Радоница

Ра́доница – день осо­бого все­цер­ков­ного поми­но­ве­ния усоп­ших. Про­ис­хо­дит от слова радость – т.к. всегда выпа­дает на празд­но­ва­ние Пасхи (кото­рое про­дол­жа­ется 40 дней). Cовер­ша­ется на 9‑й день после Пасхи, во втор­ник Фоми­ной сед­мицы (сле­ду­ю­щей после Свет­лой сед­мицы), чтобы раз­де­лить радость Пасхи с род­ными и близ­кими, умер­шими в надежде на вос­кре­се­ние и вечную жизнь.

radonica - Радоница

Оно отра­жает веру в то, что они и после смерти не пере­стают быть чле­нами Церкви Того Бога, Кото­рый «не есть Бог мерт­вых, но живых» (Мф.22:32).

Обычай поми­нать в эти дни умер­ших имеет осно­ва­ние в том, что послед­няя пред­ше­ство­вав­шая этому дню заупо­кой­ная литур­гия совер­шена в 4‑ю суб­боту Вели­кого поста; после этого дня в остав­шийся период поста нет ни одной суб­боты или вос­кре­се­нья, где Устав может допу­стить слу­же­ние заупо­кой­ной литур­гии. Сле­до­ва­тельно, с конца 4‑й сед­мицы и до Анти­пасхи наро­чи­тые поми­наль­ные дни «накап­ли­ва­ются» в боль­шом коли­че­стве.
Во-вторых, Устав запре­щает в период с Вели­кого Чет­верга до Недели Анти­пасхи совер­шать литии о усоп­ших в при­творе (см. Типи­кон, гл. 49, «Во святый и Вели­кий чет­вер­ток», «зри»), что фак­ти­че­ски озна­чает запрет любого поми­но­ве­ния усоп­ших в обще­ствен­ной цер­ков­ной молитве в данный отре­зок вре­мени. Сле­до­ва­тельно, все заупо­кой­ные поми­но­ве­ния должны быть пере­не­сены на бли­жай­ший день после окон­ча­ния ука­зан­ного срока. Но на какой именно день? Поне­дель­ник Анти­пасхи не совсем под­хо­дит для этой цели, ибо вече­ром в Неделю Анти­пасхи совер­ша­ется вели­кая вечерня с пением вели­кого про­ки­мена, то есть вече­ром в вос­крес­ный день заупо­кой­ные поми­но­ве­ния неуместны. Потому первым днем после Пасхи, когда и вече­ром нака­нуне, и в сам день утром можно совер­шать заупо­кой­ное поми­но­ве­ние, явля­ется втор­ник 2‑й сед­мицы. Именно в этот день рус­ская цер­ков­ная тра­ди­ция пред­пи­сы­вает совер­шать поми­но­ве­ние усоп­ших, в первую оче­редь тех, наро­чи­тые дни поми­но­ве­ния кото­рых при­шлись на Страст­ную и Свет­лую сед­мицы, ну а вместе с ними и всех осталь­ных.

В Триоди нет спе­ци­аль­ного после­до­ва­ния этой службы. Обычно после вечер­него бого­слу­же­ния или после Литур­гии совер­ша­ется полная пани­хида, в кото­рую вклю­ча­ются и пас­халь­ные пес­но­пе­ния.
Устав в стро­гом смысле не допус­кает вклю­че­ние заупо­кой­ных пес­но­пе­ний в чин пани­хиды. Поэтому любые после­до­ва­ния пани­хиды, совер­ша­е­мые в при­ход­ской прак­тике, в кото­рых допус­ка­ется сме­ше­ние пас­халь­ного и заупо­кой­ного эле­мента, можно рас­смат­ри­вать как неустав­ное литур­ги­че­ское твор­че­ство.
Есть две прак­тики; условно их можно назвать «мос­ков­ская» и «петер­бург­ская». Каждая прак­тика уста­нав­ли­вает свой баланс между пас­халь­ными и заупо­кой­ными пес­но­пе­ни­ями. Подроб­нее о них см. на стра­нице Радо­ница в Цер­ков­ном кален­даре.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки