Отча­я­ние

***

Отча́яние (от слав. чаяние — ожи­да­ние, надежда, и от — имеет зна­че­нии окон­ча­ния дей­ствия (ср. отра­бо­тал, отгу­лял)) — состо­я­ние, свя­зан­ное с утра­той надежды; край­няя сте­пень чув­ства без­вы­ход­но­сти, безыс­ход­но­сти, без­на­де­жия.

В отли­чие от свет­ского пони­ма­ния отча­я­ния, кото­рое детер­ми­ни­ру­ется как отри­ца­тель­ная эмоция, свя­зан­ная с ощу­ще­нием невоз­мож­но­сти удо­вле­тво­рить какую-либо потреб­ность, или как состо­я­ние край­ней без­на­деж­но­сти вслед­ствие горя, непри­ят­но­сти, в хри­сти­ан­стве отча­я­ние свя­зано, прежде всего, с чув­ством бого­остав­лен­но­сти. Это состо­я­ние напря­мую свя­зано с уны­нием и пред­став­ляет одну из край­них её форм, когда хри­сти­а­нин лиша­ется надежды на помощь Бога в его жизни.

Состо­я­ние чело­века, име­ю­щего некий, пусть и мини­маль­ный, рели­ги­оз­ный опыт, но не прак­ти­ку­ю­щего рели­гию, явля­ется отча­я­нием. Иногда отча­яв­шийся не сразу осо­знает свое состо­я­ние и лишь спустя неко­то­рое время, совсем уда­лив­шись от Бога и разо­ча­ро­вав­шись в жизни, может впасть в состо­я­ние отча­я­ния в нере­ли­ги­оз­ном зна­че­нии этого слова. Впро­чем, он может этого избе­жать, бес­ко­нечно находя раз­вле­че­ния для отпав­шей от Бога души. Веру­ю­щий чело­век, впав­ший в отча­я­ние, не должен замы­каться в самом себе, но все усилия своей воли напра­вить на молитву и пока­я­ние, совер­шенно изго­ня­ю­щие отча­я­ние и напол­ня­ю­щие душу упо­ва­нием на скорую помощь Божию.

***

В минуту отча­я­ния знайте, что не Гос­подь остав­ляет вас, а вы — Гос­пода.
архи­манд­рит Ага­пита, насто­я­тель Нило-Сто­ло­бен­ской Пустыни

Нико­гда не будем уны­вать в скор­бях и, увле­ка­ясь своими помыс­лами, не будем пре­да­ваться отча­я­нию. Но, имея боль­шое тер­пе­ние, будем питаться надеж­дой, зная благое Про­мыш­ле­ние о нас Гос­пода. Диавол для того и ввер­гает нас в помыслы отча­я­ния, чтобы истре­бить надежду на Бога, этот без­опас­ный якорь, эту опору нашей жизни, этого руко­во­ди­теля на пути к Небу, это спа­се­ние поги­ба­ю­щих душ. Лука­вый пред­при­ни­мает все, чтобы вну­шить нам помы­сел отча­я­ния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего пора­же­ния, когда сами падшие и лежа­щие не захо­тят про­ти­виться ему. Кто мог избе­жать этих уз, тот и силу свою хранит, и до послед­него воз­ды­ха­ния не пере­стает сра­жаться с ним, и хотя бы испы­тал мно­же­ство паде­ний, опять вос­стает и сокру­шает врага. Кто же связан помыс­лами отча­я­ния и этим обес­си­лил себя, тот не в состо­я­нии побе­дить врага.
Если же Бог сотво­рил нас только по любви, чтобы мы насла­жда­лись веч­ными бла­гами, и к этому устра­и­вает и направ­ляет все от пер­вого дня до насто­я­щего вре­мени, то что побуж­дает нас пре­да­ваться сомне­нию и отча­и­ваться? Отча­я­ние гибельно не только потому, что затво­ряет для нас врата Небес­ного Града и при­во­дит к вели­кой бес­печ­но­сти и нера­де­нию… но и потому, что ввер­гает в сата­нин­ское безу­мие… Душа, одна­жды отча­яв­шись в своем спа­се­нии, уже не чув­ствует потом, как она стре­мится в про­пасть. Никто из людей, даже дошед­ших до край­ней сте­пени зла, не должен отча­и­ваться, даже если при­об­рел навык и вошел в при­роду самого зла.
свят. Иоанн Зла­то­уст

Согре­шить – дело чело­ве­че­ское, отча­яться же – сата­нин­ское и губи­тель­ное; и сам диавол отча­я­нием низ­верг­нут в поги­бель, ибо не захо­тел пока­яться.
прп. Нил Синай­ский

Пока­я­ние есть отре­че­ние от отча­я­ния.
преп. Иоанн Лествич­ник

Во время воль­ного стра­да­ния Гос­подня двое отпали от Гос­пода – Иуда и Петр: один продал, а другой трое­кратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согре­шили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спас­лись и не оба погибли? Кто-либо скажет, что Петр спасся, пока­яв­шись. Но святое Еван­ге­лие гово­рит, что и Иуда пока­ялся: «…рас­ка­яв­шись, воз­вра­тил трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, говоря: согре­шил я, предав кровь невин­ную» (Мф. 27:3–4); однако его пока­я­ние не при­нято, а Пет­рово при­нято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упо­ва­нием и надеж­дой на милость Божию, Иуда же рас­ка­ялся с отча­я­нием. Ужасна эта про­пасть! Без сомне­ния нужно ее напол­нить надеж­дой на милость Божию.
свт. Димит­рий Ростов­ский

Помыслы смут­ные и вле­ку­щие в отча­я­ние при­хо­дят от диа­вола, кото­рый хочет нас вверг­нуть в полное отча­я­ние, погу­бить, поскольку отча­я­ние – тонкий грех. Кто отча­и­ва­ется в своем спа­се­нии, тот думает, что Бог – неми­ло­сти­вый и неистин­ный, а это есть страш­ная хула на Бога. К этому тяж­кому греху сатана хочет нас при­ве­сти через помыслы сму­ще­ния и отча­я­ния. И этому его лютому иску­ше­нию мы должны про­ти­виться, и утвер­ждаться в надежде на мило­сер­дие Божие, и от Него ожи­дать нашего спа­се­ния.
свят. Тихон Задон­ский

Самый тяжкий грех – «отча­я­ние». Этот грех уни­чи­жает все­свя­тую Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа, отвер­гает Его все­мо­гу­ще­ство, отвер­гает спа­се­ние Им даро­ван­ное, – пока­зы­вает, что в душе прежде гос­под­ство­вали само­на­де­ян­ность и гор­дость, что вера и сми­ре­ние были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо хра­ниться, как от смер­то­нос­наго яда, как от лютаго зверя, от отча­я­ния. Повто­ряю: отча­я­ние – злей­ший грех между всеми гре­хами. Созрев­шее отча­я­ние обык­но­венно выра­жа­ется само­убий­ством или дей­стви­ями тож­де­ствен­ными само­убий­ству. Само­убий­ство – тяг­чай­ший грех! Совер­шив­ший его лишил себя пока­я­ния и всякой надежды спа­се­ния.
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Бесов­ское дело и ковар­ство – вну­шать нам отча­я­ние после того, как они вовле­кут нас в грех, чтобы отча­я­нием погу­бить нас окон­ча­тельно.
авва Стра­ти­гий

Не зря гово­рят: «Отча­я­ние лечится чая­нием». Отча­я­ние – потеря надежды. Чаяние – ожи­да­ние с надеж­дой. Чего мы чаем?! «Вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щего века». Когда начи­на­ется отча­я­ние, что ничего хоро­шего меня не ждет, надо ска­зать: «Как это не ждет?! Что это вос­кре­се­ния мерт­вых не будет ?! Будет. Что вечной жизни не будет?! Будет. А что может быть лучше этого?!» Ничего не может быть лучше так ведь?! Бес­ко­неч­ная жизнь, обще­ние с Богом, дру­же­ство с пра­вед­ни­ками, цар­ство­ва­ние во все­лен­ной, пони­ма­ете?! Это нас ждет.
иерей Даниил Сысоев

***

См. также: ОХЛА­ЖДЕ­НИЕ ВЕРЫВЫГО­РА­НИЕ, ТЕП­ЛОХЛАД­НОСТЬ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки