Слово ко Дню Победы — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Слово ко Дню Победы — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


Слово ко Дню Победы после Божественной Литургии в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе

Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство, Ваше Прео­свя­щен­ство, досто­чти­мые отцы, Ваше Высо­ко­пре­по­до­бие, отец Сера­фим, насто­я­тель сего свя­того храма, доро­гие бра­тья и сестры!

Сего­дня совер­шенно осо­бый день в нашем цер­ков­ном кален­даре. Мы празд­нуем память свя­того вели­ко­му­че­ника и Побе­до­носца Геор­гия, див­ного угод­ника Божия, кото­рый во вре­мена язы­че­ских гоне­ний в Рим­ской импе­рии жизнь свою отдал в муче­ниях за вер­ность Гос­поду. И Гос­подь дал ему огром­ную силу, ибо за вер­ность и веру Бог дает силу людям.

Совер­шенно неслу­чайно, что сим­во­лами побед в вой­нах стали свя­тые муче­ники: свя­той вели­ко­му­че­ник Геор­гий, свя­той вели­ко­му­че­ник Фео­дор Стра­ти­лат и мно­гие дру­гие, потому что от воина тре­бу­ется то же самое, что и от муче­ника — вера и вер­ность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает пра­вое дело; и эти вера и убеж­ден­ность в правоте сво­его дела должны сопро­вож­даться вер­но­стью даже до смерти. И неслу­чайно Вели­кая Оте­че­ствен­ная война закон­чи­лась в день свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца. Мы празд­нуем День Победы в годов­щину под­пи­са­ния капи­ту­ля­ции, кото­рая состо­я­лась в Бер­лине 8 мая (ввиду раз­ницы во вре­мени в Москве к моменту капи­ту­ля­ции было уже за пол­ночь, а потому празд­ник Победы отме­ча­ется 9 мая). Но война кон­чи­лась 6 мая, в день вели­ко­му­че­ника и Побе­до­носца Геор­гия, кото­рый все­гда являлся покро­ви­те­лем града Москвы.

Это не про­сто сов­па­де­ние или сте­че­ние обсто­я­тельств. Война нача­лась в неделю Всех свя­тых, в земле Рос­сий­ской про­си­яв­ших. Те, кто заду­мал всту­пить 22 июня 1941 года на нашу свя­щен­ную землю, не знали нашего цер­ков­ного кален­даря. В день, когда весь наш веру­ю­щий народ обра­щался к Богу, прося мило­сти у свя­тых угод­ни­ков Божиих, на нашей земле про­си­яв­ших, — именно в этот день как вели­кое кощун­ство, как изде­ва­тель­ство над духов­ной жиз­нью людей посы­па­лись бомбы на головы нашего народа.

И, навер­ное, как все­гда, были люди, кото­рые гово­рили: «Как же так? В такой свя­той день!.. А где же свя­тые угод­ники? А почему они не защи­тили нашу землю? А почему упали на нас бомбы?» Так мы обычно реа­ги­руем на то, чего не можем понять. Мно­гое в жизни своей мы не можем раз­гля­деть и понять, и когда что-то про­ис­хо­дит не в соот­вет­ствии с нашими пред­став­ле­ни­ями, мы обра­ща­емся с недо­уме­нием к Богу: «Гос­поди, а где же Ты?». Кое-кто с недо­уме­нием, кое-кто с ропо­том, а кое-кто и с изде­ва­тель­ством: «Где же Ты?»

Празд­но­ва­ние Победы в день свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца, когда окон­чи­лась война, было отве­том тем, кто недо­уме­вал, почему 22 июня, в вос­кре­се­нье, на нас напал враг. Враг бро­сал вызов не только госу­дар­ству, тогдаш­нему Совет­скому Союзу. Ведь когда речь идет о жизни мил­ли­о­нов людей, то речь идет о чем-то гораздо боль­шем, чем госу­дар­ство. Речь идет о том, что явля­ется колос­саль­ной цен­но­стью в гла­зах Божиих — о жизни народа, о вере, свя­то­сти, чистоте, о том, с чем мы пред­ста­нем пред лицом Божиим. Всему этому был бро­шен страш­ный вызов, и мы знаем, как дорого сто­ила нам Победа.

Я бла­го­сло­вил, чтобы начи­ная с этого года в День Победы во всех хра­мах Рус­ской Церкви тор­же­ственно совер­шался моле­бен в память об избав­ле­нии страны нашей от страш­ного, смер­тель­ного врага, от опас­но­сти, кото­рой не знало Оте­че­ство наше за всю исто­рию. Рабо­тая над тек­стом молитвы, кото­рая будет про­чи­ты­ваться в наших хра­мах, я поло­жил в ее основу молитву свт. Мос­ков­ского Фила­рета (Дроз­дова). Свя­ти­тель соста­вил эту молитву в связи с побе­дой над Напо­лео­ном, но вообще пола­гал полез­ным читать ее вся­кий раз, когда страна наша празд­но­вала победу в войнах.

Конечно, не везде молитва свя­ти­теля Фила­рета бук­вально соот­вет­ство­вала нашей Победе и нашему вре­мени, поэтому кое-что при­шлось редак­ти­ро­вать. Но, рабо­тая над этим тек­стом, я про­никся смыс­лом молитвы, напи­сан­ной свя­ти­те­лем. Каза­лось бы, пра­во­слав­ная Рос­сия и наше­ствие Напо­леона — как должно было все это пре­лом­ляться в созна­нии тогдаш­них людей? Как некая напасть? Как дья­воль­ское иску­ше­ние? Как про­иски врага? Как хит­ро­спле­те­ния поли­тики? Но в созна­нии свт. Фила­рета и всей Церкви, кото­рая потом его сло­вами моли­лась, эта напасть вос­при­ни­ма­лась как нака­за­ние за грех.

Год назад я ска­зал в этом храме, что и Вели­кая Оте­че­ствен­ная война была нака­за­нием за наш грех, а потом был удив­лен реак­цией свет­ской прессы, кото­рая уди­ви­лась и даже оби­де­лась. Не надо оби­жаться — гре­шить не надо. Ни один грех не про­хо­дит мимо Бога. Все, что мы совер­шаем в своей лич­ной, обще­ствен­ной, госу­дар­ствен­ной жизни, — все это зано­сится в Боже­ствен­ную книгу жизни. Гос­подь по мило­сти Своей, не желая наших веч­ных мук, про­во­дит нас через эти вре­мен­ные испы­та­ния, и мы должны вос­при­ни­мать их как дар Боже­ствен­ной спра­вед­ли­во­сти и дар Боже­ствен­ной любви — не роп­тать, но при­зы­вать имя Божие, в пока­я­нии и вере скло­няя пред Богом свои главы.

А что же в ответ? В ответ Гос­подь совер­шает чудеса, как Он совер­шил чудо избав­ле­ния Москвы, как Он совер­шил чудо спа­се­ния страны нашей и всей Европы. И зна­ме­нием этого чуда яви­лось окон­ча­ние воен­ных дей­ствий в день празд­ника свя­того вели­ко­му­че­ника и Побе­до­носца Геор­гия по нашему цер­ков­ному юли­ан­скому кален­дарю. Это тоже было зна­ком того, что осо­бая роль была у страны и народа нашего в той вели­кой свя­щен­ной Победе.

Сего­дня мы молимся о том, чтобы Гос­подь при­к­ло­нил милость и любовь Свою к народу нашему, ко всей исто­ри­че­ской Руси, к стране нашей — Рос­сии; чтобы Гос­подь укре­пил веру в серд­цах людей, чтобы Гос­подь дал силу жить по Его запо­ве­дям, сохра­нять непо­вре­жден­ным свое нрав­ствен­ное чув­ство, стро­ить свое миро­бы­тие не по лжи­вой и опас­ной гре­хов­ной логике, кото­рую часто в очень при­вле­ка­тель­ной упа­ковке дья­вол пред­ла­гает чело­веку, а по логике Боже­ствен­ных законов.

Сердце раду­ется тому, что сего­дня на про­сто­рах исто­ри­че­ской Руси про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние веры. И как бы ни злоб­ство­вали те, кому это воз­рож­де­ние непри­ятно, оно совер­ша­ется не потому, что кто-то при­ка­зал народу воз­ро­диться в вере, не потому, что кто-то пер­стом с высоты ука­зал, кому и куда идти, а потому, что наш народ, пере­жив все эти муки и стра­да­ния, понял — как, может быть, ни один дру­гой народ — вели­кую истину, что жить нужно с Богом и по Божи­ему закону.

И сего­дня наша молитва именно об этом — чтобы крепка была вера нашего народа, чтобы мы могли справ­ляться с нашими жиз­нен­ными труд­но­стями так же, как наши предки спра­ви­лись со смер­тель­ной опас­но­стью, чтобы Гос­подь даро­вал нам частицу той вер­но­сти и веры, кото­рые имел свя­той вели­ко­му­че­ник Геор­гий Побе­до­но­сец, свя­тые муче­ники, став­шие сим­во­лами Победы — той Победы, кото­рая совер­ши­лась по Божией воле.

Только так мы вос­при­ни­маем нашу Победу. И если мы забу­дем о духов­ном и рели­ги­оз­ном изме­ре­нии Победы, то это будет кощун­ством по отно­ше­нию к Богу. В ответ на наши неимо­вер­ные уси­лия, в ответ на высо­чай­ший геро­изм народа, в ответ на напря­же­ние всех сил Гос­подь даро­вал Победу, и из Его спа­са­ю­щей дес­ницы мы полу­чили избав­ле­ние. И потому  мы воз­но­сим бла­го­дар­ствен­ную молитву, осо­бенно сего­дня, о стране нашей, о народе нашем, о пер­во­пре­столь­ном граде Москве. <…>

Перед нами образ Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, кото­рый был воз­вра­щен нам из Гер­ма­нии — вна­чале уве­зен как тро­фей, а потом совест­ли­выми людьми воз­вра­щен на Русь. Отец Сера­фим c при­хо­жа­нами отдали этот образ на рестав­ра­цию в руки заме­ча­тель­ных спе­ци­а­ли­стов. Из иконы, кото­рая сохра­ни­лась только на две трети, вос­со­здан пер­во­на­чаль­ный древ­ний образ. Раду­юсь, что он вер­нулся на нашу землю. Все должно воз­вра­щаться на круги своя — все, что было пору­шено, изни­что­жено, окку­пи­ро­вано, захва­чено в резуль­тате войн, граж­дан­ских смут и чело­ве­че­ской неспра­вед­ли­во­сти. Пусть этот образ напо­ми­нает нам о Победе в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне, о доб­рых людях, кото­рые вер­нули сию свя­тыню в Рос­сию, и о Пре­чи­стой и Пре­бла­го­сло­вен­ной Царице Небес­ной, кото­рая Своим Покро­вом покры­вает землю нашу. Аминь.

6 мая 2010 г.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки