Равен­ство

***

Ра́венство — 1) полное сход­ство (по тем или иным каче­ствам, свой­ствам, при­зна­кам), оди­на­ко­вость; 2) равное соци­аль­ное поло­же­ние людей в обще­стве; 3) рав­но­пра­вие.

***

Соот­вет­ствует ли идея все­об­щего равен­ства идее о высшей спра­вед­ли­во­сти?

Бог, созда­вая мир, привёл в бытие огром­ное коли­че­ство тво­ре­ний. Эти тво­ре­ния имели между собою мно­же­ство раз­но­об­раз­ных отли­чий. Как венец види­мого мира был сотво­рен чело­век. Пер­во­здан­ные люди также имели раз­ли­чия. Отча­сти эти раз­ли­чия были свя­заны с обра­зом их про­ис­хож­де­ния, отча­сти — с раз­ли­чием полов.

Почему Бог не создал все твари рав­ными, оди­на­ко­выми? Здесь есть над чем заду­маться. Как известно, чело­век был создан по образу Божьему (Быт.1:27). По этой при­чине он пре­вос­хо­дил любых других пред­ста­ви­те­лей види­мого мира, сотво­рен­ных прежде него. Одна из черт образа Божия в чело­веке усмат­ри­ва­лась в том, что он был наде­лен особым, цар­ствен­ным досто­ин­ством. Над кем и как он бы цар­ство­вал, если бы все Божьи тво­ре­ния были равны между собой?

Отчет­ли­вые при­знаки неоди­на­ко­во­сти между людьми отме­чены уже в первых главах Книги Бытия. В гораздо боль­шей сте­пени о меж­че­ло­ве­че­ских раз­ли­чиях гово­рится в той части биб­лей­ского повест­во­ва­ния, кото­рая посвя­щена исто­рии мира после гре­хо­па­де­ния.

После того, как пра­ро­ди­тели пре­сту­пили Боже­ствен­ную запо­ведь о запрете на вку­ше­ние плодов с дерева позна­ния добра и зла, жена под­пала под под­чи­не­ние мужу (Быт.3:16). В этом сле­дует усмат­ри­вать нера­вен­ство между мужем и женой по поло­же­нию. Кроме того, раз­ность между муж­чи­ной и жен­щи­ной состо­яла в пред­на­зна­че­нии пер­вого к отцов­ству, а второй — к мате­рин­ству. Эти и ряд других форм нера­вен­ства утвер­ждены Самим Богом, и, сле­до­ва­тельно, не про­ти­во­ре­чат идее о спра­вед­ли­во­сти.

Зна­чи­тель­ное нера­вен­ство про­яв­ля­ется между роди­те­лями и детьми. А как же иначе? — Ведь первые несут за них ответ­ствен­ность как в отно­ше­нии их жизни и здо­ро­вья, так и в отно­ше­нии нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния.

В обще­ствен­ных отно­ше­ниях нера­вен­ство между людьми про­яв­ля­ется в мате­ри­аль­ном поло­же­нии, в соци­аль­ном ста­тусе людей. Одни обла­дают богат­ством, другие влачат нищен­ское суще­ство­ва­ние, одни явля­ются вла­сти­те­лями, другие — под­чи­нен­ными. Можно ли утвер­ждать, что богат­ство одних при бед­но­сти других, власть одних над дру­гими апри­ори про­ти­во­ре­чит спра­вед­ли­во­сти? Конечно же, нет.

Мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие одного может быть след­ствием его тру­до­лю­бия, а бед­ность дру­гого — лено­сти и празд­но­лю­бия; один может быть при­зван на цар­ство­ва­ние Богом, а другой — нет.

Неспра­вед­ли­вость, стало быть, сле­дует видеть не в факте нера­вен­ства людей, как тако­вом, а в формах нера­вен­ства, в том, как та или иная форма нера­вен­ства исполь­зу­ется тем или иным чело­ве­ком: в соот­вет­ствии с Боже­ствен­ным нрав­ствен­ным зако­ном или же вопреки.

***

Совре­мен­ное обще­ство навя­зы­вает нам идею того, что если муж­чины и жен­щины равно достойны и рав­но­правны, то для этого нужно, чтобы они были оди­на­ковы, экви­ва­лентны. Наи­бо­лее иска­жён­ным пони­ма­нием экви­ва­лент­но­сти мужчин и женщин явля­ется жен­ское свя­щен­ство и гомо­сек­су­аль­ные союзы. Может быть, при всем декла­ри­ру­е­мом жела­нии, мы просто не умеем быть раз­ными и сме­ши­ваем поня­тия равен­ства и оди­на­ко­во­сти?

***

См. также: СВО­БОДА, ОТВЕТ­СТВЕН­НОСТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки