Нищета духовная

Литература по теме

Нищета́ духо́вная (Мф.5:3: греч. эквивалент выражения «нищие духом»: οἱ πτωχοὶ τῷ πνεύματι) – христианская добродетель, отождествляемая со смирением или смиренномудрием (в данном случае под смирением подразумевается именно христианское смирение, выражаемое в правильном отношении человека к Богу, к себе, к ближним, к окружающему его миру в целом, а не всякая форма смирения вообще).

Свт. Иоанн Златоуст: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих». Духовная нищета есть такая христианская добродетель, обладание которой способствует единению человека с Источником всякого блага – Богом.

Совершая добрые дела, нищие духом благодарят за это Бога, осознавая, что именно Он является Источником всякого добра. Сам Христос говорил по данному поводу: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Следовательно, человек не может делать ничего доброго без Божественной благодатной поддержки. А потому, совершая добро, он не должен считать себя слишком значительным. Всякому христианину следует деятельно отзываться на нижеследующие апостольские слова: «Вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). Противоположностью нищеты духовной можно назвать гордость.

Некоторый свет на значение термина «нищие духом» могут пролить сходные выражения, встречающиеся в Ветхом Завете: например, «сокрушенные сердцем и смиренные духом» (Пс.33:19), «смиряться духом» (Притч.16:19), «смиренный духом» (Притч.29:23), «смиренный и сокрушенный духом» (Ис.66:2).

В тоже время, свт. Василий Великий предлагает понимать под «нищими духом» тех, «которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф.19:21; Лк. 18:22)». В таком случае, речь идет о добровольной материальной нищете. Подобное толкование можно видеть в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 2, вопрос 31), где добровольный отказ древних христиан от частной собственности представлен как образец для подражания.

У евангелиста Луки встречается другое выражение: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк.6:20). В этой фразе Спасителя уже отсутствует буквальное указание на нищету духовную и говорится просто о нищих». Блж. Феофилакт Болгарский, объясняя смысл этого евангельского фрагмента, трактовал слово «нищие» так: «Хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь – ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений».

Между тем, в последующем евангельском поучении содержится противопоставление нищих и богатых: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6:24). Это давало повод считать, что под нищими, в данном случае, понимаются бедняки. К примеру, Евфимий Зигабен считал, что Спасителем было преподано два поучения: одно о нищих духом,  другое об обычных нищих: «Это – другие блаженства по сравнению с теми, что написаны в Евангелии от Матфея. Ведь те Господь произнес, поднявшись на гору, а эти – спустившись и став на ровном месте; и если там Он почитал блаженными нищих духом, или же смиренномудрых, то здесь – просто нищих, то есть, чуждых любви к богатству, нищих по доброй воле». Таким образом, Спаситель ублажает людей не просто за материальное положение, но за состояние души, уповающей на Бога.

Цитаты о нищете духовной

«Ни в Ветхом Завете, ни в античной литературе смирение не воспринималось как качество, которое можно поставить на первое место в списке добродетелей. Но в учении Иисуса смирение занимает столь исключительное место, что именно этим качеством открывается вся духовная программа, изложенная в Нагорной проповеди. Что же понимается под смирением и нищетой духом? Выражение нищие духом отчасти проясняется последующим содержанием Нагорной проповеди: нищие духом – это те, кто не противятся злу силой, но подставляют левую щеку, когда ударяют в правую; те, кто любят своих врагов; те, кто молятся не напоказ, а втайне. Учение Иисуса о смирении также прекрасно иллюстрируется притчей о мытаре и фарисее: фарисей в молитве к Богу перечислял свои заслуги, а мытарь, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18:10–14). В последнем случае смирение представлено как качество, характеризующее отношение человека к Богу. Однако самым сильным и ярким примером смирения является Сам Иисус. Весь Его жизненный путь становится путем смирения и обнищания».
митрополит Иларион (Алфеев)

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки