Традиции и нововведения в Церкви

архи­манд­рит Вас­си­лиос Папа­вас­си­лиу

Недавно стал сви­де­те­лем спора хри­стиан по поводу того, сле­дует ли отка­заться от поста в среду и пят­ницу на про­тя­же­нии всего пас­халь­ного пери­ода или только в тече­ние одной недели сразу после Пасхи. Сто­рон­ник отмены постов утвер­ждал, что это более древ­ний обычай, и поэтому суще­ству­ю­щая цер­ков­ная норма явля­ется ново­вве­де­нием. Знаю, что люди точно так же спорят по поводу рож­де­ствен­ского поста, поскольку 40-дневый пост перед Рож­де­ством стал нормой в цер­ков­ной тра­ди­ции очень поздно по пра­во­слав­ным стан­дар­там, в сере­дине XII века. Изна­чально нужно было соблю­дать лишь одну неделю стро­гого поста.

Но я даже не стану вда­ваться в детали раз­ви­тия прак­тики постов и празд­ни­ков Церкви. Нам важно знать только, что раз­ви­тие это было всегда. Тра­ди­ция есть то, что раз­ви­ва­ется и изме­ня­ется во вре­мени. Мнение о том, что более позд­няя прак­тика явля­ется ново­вве­де­нием, всего лишь харак­те­ри­зует осо­бен­ное пони­ма­ние (скорее — недо­по­ни­ма­ние) многих хри­стиан о том, что же тра­ди­цией явля­ется. Они так рас­суж­дают, как будто суще­ствует точный момент в исто­рии, через кото­рый можно про­ве­сти раз­де­ли­тель­ную линию между тра­ди­цией Церкви и ново­вве­де­ни­ями. Про­блема в том, что никто не знает, где нахо­дится эта точка раз­де­ле­ния.

Пра­во­слав­ные часто думают, что чем старше обычай, тем лучше, хотя при­чины такого под­хода неясны. Кто может ска­зать, насколько глу­боко сле­дует погру­зиться в исто­рию, чтобы отде­лить ново­вве­де­ние от тра­ди­ции? Но это ведь важный вопрос. Насколько древним должен быть обычай, чтобы счи­таться частью тра­ди­ции Церкви? Неужели седь­мой все­лен­ский собор менее тра­ди­ци­он­ный, чем первый просто на осно­ва­нии того, что он про­хо­дил позже? Бого­сло­вие св. Гри­го­рия Паламы, жив­шего в XIV веке, менее пра­во­слав­ное, чем бого­сло­вие св. Мак­сима Испо­вед­ника, жив­шего в VII веке? Да конечно же, любой хри­сти­а­нин скажет, что это не так! Так откуда же берется это увле­че­ние древ­но­стью?

Есте­ственно, не суще­ствует ника­кой точки раз­дела для цер­ков­ной тра­ди­ции, потому что Святой Дух пре­бы­вает в Церкви сейчас не меньше, чем в начале. Заяв­ле­ние о том, что более позд­ние обычаи явля­ются инно­ва­ци­ями, рав­но­сильно утвер­жде­нию, что Святой Дух как бы огра­ни­чен рам­ками вре­мени и пре­бы­вает только в глу­бо­кой древ­но­сти. Изме­не­ния послед­него века — такая же часть тра­ди­ции, как и раз­ви­тие цер­ков­ной прак­тики в IV веке.

Конечно, стоит при­знать, что не все изме­не­ния в Церкви хороши. На про­тя­же­нии веков вели­кие святые и бого­словы ста­вили под сомне­ние обычаи, кото­рые многие счи­тали тра­ди­ци­он­ными, хотя они не были тра­ди­ци­он­ными в прин­ципе. Святые отцы среди про­чего осуж­дали став­шую попу­ляр­ной прак­тику ред­кого при­ча­ще­ния, кото­рая была даже закреп­лена в кано­нах Церкви. Или вот, сло­жив­ша­яся в послед­ние века прак­тика при­ча­стия и изме­не­ния в слу­же­нии литур­гии не только стали откло­не­нием от усто­яв­шейся тра­ди­ции, но и сильно огра­ни­чили уча­стие веру­ю­щих в литур­гии.

Поэтому многие пред­ла­гают вер­нуться к древним тра­ди­циям, и я под­дер­жи­ваю такую пози­цию, но только до опре­де­лен­ной сте­пени. Мне сложно найти общий язык с этим стран­ным наро­дом, литур­ги­стами, потому что они хотят вос­ста­но­вить древ­нюю тра­ди­цию ради нее самой, просто из прин­ципа — «чем древ­нее, тем лучше». Они как будто отка­зы­ва­ются заме­чать, что мы больше не служим в импер­ских бази­ли­ках IV века и не про­во­дим тайные службы в рим­ских ката­ком­бах I века. Слу­же­ние не есть архео­ло­гия. Литур­гия не ста­но­вится менее пра­виль­ной или не полной, если она адап­ти­ру­ется к дей­стви­тель­но­сти. К при­меру, я знаю, что многие высту­пают за сохра­не­ние воз­гласа на выдво­ре­ние из церкви гото­вя­щихся ко кре­ще­нию в завер­ше­нии литур­гии огла­шен­ных, но при этом они же высту­пают против того, чтобы люди на самом деле поки­дали службу. Однако, в чем смысл исполь­зо­вать старые литур­ги­че­ские воз­гласы, кото­рые в про­шлом слу­жили кон­крет­ной задаче, если совре­мен­ная дей­стви­тель­ность делает подоб­ные тре­бо­ва­ния бес­смыс­лен­ными?

Важно пони­мать, что древ­ние обычаи не обя­за­тельно явля­ются более «пра­во­слав­ными», чем новые. Святые Иоанн Кас­сиан и Иоанн Зла­то­уст среди прочих высту­пали против при­ча­ще­ния только один раз в год. Что же, полу­ча­ется, прак­тика ред­кого при­ча­ще­ния явля­ется тра­ди­ци­он­ной для пра­во­сла­вия, потому что была пре­об­ла­да­ю­щим обы­чаем в древ­но­сти? Не лучше ли вместо этого ска­зать, что мнение Кас­си­ана и Зла­то­уста по этому вопросу важнее, чем рас­про­стра­нен­ная в их время прак­тика.

Раз­ница между тра­ди­цией и ново­вве­де­ни­ями лежит не во вре­мен­ной плос­ко­сти. Обычаи или веро­ва­ния, кото­рые при­сут­ство­вали в Церкви с V века, но кото­рые про­ти­во­ре­чат нашему бого­сло­вию, не менее инно­ва­ци­онны, чем обычаи, воз­ник­шие в XV веке. Похо­жим обра­зом все то новое, что уси­ли­вает и делает наше бого­сло­вие и жизнь богаче, можно быстро инте­гри­ро­вать в цер­ков­ную тра­ди­цию. Чин снятия Христа со креста на службе Вели­кой пят­ницы возник лишь в XIX веке, так же, как и обычай пере­дачи бла­го­дат­ного огня во время пас­халь­ной службы, кото­рый раньше прак­ти­ко­вался только в Иеру­са­лиме. Но не вижу ника­ких причин, чтобы отка­заться от этих обы­чаев, опре­де­лив их к кате­го­рии ново­вве­де­ний.

Боремся ли мы за вос­ста­нов­ле­ние древ­них обы­чаев или пыта­емся при­вне­сти новые, мы должны быть уве­рены, что эти обычаи сов­ме­стимы с пра­во­слав­ной верой и духов­ной прак­ти­кой. Слиш­ком часто мы поз­во­ляем своим соб­ствен­ным сла­бо­стям и недо­стат­кам дик­то­вать нам, что же счи­тать под­лин­ной тра­ди­цией. Напри­мер, можно высту­пать в защиту отмены всех постов в пас­халь­ный период, потому что это более древ­няя тра­ди­ция, но скорее всего, истин­ная при­чина кро­ется в том, что мы не любим поститься.

С другой сто­роны, мы должны при­знать, что тра­ди­ци­он­ность — это не то же самое, что кон­сер­ва­тизм. Пра­во­слав­ные, кажется, до сих пор пре­бы­вают в заблуж­де­нии, что мы все еще живем в Визан­тии. Иногда мы слиш­ком уже оза­бо­чены тем, чтобы соот­вет­ство­вать своим соб­ствен­ным роман­ти­че­ским пред­став­ле­ниям, а не нуждам реаль­ных людей. Сохра­не­ние тра­ди­ции не озна­чает, что мы должны жить в про­шлом. Чем раньше пра­во­слав­ные пере­ста­нут думать в кате­го­риях древ­но­сти и ста­ро­сти обычая, а станут отно­ситься к цер­ков­ному Пре­да­нию как к руко­во­дя­щему прин­ципу при­ня­тия реше­ний, тем проще нам будет сохра­нить нашу тра­ди­цию в добром и живом духе.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки