Равенство

(3 голоса: 5 из 5)

 

Ра́венство — 1) полное сходство (по тем или иным качествам, свойствам, признакам), одинаковость; 2) равное социальное положение людей в обществе; 3) равноправие.

Соответствует ли идея всеобщего равенства идее о высшей справедливости?

Бог, создавая мир, привёл в бытие огромное количество творений. Эти творения имели между собою множество разнообразных отличий. Как венец видимого мира был сотворен человек. Первозданные люди также имели различия. Отчасти эти различия были связаны с образом их происхождения, отчасти — с различием полов.

Почему Бог не создал все твари равными, одинаковыми? Здесь есть над чем задуматься. Как известно, человек был создан по образу Божьему (Быт.1:27). По этой причине он превосходил любых других представителей видимого мира, сотворенных прежде него. Одна из черт образа Божия в человеке усматривалась в том, что он был наделен особым, царственным достоинством. Над кем и как он бы царствовал, если бы все Божьи творения были равны между собой?

Отчетливые признаки неодинаковости между людьми отмечены уже в первых главах Книги Бытия. В гораздо большей степени о межчеловеческих различиях говорится в той части библейского повествования, которая посвящена истории мира после грехопадения.

После того, как прародители преступили Божественную заповедь о запрете на вкушение плодов с дерева познания добра и зла, жена подпала под подчинение мужу (Быт.3:16). В этом следует усматривать неравенство между мужем и женой по положению. Кроме того, разность между мужчиной и женщиной состояла в предназначении первого к отцовству, а второй — к материнству. Эти и ряд других форм неравенства утверждены Самим Богом, и, следовательно, не противоречат идее о справедливости.

Значительное неравенство проявляется между родителями и детьми. А как же иначе? — Ведь первые несут за них ответственность как в отношении их жизни и здоровья, так и в отношении нравственного воспитания.

В общественных отношениях неравенство между людьми проявляется в материальном положении, в социальном статусе людей. Одни обладают богатством, другие влачат нищенское существование, одни являются властителями, другие — подчиненными. Можно ли утверждать, что богатство одних при бедности других, власть одних над другими априори противоречит справедливости? Конечно же, нет.

Материальное благополучие одного может быть следствием его трудолюбия, а бедность другого — лености и празднолюбия; один может быть призван на царствование Богом, а другой — нет.

Несправедливость, стало быть, следует видеть не в факте неравенства людей, как таковом, а в формах неравенства, в том, как та или иная форма неравенства используется тем или иным человеком: в соответствии с Божественным нравственным законом или же вопреки.

См. также: СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru