы неразрывная связь с этим чудом Богоявления позволяла нам, если мы вдруг теряем ощущения благодати, вновь рождать это состояние.
И самое последнее: все мы когда-то были крещены, многие не помнят, когда это было, я был младенцем, когда меня крестили, но когда день крещения, день Богоявления и брызги освященной воды наполняют храмы, наши дома, мы как бы восстанавливаем обеты крещения, мы как бы переживаем вновь это очищение, эту радость, которую вкусили, когда были крещены во ИМЯ ОТЦА и СЫНА и СВЯТОГО ДУХА и запечатлены Святым помазанием.
Поздравляю вас с днем сочельника — крещения с днем Богоявления, крещения Господня. С праздником!

Метки 0 1 433
Нет комментариев для этой записи.

Хотите быть первым?

Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Разделы
Виньетка
nohome norefs Благовещение Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы Великий пост Воздвижение Креста Господня Вознесение Господне Вход Господень в Иерусалим День Святого Духа Зачатие Пресвятой Богородицы Изнесение честных древ Креста Господня Крещение Господне Мариино стояние Начало индикта Новый год Обрезание Господне Пасха Покров Пресвятой Богородицы Положение честного пояса Пресвятой Богородицы Пособия по гомилетике Преображение Господне Пятидесятница Радоница Рождественский пост Рождество Иоанна Предтечи Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Св. Иоанна Предтечи Рождество Христово Святые Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла Собор новомучеников и исповедников Российских Сретение Господне Страстная седмица Усекновение главы Иоанна Предтечи Успение Божией Матери Успенский пост
Самое популярное (читателей)