Сакраментология

Сакраментоло́гия (от лат. sacramentum – освя­ще­ние) – цер­ков­ное учение о свя­щен­но­дей­ствиях, в том числе о Таин­ствах Церкви, посред­ством кото­рых чело­веку таин­ствен­ным обра­зом сооб­ща­ются дары Свя­того Духа, бла­го­дат­ные силы для спа­се­ния.

Поня­тие таин­ства в Пра­во­сла­вии имеет как про­стран­ное, так и узкое тол­ко­ва­ние. С одной сто­роны, все цер­ков­ное учение о Бого­по­зна­нии, по словам св. Дио­ни­сия Аре­о­па­гита, есть таин­ствен­ное учение. Оно рас­кры­вает тайну жизни трии­по­стас­ного Бога, Кото­рый запре­де­лен всему чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мому и умо­по­сти­га­е­мому бытию, пре­вос­хо­дит Собой все сущее. Вопло­ще­ние Бога тоже явля­ется таин­ством. Это таин­ство начи­на­ется непо­сти­жи­мым зача­тием и завер­ша­ется сверхъ­есте­ствен­ным вос­кре­се­нием. Суще­ство­ва­ние учре­жден­ной Спа­си­те­лем Церкви таин­ственно, поскольку Цер­ковь – Тело Хри­стово. Жизнь хри­сти­а­нина в Церкви пре­вра­ща­ется в необъ­яс­ни­мую для мира тайну обо­же­ния, пере­да­ва­е­мую таин­ствен­ными сло­вами апо­стола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал. 2:20).

В более узком смысле под таин­ством сле­дует пони­мать особое свя­щен­ное дей­ствие, в кото­ром осу­ществ­ля­ется нис­хож­де­ние бла­го­дати. Таких таинств Пра­во­слав­ная Цер­ковь насчи­ты­вает семь. К ним отно­сятся Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Пока­я­ние, Евха­ри­стия, Свя­щен­ство, Брак и Еле­освя­ще­ние.

Кре­ще­ние воз­рож­дает чело­века к духов­ной жизни и дает «совер­шен­ное раз­ре­ше­ние от раб­ства греху» (св. Марк Подвиж­ник). В Миро­по­ма­за­нии ново­кре­щен­ному пода­ется дар Свя­таго Духа. Через Пока­я­ние про­ис­хо­дит очи­ще­ние сове­сти от соде­лан­ных грехов, поэтому оно есть «воз­об­нов­ле­ние Кре­ще­ния» (св. Иоанн Лествич­ник). Евха­ри­сти­че­ское вку­ше­ние Тела и Крови Спа­си­теля под видом хлеба и вина есть дока­за­тель­ство Боже­ствен­ной любви про­сти­ра­ю­щейся до непо­сти­жи­мого еди­не­ния Бога с чело­ве­ком. По словам св. Иоанна Зла­то­уста, в Евха­ри­стии Спа­си­тель сде­лался род­ствен­ным нам, пре­по­дает плоть и Кровь, через кото­рые срод­нился с нами. В Браке освя­ща­ется супру­же­ство, рож­де­ние и вос­пи­та­ние детей. Еле­освя­ще­ние (Собо­ро­ва­ние) вра­чует телес­ные и душев­ные немощи. Осу­ществ­ле­ние таинств невоз­можно без таин­ства Свя­щен­ства (Руко­по­ло­же­ния). В нем сохра­ня­ется пре­ем­ствен­ное дей­ствие самой тай­но­тво­ря­щей Боже­ствен­ной бла­го­дати. Нис­ходя от апо­сто­лов к епи­ско­пам (архи­ереям), а через епи­ско­пов к свя­щен­ни­кам, бла­го­дать сози­дает цер­ков­ную иерар­хию. Цер­ков­ная иерар­хия настав­ляет мирян и совер­шает свя­щен­но­дей­ствия.

Пра­во­слав­ные таин­ства не только образы или сим­волы. Еди­не­ние Бога и чело­века в них не при­зрач­ное, а реаль­ное еди­не­ние. «Таин­ства сла­га­ются из есте­ствен­ного (види­мого) и сверхъ­есте­ствен­ного (неви­ди­мого), – ука­зы­вает «Посла­ние Пат­ри­ар­хов Восточно-Кафо­ли­че­ской Церкви о Пра­во­слав­ной Вере» (1723 г.), – и не суть только знаки обе­то­ва­ний Божиих». Для види­мой сто­роны таинств тре­бу­ется мате­рия и веще­ство. Ими высту­пают, напри­мер, вода в Кре­ще­нии, хлеб и вино в Евха­ри­стии, миро (бла­го­вон­ное масло) в миро­по­ма­за­нии. Неви­ди­мая сто­рона таинств сози­да­ется дей­ствием бла­го­дати Свя­того Духа. Такое дей­ствие есть под­лин­ное обще­ние с личным Богом, при­об­ща­ю­щим твар­ного чело­века к Своей Нетвар­ной Жизни.

Усво­е­ние таинств, по учению Пра­во­слав­ной Церкви, должно быть дея­тель­ным, а не пас­сив­ным. Пра­во­сла­вию чуждо учение о меха­ни­че­ском дей­ствии таинств на чело­ве­че­скую при­роду. Бла­го­дат­ное пре­об­ра­же­ние чело­века в таин­ствах нераз­рывно свя­зано с пре­тво­ре­нием в жизнь еван­гель­ских запо­ве­дей. «Мы, хри­сти­ане, при­званы эти бла­го­дат­ные боже­ствен­ные силы пре­вра­щать в святые доб­ро­де­тели, – гово­рит св. Иустин Попо­вич. – Да, силы Святых Таинств пре­вра­щать в святые доб­ро­де­тели! В этом состоит весь наш еван­гель­ский долг на земле. Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Боже­ствен­ное При­ча­стие, Испо­ведь и другие Таин­ства дают нам бла­го­дат­ные силы, чтобы испол­нять запо­веди Спа­си­теля с усер­дием, радо­стью и любо­вью!»

***

См. БЛА­ГО­ДАТЬ, ОБО­ЖЕ­НИЕ, АСКЕ­ТИКА, СИНЕР­ГИЯ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки