Проповедь на Радоницу об архимандрите Антипе (Михайлове) — архимандрит Тихон (Шевкунов)

Проповедь на Радоницу об архимандрите Антипе (Михайлове) — архимандрит Тихон (Шевкунов)


Хри­стос Воскресе!

Неко­гда один подвиж­ник Киево-Печер­ской лавры в день свя­той Пасхи при­шел в зна­ме­ни­тые пещеры, где похо­ро­нены сотни мона­хов, и от пол­ноты чувств, пере­пол­няв­ших его, вос­клик­нул: “Хри­стос Вос­кресе!”. — “Воис­тину Вос­кресе!”, — услы­шал он друж­ный лику­ю­щий ответ. Так при­вет­ство­вали его умер­шие монахи, жители иного мира, насель­ники пещер­ных гро­бов — граж­дане Небес­ного Царствия.

Сего­дня и мы за послу­ша­ние свя­той Церкви в учи­нен­ный день пас­халь­ного поми­но­ве­ния усоп­ших — Радо­ницы — тоже дерз­но­венно взы­ваем к мерт­вым: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!.. И слы­шим их ответ.

Одним из таких отве­тов была жизнь и смерть одного из почив­ших подвиж­ни­ков Псково-Печер­ского мона­стыря архи­манд­рита Антипы, память кото­рого мы тоже отме­чаем сего­дня в день его тезоименитства.

Отец Антипа при­шел в мона­стырь после войны. Ему, как и нема­лому числу сол­дат и офи­це­ров, Гос­подь помог остаться в живых, отвел смерть и Сам при­звал к мона­ше­скому слу­же­нию. Такое же вели­кое собы­тие — спа­се­ние Богом от смерти во время войны и при­зва­ние к мона­ше­ству — было и в жизни намест­ника мона­стыря архи­манд­рита Али­пия. Отец Антипа стал духов­ным сыном схи­и­гу­мена Саввы. Он много лет под­ви­зался в оби­тели, был чрез­вы­чайно добр, все­гда и ко всем при­вет­лив и никто не видел его даже сер­див­шимся, несмотря на то, что каж­дый день мно­же­ство людей при­хо­дили к о. Антипе на испо­ведь, за сове­том. А по ночам батюшка при­ни­мался за самое завет­ное свое дело — молитву (более всего он любил читать Псал­тирь и ака­фи­сты) и нескон­ча­е­мое поми­но­ве­ние сино­ди­ков — живых и умер­ших. Он гово­рил нам, моло­дым послуш­ни­кам, насколько важно цер­ков­ное поми­но­ве­ние: “Только бы уме­реть так, чтобы тебя поми­нали в Церкви! Молитва за живых и умер­ших и на литур­гии и на кафиз­мах, когда читают неусы­па­е­мую Псал­тирь, имеет неви­дан­ную силу, кото­рая и демо­нов сокру­шает, и сердца умяг­чает, и уми­ло­стив­ляет Гос­пода так, что и греш­ни­ков воз­во­дит из ада”.

Отец Антипа был началь­ни­ком “Неусы­па­е­мой Псал­тири”. Если слу­ча­лось, что кто-то по болезни или по послу­ша­нию про­пу­стит уроч­ный час чте­ния Псал­тири (а молитва не пре­кра­ща­лась ни на час), то отец Антипа сам читал Псал­тирь и поми­нал по сино­ди­кам вме­сто отсут­ству­ю­щего монаха. Да и у самого у него ночью было, кажется, четыре часа чте­ния Псалтири.

Еще он от всего сердца молился за людей, когда читал ака­фи­сты. За осо­быми ака­фист­ными бого­слу­же­ни­ями этих ака­фи­стов зака­зы­вали много, ино­гда по 12–15. Мно­гие монахи не очень любили эти про­дол­жи­тель­ные службы: длин­ные ака­фи­сты, а потом бес­ко­неч­ные записки с име­нами… Но отец Антипа весь сиял на этих дол­гих и тяже­лых служ­бах: настолько он радо­вался и чув­ство­вал, как важны для живых и усоп­ших цер­ков­ные молитвы.

