Само­би­че­ва­ние

Самобичева́ние — 1) глу­бо­кое пока­ян­ное само­уко­ре­ние чело­века за свои грехи перед Богомближ­ними); 2) наме­рен­ное при­чи­не­ние себе душев­ных и/или физи­че­ских стра­да­ний, свя­зан­ных с сокру­ше­нием сове­сти либо с иными при­чи­нами; 3) нане­се­ние себе ударов бичом (плетью) в созна­тель­ном или экс­та­ти­че­ском состо­я­нии, свя­зан­ное с рели­ги­оз­ными прак­ти­ками.

***

Всегда ли полезно для духов­ного дела­ния нрав­ствен­ное само­би­че­ва­ние?

Как известно, все люди, живу­щие земной жизнью, грешат, даже святые (1Ин.1:8). Неко­то­рые грешат меньше, неко­то­рые больше. Но и боль­шие, и малые грехи, тре­буют пока­я­ния. Вот почему пока­ян­ное уко­ре­ние себя за грехи явля­ется одной из важ­ней­ших форм хри­сти­ан­ского дела­ния.

Неко­то­рые веру­ю­щие, не осо­зна­ю­щие себя поги­ба­ю­щими греш­ни­ками, каются от случая к случаю. Такое состо­я­ние духа можно опре­де­лить как бес­печ­ность.

Неко­то­рые, наобо­рот, столь неуме­ренно сокру­ша­ются даже и о незна­чи­тель­ных про­ступ­ках, даже и после их испо­ве­да­ния и про­ще­ния в Таин­стве Пока­я­ния, что дово­дят себя (а слу­ча­ется, что и своих ближ­них) до отча­я­ния. Такая форма сокру­ше­ния может быть оха­рак­те­ри­зо­вана не только как само­би­че­ва­ние, но и как само­ед­ство. Как пра­вило, она бывает свя­зана с недо­стат­ком веры, недо­стат­ком надежды на бла­гость и мило­сер­дие Божьи. Отча­я­ние — страш­ный грех, и если чело­век стоит на пороге отча­я­ния, ему непре­менно необ­хо­димо что-то в жизни менять.

Другое дело, когда сокру­ше­ние о грехах хотя и бывает глу­бо­ким, но пере­жи­ва­ется не в отрыве от Бога, а в Боге. При­меры такого рода сокру­ше­ния встре­чаем в псал­мах, как то: «Я изне­мог и сокру­шен чрез­мерно; кричу от тер­за­ния сердца моего» (Пс.37:9).

Исто­рия мона­ше­ской жизни напол­нена подоб­ными при­ме­рами. Кроме того эта исто­рия зна­ко­мит нас и с такими слу­ча­ями само­би­че­ва­ния, когда глу­бо­кое нрав­ствен­ное само­уко­ре­ние сопро­вож­да­лось физи­че­скими само­ис­тя­за­ни­ями. Однако эти само­ис­тя­за­ния осу­ществ­ля­лись не без бла­го­сло­ве­ния опыт­ных духов­ных настав­ни­ков и имели высо­кую цель. «Многие отцы-свя­то­горцы, — пишет по этому поводу мит­ро­по­лит Иеро­фей (Влахос),— измож­дали тело уда­рами [только с той целью], чтобы побе­дить страсть и пре­быть во Христе » («Знаю чело­века во Христе…»: жизнь и слу­же­ние старца Софро­ния, исих­а­ста и бого­слова).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки