Парастас

Аудио-версия статьи

***

Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-сто­я­ние, сто­я­ние с целью хода­тай­ства, про­ше­ния о ком-то или чем-то) или Вели­кая пани­хида – заупо­кой­ная Все­нощ­ная – вели­кая пани­хида по всем усоп­шим пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, совер­ша­е­мое на Все­нощ­ном бдении роди­тель­ских суббот (слу­жится вече­ром в пят­ницу).

parastas - Парастас

Отли­ча­ется от обычно совер­ша­е­мой пани­хиды (кото­рая есть сокра­щён­ный парас­тас) тем, что на нём поются непо­рочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (поме­щен в Окто­ихе, глас 8, в суб­боту).

Вели­ким постом парас­тас совер­ша­ется в пят­ницу вече­ром 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему ста­тусу эти суб­боты усту­пают двум Все­лен­ским роди­тель­ским суб­бо­там: Мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой. Вот как об этом раз­ли­чии заупо­кой­ных суббот гово­рит свя­ти­тель Афа­на­сий (Саха­ров): «В суб­боты 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Вели­кого Поста совер­ша­ется также наро­чи­тое поми­но­ве­ние усоп­ших. Это также «роди­тель­ские» суб­боты. Но здесь заупо­кой­ных моле­ний зна­чи­тельно меньше и харак­тер их не столь исклю­чи­тель­ный и все­объ­ем­лю­щий, как там. Те две суб­боты — все­лен­ские, эти три просто роди­тель­ские. Там на первом месте поми­но­ве­ние всех пре­жде­по­чив­ших и вместе с ним, как бы в допол­не­ние к нему, поми­но­ве­ние наших срод­ни­ков. Здесь поми­но­ве­ние срод­ни­ков выдви­га­ется на первое место, сопро­вож­да­ясь, как и всегда, поми­но­ве­нием всех усоп­ших».

Если в одну из ука­зан­ных суббот слу­чится какой-либо празд­ник (поли­е­лей­ный, бден­ный, хра­мо­вый или Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы), а также пред­праздн­ство или отда­ние Бла­го­ве­ще­ния, то заупо­кой­ная служба просто отме­ня­ется (о ее воз­мож­ном пере­не­се­нии нет и речи). Такая отно­си­тельно легкая отмена Уста­вом этих заупо­кой­ных служб при сов­па­де­нии с любым празд­ни­ком Минеи объ­яс­ня­ется их срав­ни­тельно мень­шим ста­ту­сом, о чем ска­зано выше. Впро­чем, хотя отме­ня­ется само заупо­кой­ное бого­слу­же­ние, суб­бот­ний чет­ве­ро­пес­нец Триоди не опус­ка­ется совер­шенно. В случае сов­па­де­ния суб­боты с днем пред­праздн­ства Бла­го­ве­ще­ния он оста­ется на утрене на «своем месте», во всех других слу­чаях чет­ве­ро­пес­нец должен быть пере­не­сен на пове­че­рие. При этом в случае поли­е­лей­ного свя­того он выно­сится на пове­че­рие этого же дня, в случае Бла­го­ве­ще­ния или пре­столь­ного празд­ника – на пове­че­рие преды­ду­щего дня (в чет­верг вече­ром), а если слу­чится отда­ние Бла­го­ве­ще­ния в 3‑ю или 4‑ю суб­боту – на пове­че­рие одного из дней, пред­ше­ству­ю­щих празд­нику

В 49‑й главе Типи­коне в конце статьи «в неделю сырную вечера» ука­зана при­чина, почему во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю суб­боты Вели­кого поста назна­ча­ются заупо­кой­ные бого­слу­же­ния. Если кто из хри­стиан умирал нака­нуне или в тече­ние Вели­кого поста, то поло­жен­ные особые поми­но­ве­ния в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не сле­до­вало совер­шать посреди сед­мицы (когда не бывает полной литур­гии), а пере­не­сти на бли­жай­шую суб­боту, в кото­рую совер­ша­лась «пан­ни­хида его, подобне и в суб­боту литур­гиа его». Так как поми­но­ве­ние на литур­гии имеет особую важ­ность, то и моле­ние о ново­пре­став­лен­ном стали соеди­нять с бли­жай­шей полной литур­гией, т.е. в одну из ука­зан­ных суббот Четы­ре­де­сят­ницы. Посте­пенно поми­но­ве­ния ново­пре­став­лен­ных стали соеди­нять с моле­ни­ями за их усоп­ших род­ствен­ни­ков, а затем и за всех усоп­ших хри­стиан. Так сфор­ми­ро­ва­лась тра­ди­ция совер­ше­ния во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю суб­боты заупо­кой­ных служб.

Суще­ствует бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция совер­шать парас­тас дома мир­ским чином в поми­наль­ные дни (3‑й, 9‑й, 40‑й и проч.).

***

См. БОГО­СЛУ­ЖЕ­НИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки