Слово на Рождество Иоанна Предтечи — митрополит Симон (Новиков)

Слово на Рождество Иоанна Предтечи — митрополит Симон (Новиков)

(3 голоса4.7 из 5)

Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ствие Небес­ное (Мф.3,2).

Так взы­вал к народу, воз­люб­лен­ные о Гос­поде отцы, бра­тие и сестры, свя­той Про­рок, Пред­теча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн, память кото­рого Свя­тая Цер­ковь празд­нует сегодня.

Несколько раз в годо­вом круге Цер­ковь Свя­тая совер­шает память этого вели­кого Угод­ника Божия. Чество­ва­нию его посвя­ща­ется и втор­ник каж­дой недели.

Сего­дня мы собра­лись в этот свя­той храм,  чтобы  вме­сте с Цер­ко­вью про­сла­вить Рож­де­ство Пред­течи и Кре­сти­теля Гос­подня Иоанна. «Прежде неплоды днесь Хри­стова Пред­течу  раж­дает, и Той есть испол­не­ние вся­каго про­ро­че­ства: Егоже бо про­роцы про­по­ве­даша, на Сего во Иор­дане руку поло­жив, явися Божия Слова про­рок, про­по­вед­ник, вкупе и Пред­теча» (Кондак Рож­де­ства свя­того Иоанна Крестителя).

Явле­ние на свет пра­вед­ника все­гда есть вели­кая милость Божия к людям, ибо пра­вед­ни­ками стоит и дер­жится весь мир, А свя­той Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн явля­ется одним из вели­чай­ших пра­вед­ни­ков, более кото­рого, по сви­де­тель­ству Самого Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, никто «не воста в рож­ден­ных женами» (Мф.11,11).

И вот сего­дня, в день памяти свя­того Пред­течи Гос­подня мы усу­гу­бим вни­ма­ние на житии этого вели­кого Угод­ника Божия и уви­дим, какая поис­тине вели­чай­шая милость Божия нис­по­сы­ла­ется людям в лице праведников.

Из Свя­того Еван­ге­лия мы узнаем, что уже самое Рож­де­ние Пред­течи Гос­подня было не обык­но­вен­ным и сопро­вож­да­лось чуде­сами. Свя­той Про­рок рож­да­ется по пред­ска­за­нию Архан­гела Гав­ри­ила от пре­ста­ре­лых роди­те­лей: Заха­рии и Ели­са­веты. Рож­да­ется Пред­теча, и свя­щен­ник Заха­рия осво­бож­да­ется от немоты, кото­рой был нака­зан за неве­рие. Рож­да­ется Пред­теча, и раду­ется Ели­са­вета, с кото­рой сни­ма­ется поно­ше­ние за неплодство.

Но недолго свя­той мла­де­нец Иоанн уте­шался лас­кой пре­ста­ре­лых роди­те­лей, Отец его – пра­вед­ный Заха­рия – был убит в храме, а мать – пра­вед­ная Ели­са­вета, – скрыв­шись в горах, чтобы спа­сти мла­денца от Иро­до­вых убийц, также скоро скон­ча­лась. Как про­хо­дили дет­ские годы свя­того Иоанна Кре­сти­теля – нам неиз­вестно, так как в Свя­щен­ном Писа­нии на это нет ука­за­ний. «Не спра­ши­вай меня, – гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, – как Иоанн во время зимы и во время зноя сол­неч­ного жил в пустыне, осо­бенно в незре­лом воз­расте». И отве­чает: Иоанн в пустыне оби­тал, как на небе.

Укреп­ля­е­мое Боже­ствен­ной помо­щью, дитя воз­рас­тало и укреп­ля­лось духом, гото­вясь к вели­чай­шему слу­же­нию – уго­то­вить народ к при­ня­тию Мес­сии – Спа­си­теля мира.

Трид­цать лет он оби­тал в пустыне, нося одежду из вер­блю­жьего волоса и пита­ясь лишь акри­дами и диким медом. Но вот насту­пило время, и свя­той Иоанн остав­ляет пустыню и явля­ется на бере­гах Иордана.

«Покай­теся, – раз­дался голос про­по­вед­ника поста и пока­я­ния, – ибо при­бли­зи­лось Цар­ствие Небес­ное». При­зы­вом к пока­я­нию и  кре­ще­нию во Иор­дане свя­той Иоанн Кре­сти­тель при­го­тов­лял сынов  изра­и­ле­вых к при­ня­тию Спа­си­теля мира.

Стоя на пре­де­лах двух Заве­тов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух пред­ме­тов – это гре­хов чело­ве­че­ских, в кото­рых уто­пал греш­ный мир, и Агнца Божия, взем­лю­щего грехи мира. “Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ствие Небес­ное”, – взы­вает он к народу.

И власт­ный при­зыв к пока­я­нию не остался тщет­ным. Со всех сто­рон Иудеи стал сте­каться к нему народ, жаж­ду­щий очи­ще­ния от гре­хов и кре­ститься во Иордане.

Спа­си­тель­ное дело про­по­веди пока­я­ния, воз­люб­лен­ные о Гос­поде отцы, бра­тие и сестры, оста­ется дей­стви­тель­ным и после при­ше­ствия в мир Хри­ста Спа­си­теля. Ведь и Гос­подь начал Свою спа­си­тель­ную про­по­ведь теми же сло­вами: «Покай­теся, ибо при­бли­зи­лось Цар­ствие Небесное».

Пока­я­ние и вера в Хри­ста Спа­си­теля – это два необ­хо­ди­мых усло­вия дости­же­ния Цар­ства Небес­ного. Слезы пока­я­ния — это бла­го­дат­ный дождь, кото­рый омы­вает вся­кую нечи­стоту душев­ную, и дела­ю­щий спо­соб­ной душу к вос­при­я­тию Боже­ствен­ной благодати.

Поэтому при­зыв Пред­течи к пока­я­нию, при­зыв к исправ­ле­нию, очи­ще­нию от гре­хов дей­стве­нен и для нас.

Свя­той Иоанн Пред­теча и ныне взы­вает к нам, как неко­гда взы­вал к изра­иль­скому народу: «Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ствие Небес­ное». «Покай­теся.., и сотво­рите же достой­ный плод пока­я­ния» (Мф.3,10).

Будем же, воз­люб­лен­ные о Гос­поде отцы, бра­тие и сестры, как можно чаще пере­но­ситься мыс­лью в пустыню Иоан­нову, поста­ра­емся все­гда носить в своих серд­цах подвиги и свет­лый образ свя­того Пред­течи Гос­подня и будем молить его, чтобы он и в нас, как неко­гда в народе иудей­ском, уго­то­вал путь Спа­си­телю. Очи­стим свои души от гре­хов, ибо таково бла­го­во­ле­ние Божие, В чем да помо­жет нам Гос­подь молит­вами Пре­чи­стой Вла­ды­чицы нашей Бого­ро­дицы, свя­того Пред­течи и Кре­сти­теля Гос­подня Иоанна и всех свя­тых, сто­я­щих у Пре­стола Божия и непре­станно моля­щихся о душах наших.

Аминь.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки