Самопонуждение

***

Самопонужде́ние – воле­вое усилие, направ­лен­ное на понуж­де­ние себя к дей­ствию, дея­тель­но­сти, той или иной форме пове­де­ния, тому или иному образу жизни либо, напро­тив, отказу от того или иного дей­ствия, той или иной дея­тель­но­сти, той или иной формы пове­де­ния, того или иного образа жизни (в рамках аске­тики может рас­смат­ри­ваться как сред­ство борьбы с ленью, рас­слаб­лен­но­стью, неже­ла­нием совер­шить что-либо).

***

Какие при­меры само­по­нуж­де­ния суще­ствуют в повсе­днев­ной жизни?

Чело­век про­сы­па­ется утром, потому что звонит будиль­ник, кото­рый он завел с вечера, зара­нее рас­счи­тав, сколько потре­бу­ется вре­мени, чтобы помо­литься, сде­лать необ­хо­ди­мые дела и выйти из дома так, чтобы никуда не опоз­дать. Утром чело­век слышит будиль­ник, но ему трудно встать, поэтому он откла­ды­вает подъем сна­чала на 10 минут, потом на 15, в итоге еле-еле встает через пол­часа и выхо­дит из дома, не только опаз­ды­вая на работу, но и не позав­тра­кав и не помо­лив­шись. Все это оттого, что он не мог себя заста­вить вече­ром вовремя лечь спать и точно так же давал себе 5, 10, 15 минут, кото­рые сло­жи­лись в те самые пол­часа, кото­рых ему утром потом для таких необ­хо­ди­мых дел не хва­тило. Помимо этого, нару­шив свой режим, он, воз­можно, долго не мог заснуть и потому встал утром невы­спав­шимся. В резуль­тате, только из-за того, что чело­век в какое-то мгно­ве­ние себя не пону­дил, вся его жизнь в тече­ние вечера, ночи и утра пре­тер­пела изме­не­ния, кото­рых он совер­шенно не желал. Так мы видим, как неже­ла­ние пону­дить себя в чем-то малом ока­зы­вает вли­я­ние на целый ряд даль­ней­ших собы­тий нашей жизни и ста­но­вится в итоге при­чи­ной непри­ят­но­стей уже не малых, а зна­чи­тель­ных. Ни в одном заня­тии чело­век ничего не добьется, если не будет при­нуж­дать себя к регу­ляр­ному само­по­нуж­де­нию.

Почему само­по­нуж­де­ние к молитве дается с таким трудом?

С одной сто­роны, это есте­ственно, потому что молитва – это и есть насто­я­щий труд; это соби­ра­ние себя, это напря­же­ние ума, это отклик сердца нашего, кото­рое должно в молитве посте­пенно ста­но­виться созвуч­ным с тем, что наш ум пони­мает. И от этого труда мы ста­ра­емся убе­жать. Но есть и другая при­чина – это враг, кото­рый ничему так не про­ти­вится, как молитве, и поэтому ста­ра­ется нас от нее всеми воз­мож­ными спо­со­бами отве­сти. Он может или пред­ла­гать нам какие-то дела, вроде бы необ­хо­ди­мые или же просто при­ят­ные, или наво­дить на нас какое-то рас­слаб­ле­ние, а мы и за дела хва­та­емся, и рас­слаб­ле­нию под­да­емся, и потому так часто время, отве­ден­ное для молитвы, про­пус­каем и потом молимся либо наспех, либо сокра­щенно, либо даже совсем не молимся. «Молиться с само­по­нуж­де­нием состоит в нашей воле, а молиться с уми­ле­нием зави­сит от Бога. Мы же должны молиться молит­вою, какою можем, а за само­по­нуж­де­ние Бог даст и уми­ле­ние в свое время, когда Ему бла­го­угодно будет», – учит прп. Иосиф Оптин­ский.

Где про­хо­дит грань между само­по­нуж­де­нием к искрен­ней молитве и меха­ни­че­ской молит­вой?

Такую грань опре­де­лить доста­точно легко. Понуж­дая себя к молитве, мы застав­ляем себя молиться более собранно и вни­ма­тельно. И обна­ру­жи­вая, что наш ум куда-то «убежал», вновь и вновь, упо­треб­ляя усилие, его воз­вра­щаем. А меха­ни­че­ская молитва – это когда чело­век просто встает и про­чи­ты­вает те молитвы, кото­рые есть в молит­во­слове, не понуж­дая свой ум при этом: он застав­ляет себя просто стоять и читать. Если же мы понуж­даем себя именно молиться, то такую молитву меха­ни­че­ской назвать нельзя.

Какие при­меры само­по­нуж­де­ния в духов­ной жизни можно также при­ве­сти?

Если при­во­дить при­меры само­по­нуж­де­ния в духов­ной жизни, то здесь можно гово­рить о любом деле, кото­рое нам необ­хо­димо сде­лать ради Христа. А еще это отно­сится к поступ­кам, от кото­рых необ­хо­димо себя удер­жать, и тоже ради Бога: напри­мер, когда нам хочется что-то непо­до­ба­ю­щее ска­зать, и это жела­ние так сильно, что слова бук­вально рвутся наружу из наших уст, враг тоже выста­вит против нас весь свой арсе­нал, чтобы мы все-таки себя пону­дить не смогли. И когда мы с собой не спра­ви­лись – не помо­ли­лись как должно или ска­зали что-то, что не хотели, мы чув­ствуем внут­рен­нюю опу­сто­шен­ность и уста­лость; так бывает, когда враг над нами вновь посме­ялся. Тем не менее, когда такая ситу­а­ция вновь воз­ни­кает, мы опять с вели­ким трудом себя удер­жи­ваем или даже не удер­жи­ваем.

Как овла­деть искус­ством само­по­нуж­де­ния?

Чтобы овла­деть столь важным искус­ством само­по­нуж­де­ния, прежде всего, необ­хо­димо вни­ма­тель­ное отно­ше­ние к жизни, такое, чтобы мы успе­вали вообще заме­чать, что перед нами стоит какой-то нрав­ствен­ный выбор. Потому что если вни­ма­ния нет, то вся наша жизнь про­хо­дит как в тумане: мы не заме­чаем, что есть необ­хо­ди­мость над собою потру­диться и что есть такая воз­мож­ность. Кроме того, должна быть рев­ность к уго­жде­нию Богу: должна быть система при­о­ри­те­тов. И наше спа­се­ние, и жела­ние быть с Богом должны осо­зна­ваться нами как самое глав­ное, самое важное из того, что только может быть в чело­ве­че­ской жизни. Это два необ­хо­ди­мых усло­вия для того, чтобы можно было к этому труду при­сту­пать.

Как быть, если чело­век не понуж­дает себя не потому, что не хочет, а потому, что пока еще не пони­мает, как это сде­лать, и у него еще нет над­ле­жа­щего навыка?

Дело в том, что навык при­об­ре­та­ется посред­ством того, что чело­век про­бует сде­лать что-то и это рано или поздно в навык пере­рас­тает. Если чело­век не про­бует, то навыка не появится. Невоз­можно чело­века после тяже­лой травмы заново научить ходить, если он не пыта­ется сде­лать ни одного шага (конечно, при усло­вии, что врачи знают, что его можно поста­вить на ноги). Ему гово­рят: «Для того чтобы пойти, надо сейчас встать на ноги, правую ногу дви­нуть вперед, потом левую ногу дви­нуть чуть дальше правой, потом правую ногу дви­нуть чуть дальше левой – и это назы­ва­ется ходить». Чело­век отве­чает, что понял, и сидит. В таком случае ника­кого навыка у него не появится. 

***

Молиться с само­по­нуж­де­нием состоит в нашей воле, а молиться с уми­ле­нием зави­сит от Бога. Мы же должны молиться молит­вою, какою можем, а за само­по­нуж­де­ние Бог даст и уми­ле­ние в свое время, когда Ему бла­го­угодно будет.
прп. Иосиф (Литов­кин)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки