Сокращенные правила монашеской жизни

Оглав­ле­ние


Виньетка

^ ГЛАВА 1. Пер­вей­шие обя­зан­но­сти монаха

  1. Любить Бога всем серд­цем как Отца и бояться как Гос­пода (дру­гими сло­вами – бла­го­го­веть перед Ним во всякое время и на всяком месте).
  2. Любовь к нему выра­жать все­воз­мож­ным испол­не­нием запо­ве­дей Его.
  3. Ближ­нему во всем, Бога ради, бла­го­де­тель­ство­вать.
  4. Отверг­нуться себя – отка­зав­шись от своей воли, чтобы испол­нить волю Божию и началь­ству­ю­щих.
  5. Иско­ре­нять зло и в себе и в других, в себе – умерщ­вляя стра­сти, в других – обе­ре­гая их от пороч­ных дел.
  6. Насаж­дать Еван­гель­ское бла­го­че­стие в себе и в других. В себе – при­леж­ным слу­ша­нием и чте­нием слова Божия, слез­ным пока­я­нием и частым бла­го­го­вей­ным при­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых тайн. В других – благим при­ме­ром, духов­ными бесе­дами и усерд­ной к Богу молит­вой.

^ ГЛАВА 2. Что делать монаху в келье

  1. Любить своей кельи уеди­не­ние, в тихом и мол­ча­ли­вом пре­бы­ва­нии.
  2. Иметь всегда Бога перед мыс­лен­ным взором, помня, что Он все и всех видит и знает.
  3. Зная иску­ше­ния вражии, сопро­тив­ляться им бод­рен­ной молит­вой.
  4. Молиться до согре­ва­ния души в слез­ном уми­ле­нии.
  5. Любить чтение и упраж­няться в руко­де­лии, чтобы нико­гда не быть без дела.
  6. При­учать память свою к памя­то­ва­нию о веч­но­сти.
  7. Молит­вой гото­виться к без­опас­ному, когда нужно, выходу из кельи.

^ ГЛАВА 3. Как вести себя монаху вне кельи

  1. Сле­дить за своими чув­ствами и осо­бенно беречь слух и зрение.
  2. Ново­стями не инте­ре­со­ваться и о ненуж­ном не спра­ши­вать.
  3. Без нужды вне кельи не задер­жи­ваться.
  4. Везде дер­жаться скромно, чтобы честь мона­ше­ского образа не уро­нить.
  5. Если будет необ­хо­ди­мость пого­во­рить, то сле­дить за тем, чтобы от серьез­ного раз­го­вора не перейти к пусто­сло­вию.
  6. Не инте­ре­со­ваться недо­стат­ками других.

^ ГЛАВА 4. Как монаху в келье молиться

  1. Прежде всего при­учиться сразу же вспо­ми­нать кто ты и Кому пред­сто­ишь, не умаляя свое ничто­же­ство и не оскорб­ляя вели­чие Божие.
  2. Все лишнее оста­вить, не поз­во­ляя себе вспо­ми­нать и серд­цем отзы­ваться на любые мир­ские и плот­ские помыслы.
  1. Богу пред­сто­ять с глу­бо­чай­шим сми­ре­нием и искрен­ним бла­го­го­ве­нием.
  2. При­учать себя к посто­ян­ному молит­вен­ному состо­я­нию.
  3. Молиться с пре­дель­ным вни­ма­нием и сокру­ше­нием сердца.
  4. Беречь свою душу от рас­се­ян­но­сти.
  5. Всегда пом­нить о своих недо­стат­ках, каяться и о недо­сто­ин­стве своем воз­ды­хать, но перед Богом и сове­стью, а не перед людьми.

^ ГЛАВА 5. Как вести себя на тра­пезе

  1. Тща­тельно сле­дить за собой, чтобы не пусто­сло­вить.
  2. На видное место не спе­шить.
  3. Есть и пить воз­дер­жанно.
  4. Вкус и каче­ство не обсуж­дать и не хулить, бла­го­даря за все Бога и потру­див­шихся.
  5. Вни­мать чтению за тра­пе­зой, чтобы и душа не оста­лась без пищи духов­ной.

^ ГЛАВА 6. Как вести себя монаху утром

  1. Сразу вста­вать, не поз­во­ляя себе валяться в постели.
  2. День начи­нать покло­ном перед Богом и гото­виться к слу­же­нию Ему.
  3. Побла­го­да­рить за сохра­не­ние ночью, за дар нового дня.
  4. При­учать себя первое устрем­ле­ние, первую мысль и первое чув­ство обра­щать к Богу.
  5. Начи­нать день реши­мо­стью испра­вить неис­прав­ное и про­во­дить время бого­угодно.
  6. Посто­янно наблю­дать за собой, чтобы к благим наме­ре­ниям не при­ме­ши­ва­лись само­уве­рен­ность, само­на­де­ян­ность и тайное тще­сла­вие.

^ ГЛАВА 7. Как монаху гото­виться ко сну

  1. Пом­нить всегда, что ночь может ока­заться послед­ней.
  2. При­вык­нуть всегда вече­ром про­ве­рять себя и, в чем совесть обли­чит, – каяться.
  3. Усердно молиться, чтобы ночь прошла без греха.
  4. Засы­пая, дове­риться Богу и Ангелу Хра­ни­телю.
  5. От злых помыс­лов и козней вра­жьих блю­стись, то есть обе­ре­гать душу, а всякое сму­ща­ю­щее вос­по­ми­на­ние или пред­став­ле­ние сразу отсе­кать, не раз­ре­шая себе ни минуты не задер­жи­вать на этом вни­ма­ния. За все, что по нера­де­нию уже про­никло, про­сить про­ще­ния и помощи Божией.
  6. Сколько бы раз за ночь не при­шлось проснуться – не про­пус­кать воз­мож­но­сти обра­титься к Богу с молит­вой.
  7. Без нужды не валяться в постели.

^ ГЛАВА 8. Как монаху испо­ве­до­ваться

  1. Прежде всего испы­тать свою совесть.
  2. Грехи не просто пере­чис­лить, но душевно пере­жи­вать о них, “зело болез­но­вать”.
  3. Ничто не ута­и­вать.
  4. Твердо решиться исправ­лять недо­статки и одо­леть сла­бо­сти. Для этого ста­раться не допус­кать и малей­ших погреш­но­стей.
  5. Если духов­ник даст епи­ти­мию – при­нять бла­го­душно, если посо­ве­тует самому себе нало­жить – не отка­зы­ваться и не отне­стись небрежно. Она нужна для загла­жи­ва­ния преж­них грехов.

^ ГЛАВА 9. На что сле­дует осо­бенно обра­тить вни­ма­ние при испы­та­нии сове­сти

  1. На нару­ше­ние обетов кре­ще­ния вместе с отри­ца­нием всех дел сата­нин­ских.
  2. На нару­ше­ние обетов мона­ше­ских, вклю­ча­ю­щих в себя обе­ща­ние чистоты и воз­дер­жа­ния, послу­ша­ния и нес­тя­жа­ния, тер­пе­ние всякой скорби и при­тес­не­ния.
  3. На нару­ше­ние мона­ше­ской бла­го­при­стой­но­сти, чем вызы­ва­ется соблазн и вред душев­ный для соблаз­нив­ше­гося.
  4. На лука­вые помыслы и злые похоти, непре­станно вою­ю­щие на монаха.
  5. На опу­ще­ние молитв и рас­се­ян­ность мыслей на сла­во­сло­вии.
  6. На дер­зость языка, выра­жа­ю­щу­юся в ропоте, зло­сло­вии и осуж­де­нии.
  7. На непо­слу­ша­ние насто­я­телю или стар­шей братии (даже если воз­ни­кает только внут­рен­нее про­тив­ле­ние, не выра­жен­ное дей­ствием).
  8. На небреж­ность в любом деле, на кото­рое при­зван.

^ ГЛАВА 10. Для свя­щен­но­и­нока что необ­хо­димо перед совер­ше­нием литур­гии и во время ее

  1. Прежде всего очи­стить совесть пока­я­нием.
  2. Гото­виться воз­дер­жа­нием и молит­вою.
  3. При­сту­пать с сокру­ше­нием сер­деч­ным и сми­ре­нием.
  4. С бла­го­го­ве­нием, подо­ба­ю­щим вели­кой Свя­тыни, при­но­сить о себе и о людях бес­кров­ную Жертву.
  5. Со стра­хом и верою при­ча­щаться, помня всегда: “святая – святым!”
  6. Отхо­дить с бла­го­го­ве­нием.

^ ГЛАВА 11. После совер­ше­ния литур­гии что необ­хо­димо для свя­щен­но­и­нока

  1. За совер­ше­ние литур­гии как за вели­чай­шее бла­го­де­я­ние бла­го­да­рить Бога.
  2. Всего себя Ему для посто­ян­ного слу­же­ния внут­рен­ним усер­дием при­но­сить.
  3. К веч­ному бла­жен­ству стре­миться.
  4. Обе­ре­гать себя от вся­кого дела и слова душет­лен­ного и от всяких гре­хов­ных пре­ткно­ве­ний хра­нить.
  5. Усердно забо­титься о том, чтобы не только ради спа­се­ния души своей, но ради Бога, Бла­го­де­теля своего, непо­рочно жить.

^ ГЛАВА 12. Что вообще вся­кому монаху необ­хо­димо хра­нить

  1. Ум – от лука­вых помыс­лов.
  2. Сердце – от злых похо­тей и воз­но­ше­ния.
  3. Глаза – от пре­ле­стей мир­ских.
  4. Слух – от пустых и сме­хо­твор­ных бесед, но более всего – от зло­сло­вия ближ­него.
  1. Язык – от осуж­де­нии и ропота.
  2. Вкус – от сла­сто­лю­бия и вино­пи­тия.
  1. Вообще же необ­хо­димо избе­гать празд­но­сти и воль­ного обра­ще­ния с лицами дру­гого пола.
  2. Над всем этим да будет совер­шен­ное перед Богом сми­ре­ние и кро­тость духа, бес­ко­ры­стие и воль­ная нищета, совер­шен­ная трез­вость и чистота души и тела, незло­бие, мир и бра­то­лю­бие.

^ ГЛАВА 13. Как должен монах обра­щаться с бра­тией

  1. Всех в Гос­поде любить.
  2. Вся­кого себе пред­по­чи­тать.
  3. Тер­петь немощи немощ­ных.
  4. Никого никак, ничем не оскорб­лять.
  5. Помо­гать друг другу духов­ными бесе­дами.
  6. Вза­имно друг о друге молиться.

^ ГЛАВА 14. Как отно­ситься к началь­нику

  1. Любить как отца.
  2. Слу­шать как настав­ника.
  3. Опре­де­лен­ное от него послу­ша­ние испол­нять тща­тельно и без­ро­потно.
  4. Все его ука­за­ния, направ­лен­ные к устрой­ству доб­ро­де­тель­ной жизни неру­шимо хра­нить.
  5. Обли­че­ния тер­пе­ливо пере­но­сить.
  6. Богу за него молиться.

^ ГЛАВА 15. Как помочь себе испол­нить обеты свои может монах

  1. Частым напо­ми­на­нием себе о них.
  2. Понуж­де­нием себя испол­нять все поло­жен­ное, не дожи­да­ясь соот­вет­ству­ю­щего настро­е­ния.
  3. Непре­стан­ной молит­вой к Богу о нис­по­сла­нии бла­го­дати и сил совер­шить обе­щан­ное.
  4. Сожа­ле­нием с пока­я­нием о преж­них грехах и хра­не­нием себя от буду­щих.
  5. Напо­ми­на­нием себе подви­гов и тер­пе­ния преж­них мона­хов, чтобы при срав­не­нии лучше видеть свои недо­статки.
  6. Обра­ще­нием к образу Гос­пода своего и Спа­си­теля для вооду­шев­ле­ния и посиль­ного под­ра­жа­ния.

^ ГЛАВА 16. Какие сред­ства есть против грехов и как предо­хра­няться от иску­ше­ний

  1. Чистая и усерд­ная молитва Гос­поду Спа­си­телю.
  2. Обра­ще­ние в молитве к угод­ни­кам Божиим, осо­бенно к тем, кто побе­дил подоб­ные иску­ше­ния.
  3. Уда­ле­ние от тех, кто живет бес­страшно, не забо­тясь о победе над стра­стями.
  4. Сразу же твер­дое наме­ре­ние иметь про­ти­во­сто­ять при самом начале брани.
  5. Откро­ве­ние опыт­ным в борьбе с испо­ве­да­нием своей немощи.
  6. Чтение слова Божии, сове­тов святых отцов и другой душе­по­лез­ной лите­ра­туры.
  7. Уси­лен­ное рас­ка­я­ние с наме­ре­нием испра­виться.
  8. По воз­мож­но­сти как можно реже в такой момент сле­дует выхо­дить из кельи и если необ­хо­димо гово­рить с кем-либо – пре­дельно кратко.

^ ГЛАВА 17. О чем монаху непре­станно сле­дует пом­нить, чтобы избе­жать серьез­ных опас­но­стей

  1. Что мир может пока­заться бес­ко­нечно при­вле­ка­тель­ным, а чело­век немо­щен, почему и надо посто­янно бодр­ство­вать, молиться, жить серьезно и всегда быть на страже ума и сердца.
  2. Что жизнь крат­ко­вре­менна, без­воз­вратна и дана на пока­я­ние.
  3. Что смерть неиз­бежна, хотя и неиз­вестно время ее, а для греш­ни­ков люта.
  4. Что исход души стра­шен и потому, что грехи все и всем откро­ются и потому, что ждет Божий суд.
  5. Что суд всем Страш­ный, неиз­беж­ный, без вся­кого само­оправ­да­ния.
  6. Что Судия тогда уже воз­даст по делам, а на сожа­ле­ние и пока­я­ние не будет вре­мени и пользы от них.
  7. Что мука злобы бес­ко­нечна, позд­нее рас­ка­я­ние только будет рвать душу и нет тогда воз­мож­но­сти все изме­нить, испра­вить, начать заново.

^ ГЛАВА 18. Что делать монаху, чтобы мир и тишина были на душе

  1. С глу­бо­ким сми­ре­нием при­вы­кать пом­нить о смерти и суде по делам.
  2. Никому ни в чем не пре­ко­сло­вить без “бла­го­слов­ной вины”.
  3. Ни во что внеш­нее, что не каса­ется долж­но­сти, не вхо­дить и не любо­пыт­ство­вать.
  4. Все слу­ча­ю­ще­еся, радост­ное и огор­чи­тель­нее, при­ни­мать как от Бога.
  5. Любить уеди­не­ние и тща­тельно хра­нить мол­ча­ние.
  6. Кроме Бога и своего спа­се­ния ничего в этом мире не искать.

^ ГЛАВА 19. Какими сред­ствами может монах помочь себе на пути к дости­же­нию свя­то­сти, доступ­ной немощи чело­ве­че­ской

  1. Пре­зре­нием всякой суеты и мир­ских попе­че­ний.
  2. Поуче­нием в законе Гос­под­нем день и ночь.
  3. Частым испы­та­нием сове­сти во всех делах, словах и мыслях.
  4. Во всех своих пре­гре­ше­ниях истин­ным при­зна­нием, сер­деч­ным сокру­ше­нием, сми­рен­ным испо­ве­да­нием и тща­тель­ным воз­дер­жа­нием.
  1. Охра­не­нием себя от малей­ших побла­жек, как веду­щих к боль­шим грехам.
  2. Укло­не­нием от всяких слу­чаев, где воз­можны поводы к грехам.
  3. Тща­тель­ным охра­не­нием себя от пороч­ных дел.

^ ГЛАВА 20. Какие есть сред­ства для дости­же­ния мона­ше­ского совер­шен­ства

  1. Мир и любовь со всеми.
  2. Корот­кое и тихое обра­ще­ние со всеми.
  3. Посто­ян­ное понуж­де­ние себя к доб­ро­де­тель­ному подвигу.
  4. Отвер­же­ние всех стра­стей и похо­тей.
  5. Посто­ян­ная молит­вен­ность.
  6. Любовь к врагам.
  7. Тво­ре­ние добра нена­ви­дя­щим.
  8. Бла­го­сло­ве­ние кля­ну­щим.
  9. Молитва за тво­ря­щих напа­сти.
  10. Несе­ние своего креста без вся­кого внут­рен­него про­тив­ле­ния с тер­пе­нием и верой Бога ради Ему же слава, честь и дер­жава.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки