• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста — протоиерей Олег Стеняев Олег Стеняев, протоиерей

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста — протоиерей Олег Стеняев

 
Рейтинг публикации:
(6 голосов: 5 из 5)

Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие от Марка, сороковое зачало. И мы читаем это Евангелие, которое начинается словами: «Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю».

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие от Марка, сороковое зачало. И мы читаем это Евангелие, которое начинается словами: «Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли».

Итак, в этом Евангельском чтении мы видим мужчину, который приходит к Господу Иисусу Христу с очень важной проблемой: у него бесноватый сын. Я думаю, что в той или иной степени каждый человек бывает подвержен влиянию злых духов. Особенно часто мы видим, как крутит и вертит нашу молодежь, когда они бросаются из одной крайности в другую, потому что дьявол и его служители бесы, они стараются делать всё для того, чтобы грех молодел, чтобы люди, только входя во взрослую жизнь, уже осквернялись соприкосновением с нечистым. Но здесь ситуация более опасная: человек был не просто одержим духом, а бес вселился в этого человека, так, что он ничего не мог говорить. Дух немой напал на этого юношу.

Что значит «дух немой»? Мы знаем из святоотеческой традиции, что у каждого греха есть свой бес-покровитель, как у каждой праведности есть свой Ангел-покровитель. Иногда, когда мы хотим помогать нашей молодежи, мы не всегда можем найти такие решения, которые действительно обеспечат им поддержку в этот самый сложный период жизни человека. Да, братия и сестры, самый сложный период жизни человека — это именно молодость. Хотя в мире, в котором мы живем, существует культ молодости, но в Священном Писании, где очень возвышенно говорится о детстве, например Господь Иисус говорит: «если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Также в Священном Писании говорится очень возвышенно о старости. Сказано в Законе Божием: «пред лицом седого человека вставай». Но нигде в Священном Писании не говорится хорошо о молодости, о юности. Напротив, мы находим такие слова: «… от юности борют меня многие страсти». Так молился псалмопевец Давид. А праведный Иов Многострадальный восклицал в отчаянии: «кости мои напоены грехами юности моей и вместе со мною хотят лечь в могилу».

Действительно, юность или молодость — это самый сложный и самый опасный период жизни человека. Святитель Феофан Затворник писал о том, что молодость — это духовно и нравственно невменяемый период в жизни человека. Но в то же время, когда апостол Павел писал послание юному епископу Тимофею, он писал ему: «… да никто не пренебрегает юностью твоей». То есть, необходимо протянуть руку помощи нашей молодежи, поддержать их неопытные, мятущиеся чувства, направив в правильном русле. И особенно мы должны это делать с большим усердием, когда дело касается наших домашних, родных и близких. Как сказано было апостолом Павлом в том же послание к Тимофею: «… кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного».

Но как мы можем помочь нашей молодежи? Вот этот мужчина подходит к Господу Иисусу с просьбой и Христос отвечает ему словами: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». Почему Христос на просьбу о помощи для этого молодого человека использует такие резкие слова, обращенные к его отцу, человеку немолодому, взрослому? Этими словами Христос как бы говорит всем родителям: «если вы видите недостатки в ваших детях и хотите им выговаривать за эти недостатки — знайте, что вы смотритесь в зеркало, ибо в ваших детях отражается всё то, чему они научились, живя среди вас».

И сказано в Писании: «Наставь юношу в начале пути его и он не уклонится от него, когда и состарится». Поэтому вывод очевиден: наши дети, точнее наша молодежь ведет нравственно невменяемый образ жизни, потому что не были наставлены при вхождении в юные годы свои. И это реальность, на которую мы не можем закрывать глаза, когда у нас дети, они охотно ходят в храм, они охотно ходят на занятия воскресных школ, но когда им становится пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать лет они перестают проявлять интерес к религии, потому что они вошли в самый опасный период в жизни человека.

Иными словами, Христос, говоря так резко по отношению к просящему отцу, обращается ко всем взрослым разделить ответственность за то, что происходит с нашими детьми. Это значит мы их не научили, не наставили, не воспитали, не образовали. У нас сейчас детей не наставляют, не воспитывают, не образовывают, — их выращивают, как выращивают капусту, картошку выращивают. Самое главное слово, которое должно регулировать наше отношение с детьми и молодежью — это слово ОБРАЗОВАНИЕ. Это слово означает на славянском языке восстановить в человеке ОБРАЗ БОЖИЙ, потерянный в грехопадении. Образовать — это как бы вернуть ему то подобие Богу, тот образ Божий, который был у человека до грехопадения.

«И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Вот настоящая характеристика молодости, когда действительно бросает молодых и совсем юных из крайности в крайность: из огня в воду, из воды в огонь, и мы, взрослые, не всегда понимаем вот эту неуёмность юности, отчего она произрастает. Ответ может содержаться в том, что юные зачинаются в юности самих родителей своих. Блаженный Феофилакт в своё время обратил внимание на то, что все святые Божии, как правило, рождались от пожилых родителей, в летах замоторевших. Он озадачил себя вопросом: «А почему? Обычно люди рождаются от молодых, которые вступили в брак и первенец является радостью и утехой для них». И Блаженный Феофилакт, отвечая на этот вопрос, говорит: «дети, которые зачинаются от молодых родителей, наследуют пылкость молодости и страстность молодости. И, напротив, дети, которые зачинаются от родителей в возрасте, иногда в преклонном возрасте, они наследуют степенность и хладность к похотливым чувствам». И, более того, такие дети являются плодом многолетних молитв, когда, например, Авраам молился (о том, чтобы у него был наследник) до столетнего возраста, а Сара молилась до девяностолетнего возраста. Родители Божией Матери, родители Иоанна Крестителя — это были люди, которые вымаливали своих чад у Бога и сообщали им вменяемость зрелых лет. Но, в любом случае, когда бы ни были зачаты дети — в молодости, или в старости, или в зрелых годах, они являются благословением Божием.

Господь Иисус обращается к отцу, Он говорит: «… если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Вот эти слова: «… ВСЁ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ», их, наверное, надо иметь девизом для себя. И там, где вы молитесь, может быть, хорошо распечатать эти слова, поместить их в рамочку, чтобы они были перед глазами, когда какие-то трудности, переживания, вы будете видеть эти слова Господа: «… ВСЁ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ».

Далее мы читаем: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию». Оказывается, проблемы этого молодого человека, который с детства был бесноватым, это неверие его отца. Таким образом, Писание раскрывает как бы генезис происхождения этой проблемы. Но, когда сам этот отец оказался перед выбором: как помочь своему ребенку? И Христос говорит ему: «имеешь ли веру?» А он не имеет веру, но он имеет серьёзную проблему, он пересиливает своё неверие и восклицает: «верую, Господи! помоги моему неверию».

Действительно, а как усилить в себе самом веру, если молитва произносится недостаточно искренно, если рой сомнений гнездится в нашем сознании, источник веры всегда один и тот же. Сказано: «Вера — от слышания, а слышание — от слова Божия». То есть, когда мы погружаем своё сознание в изучение Священного Писания, то вера усиливается в каждом из нас. Вера приобретает те формы, о которых сказано в Писании: «Имейте веру Божию», то есть не субъективную, свою, со всякими предрассудками и суевериями, но, когда мы свой ум подчиняем Библии, Божественному Откровению, то Вера Божия, то есть ИСТИННАЯ ПРАВДА проникает в наши сердца. Поэтому, если кто-то считает себя маловерующим — это не основание не молиться. У каждого из нас хватает проблем и если мы, пробираясь сквозь дебри собственных сомнений, депрессивных особенностей нашего характера и сокрушая собственное неверие, кричим: «Помоги нам, Господи! Услышь нас, Господи! Верую, помоги нашему неверию!» — Он придет на помощь каждому человеку, который обращается к Нему. И, поистине, можно сказать со всей очевидностью: нет ни одного человека, который, обратившись к Богу, был бы не услышан Богом. Потому что Господь ведет диалог со всем Своим творением и если бы Он прекратил вести диалог с любой частью творения, оно бы сразу прекратило своё существование. Как сказано о Боге, что мы Им живём, движемся и существуем.

Итак, мужчина, который был слабо верующий, но у которого была очень и очень серьёзная проблема восклицает: «Верую, Господи! помоги моему неверию», и, тотчас, происходит исцеление молодого человека. От детских лет, в течении многих лет до юности этот молодой человек страдал от беса, который бросал его то в огонь, то в воду. Но исцеление, которое приходит от Господа Иисуса Христа, оно совершается ТОТЧАС. Мы знаем, что имевший сухую руку, ТОТЧАС протянул руку, она стала здоровой. Мы знаем, что расслабленный, которого принесли друзья к ногам Иисуса, ТОТЧАС встал на ноги свои, взял постель и пошел домой. Вот это выражение — ТОТЧАС — это свидетельство о том, что если у нас есть много проблем, мы годами не можем их решить, это только потому, что мы не обращались к Богу с искренним восклицанием. Потому что, если Господь вмешается в нашу ситуацию, в ту или иную нашу проблему, избавление может прейти ТОТЧАС.

Итак, всё возможно верующему. С этой мыслию будем приступать к Святым Дарам, которые изнесутся словами: «со страхом Божием и верую преступите». С этими словами покинем храм и пойдем домой, войдем в наши квартиры, и эти слова должны звучать в нашем сознании: «Всё возможно верующему», и когда увидим наших родных и близких, которые ещё вдали от Путей Господних, когда увидим нашу духовно-квёлую молодежь, которая не познала путей Господних, пусть эти слова не покидают нас: «Всё возможно верующему». По молитве верующего не только горы могут сдвигаться с места, но и неверие наших близких обращаться в глубокую веру и в глубокую убежденность в том, что есть один Хозяин в этом мире, один Создатель и Творец, подчинение воли которого — залог подлинно счастливой жизни.

Спаси вас Господь!

Метки 1 1 246
Оставить комментарий » 1 Комментарий
  • Протоиерей Валерий, 27.03.2017

    Спасибо дорогой батюшка!

    Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Разделы
Виньетка
nohome norefs Благовещение Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы Великий пост Воздвижение Креста Господня Вознесение Господне Вход Господень в Иерусалим День Святого Духа Зачатие Пресвятой Богородицы Изнесение честных древ Креста Господня Крещение Господне Мариино стояние Начало индикта Новый год Обрезание Господне Пасха Покров Пресвятой Богородицы Положение честного пояса Пресвятой Богородицы Пособия по гомилетике Преображение Господне Пятидесятница Радоница Рождественский пост Рождество Иоанна Предтечи Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Св. Иоанна Предтечи Рождество Христово Святые Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла Собор новомучеников и исповедников Российских Сретение Господне Страстная седмица Усекновение главы Иоанна Предтечи Успение Божией Матери Успенский пост
Самое популярное (читателей)