Но вот при­шел день, когда отец Антипа уже не мог под­ни­маться по длин­ной лест­нице на гору, где стоял мона­стыр­ский Михай­лов­ский собор. Батюшка совер­шал свою послед­нюю службу со сле­зами. Пла­кали и при­хо­жане, потому что очень любили о. Антипу и жалели, что больше не будет на ака­фи­стах такого молит­вен­ника. А отец Антипа скор­бел еще и потому, что лишался воз­мож­но­сти читать свои люби­мые ака­фи­сты. Дело было в сере­дине 80‑х годов, ака­фист­ники тогда не изда­ва­лись — слу­жили по пере­пи­сан­ным в тет­рад­ках тек­стам. И чемо­дан­чик с ака­фи­стами, кото­рый дол­гие годы был почти все­цело в рас­по­ря­же­нии о. Антипы, теперь пере­хо­дил к дру­гим слу­жа­щим священникам.

В конце этой груст­ной службы в храм зашла группа ино­стран­ных тури­стов. Они посто­яли недолго, но прежде чем уйти одна из жен­щин вынула из сумочки какую-то книжку, пока­зала ее изда­лека о. Антипе и поло­жила на солею. Когда отец Антипа поки­дал храм, про­во­жа­е­мый пла­чу­щами при­хо­жан­ками, он взял книгу… Это ока­зался ака­фист­ник на рус­ском языке, издан­ный в Брюс­селе. Гос­подь за огром­ную любовь отца Антипы к людям, за подвиг его молитвы за живых и умер­ших так уте­шил батюшку. Пом­нится, и в келии и на Свя­той горке о. Антипа сидел на ска­ме­ечке с этим ака­фист­ни­ком, надев боль­шие очки, и как пер­вый раз, сосре­до­то­чено, усердно молился, а потом, после каж­дого ака­фи­ста или кафизмы, читал свой огром­ный истер­тый синодик.

Перед смер­тью о. Антипа слег. Его испо­ве­до­вали и при­ча­стили. Но в самый, кажется, день смерти он нашел в себе силы под­няться и придти в пещеры на могилу сво­его духов­ника отца Саввы. Он взял с собой крест и Еван­ге­лие, испо­ве­до­вался сво­ему умер­шему духов­нику, попро­сил его напут­ствен­ных молитв в даль­ний путь, и вер­нулся в лаза­рет уми­рать сам.

Когда я при­е­хал из Москвы в Печоры на его похо­роны, то с удив­ле­нием не нашел его гроб в водо­свят­ной часовне, где все­гда читают Еван­ге­лие и Псал­тирь над умер­шим. Часовню ремон­ти­ро­вали, а гроб с телом о. Антипы по бла­го­сло­ве­нию о. Намест­ника поста­вили в пеще­рах. Он стоял прямо у могилы схи­и­гу­мена Саввы, с кото­рым отца Антипу дол­гие годы не могла раз­лу­чить даже смерть. Теперь же они и мощами, и духом были вме­сте. Я говорю “мощами” не потому, что раньше цер­ков­ного про­слав­ле­ния можно объ­явить кого-то свя­тым, про­сто умер­шее тело вся­кого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина в Церкви назы­вают мощами.

Так жизнь и смерть заме­ча­тель­ного подвиж­ника, ныне поми­на­е­мого архи­манд­рита Антипы, являет нам бла­го­сло­ве­ние Божие на усерд­ное поми­но­ве­ние усоп­ших, кото­рое необ­хо­димо не только умер­шим, но и нашу соб­ствен­ную душу воз­вы­шает и исце­ляет. Являет нам его жизнь и смерть и ответ на сего­дняш­нее: “ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!”, обра­щен­ное к усоп­шим. Воис­тину вос­крес Хри­стос, Кото­рый “глу­би­ною муд­ро­сти чело­ве­ко­любно вся строяй и полез­ное всем пода­ваяй”, утвер­ждает нас в вере в жизнь буду­щего века — истин­ную цель нашей зем­ной жизни. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

10 / 23 апреля 2001 г

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки