Соро­ко­уст

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

***

Сорокоу́ст – цер­ков­ное молит­вен­ное поми­но­ве­ние хри­сти­а­нина в тече­ние сорока дней. Цер­ковь молится о здра­вии живых и о упо­ко­е­нии усоп­ших, т.к. «у Бога все живы».

Соро­ко­усты зака­зы­вают для совер­ше­ния соро­ка­днев­ной цер­ков­ной молитвы: на Литур­гии, на молеб­нах и при чтении Псал­тири.

Число сорок – зна­ме­на­тель­ное, часто встре­ча­ю­ще­еся в Свя­щен­ном Писа­нии. Иудей­ский народ ски­тался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спа­си­тель после Своего Кре­ще­ния провел в пустыне сорок дней, а после Своего Вос­кре­се­ния в про­дол­же­ние сорока дней учил Апо­сто­лов тайнам Цар­ства Божьего.

Первые Апо­столы уза­ко­нили в Церкви Хри­сто­вой вет­хо­за­вет­ный обычай опла­ки­вать умер­ших в тече­ние сорока дней. По тра­ди­ции в тече­нии 40 дней Цер­ковь молится не только за усоп­ших, но и за живых.

***

Как на Литур­гии совер­ша­ется поми­но­ве­ние тех, о ком мы подали соро­ко­уст?

Сорок Литур­гий подряд на про­ско­ми­дии изы­ма­ется частичка из просфоры с поми­на­нием имени живого или усоп­шего (отсюда можно зака­зы­вать соро­ко­уст о здра­вии и за упокой), и в конце Литур­гии с молит­вой «Отмый, Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде кровию Твоею чест­ною, молит­вами святых Твоих» свя­щен­ник опус­кает данную частичку в Чашу с Кровию Хри­сто­вой. Так про­ис­хо­дит сорок раз на про­тя­же­нии этого же коли­че­ства Боже­ствен­ных Литур­гий.

Нужно ли молиться самому, когда подал соро­ко­уст, или доста­точно того, что помо­лится свя­щен­ник?

40 дней еже­днев­ных молитв — это жертва любви родных и близ­ких к Богу об усоп­шем. Поэтому не стоит забы­вать о важ­но­сти личной (част­ной, домаш­ней) молитвы. Можно и нужно в тече­ние 40 дней (да и в любое другое время) молиться о тех, кто нам дорог. Можно совсем кратко своими сло­вами или так: «Спаси и сохрани, Гос­поди, раба Твоего…», «Упокой, Гос­поди, душу усоп­шего раба Твоего, ново­пре­став­лен­ного род­ствен­ника моего…».

За кого можно и нельзя пода­вать соро­ко­уст?

Надо исхо­дить из того, что Цер­ковь молится за членов Церкви. Поэтому, конечно, жела­тельно пода­вать за тех, кто участ­вует или участ­во­вал при жизни в цер­ков­ных Таин­ствах, испо­ве­до­вался и при­ча­щался. Это обя­за­тель­ное усло­вие. В строч­ках свя­щен­ни­че­ской молитвы, чита­е­мой перед Литур­гией, о тех, кого на Литур­гии будут поми­нать, содер­жатся такие слова, обра­щен­ные ко Гос­поду: «О их же снаб­дел еси чест­ною Твоею Кровию». Но исходя из нашей немощи, Цер­ковь отно­сится снис­хо­ди­тельно и при­ни­мает записки о людях, кото­рые хотя бы кре­щены, чтобы мы могли за них помо­литься. Конечно, нельзя пода­вать соро­ко­уст за некре­ще­ных людей и за тех, о ком мы точно знаем, что он бого­хуль­ник и атеист, совер­шенно не верит в Бога. За за людей, кото­рые само­вольно ушли из жизни, бро­сили этот дар жизни Гос­поду, то есть за само­убийц, пода­вать соро­ко­уст нельзя. Если только архи­ерей не бла­го­сло­вит иное: бывают случаи, когда чело­век был не в себе, у него есть пси­хи­ат­ри­че­ский диа­гноз.

Как быть, если зака­зал соро­ко­уст в храме, где бого­слу­же­ния совер­ша­ются не каждый день?

Если в храме служат каждый день, то соро­ко­уст будет соот­вет­ство­вать своему назва­нию, то есть в тече­ние сорока дней этого чело­века будут поми­нать на Литур­гии. Но если, напри­мер, Литур­гия в храме совер­ша­ется не каждый день (это осо­бенно акту­ально для сель­ских храмов), то эти 40 Литур­гий могут рас­тя­нуться и на пол­года, в зави­си­мо­сти от того, сколько дней в неделю совер­ша­ется Литур­гия в храме. В любом случае эти сорок Литур­гий будут отслу­жены, и Богу будет при­не­сена молитва за этого чело­века. Также можно поехать в мона­стырь и там зака­зать соро­ко­уст — в мона­сты­рях бого­слу­же­ния совер­ша­ются еже­дневно. Кроме того, стоит учи­ты­вать осо­бен­но­сти цер­ков­ного круга бого­слу­же­ний в тече­ние года. Напри­мер, если насту­пает Вели­кий пост, когда Литур­гия совер­ша­ется только в суб­боту и вос­кре­се­нье, 40 Литур­гий подряд не сов­па­дают с 40 днями после смерти.

В чем осо­бен­но­сти соро­ко­уста о упо­ко­е­нии?

Соро­ка­днев­ное поми­но­ве­ние усоп­шего хри­сти­а­нина вклю­чает в себя как цер­ков­ное, совер­ша­е­мое во время Литур­гии, так и част­ное домаш­нее. Цер­ков­ное поми­но­ве­ние совер­ша­ется во время про­ско­ми­дии; за усоп­шего хри­сти­а­нина свя­щен­но­слу­жи­тель выни­мает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Гос­поди, (ука­зы­ва­ется напи­сан­ное нами имя)». Част­ное поми­но­ве­ние в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псал­тири и совер­ша­ется обычно род­ствен­ни­ками, близ­кими к умер­шему людьми.

Что дает соро­ко­уст усоп­шему и нам самим?

Соро­ко­уст дает нам воз­мож­ность пройти вместе с усоп­шим его путь до част­ного суда, молит­венно помочь ему на этом пути и раз­де­лить с ним радость встречи со Хри­стом. Это очень важные дни не только для него, но и для нас. Но мы не только молимся дома сами, утром и вече­ром во время пра­вила, поми­ная ново­пре­став­лен­ного. В этот осо­бен­ный период мы ста­ра­емся чаще участ­во­вать в Боже­ствен­ной Литур­гии, не упус­кая воз­мож­но­сти помо­литься в храме и вече­ром — под вос­кре­се­нье или празд­ник. Очи­щаем свою душу пока­я­нием, раз­даем мило­стыню, на девя­тый, два­дца­тый и соро­ко­вой день совер­шаем пани­хиды.

Сколько соро­ко­устов можно зака­зы­вать в разных храмах и как это влияет на участь ново­пре­став­лен­ного?

Ника­кого пра­вила о «семи» или «трех» или «сорока» храмах нет. Можно зака­зать в одном храме, но если есть воз­мож­ность, можно и в несколь­ких храмах — просто больше людей помо­лится, и ничего пло­хого в этом, конечно же, нет. Важно пом­нить, Цер­ковь — не ком­би­нат риту­аль­ных услуг. Если мы думаем отку­питься от про­блемы, сами паль­цем не поше­ве­лив, значит, наша соб­ствен­ная душа не научи­лась любить и обще­ния во Христе с усоп­шим ей не обре­сти. Важно не коли­че­ство храмов, в кото­рые мы подали записки, чтобы потом думать, что кто-то сде­лает все осталь­ное, а наши соб­ствен­ные молитвы за доро­гого нам чело­века и забота о нем. В том числе, она выра­жа­ется в том, что мы не забы­ваем о нем и в собор­ной, общей, цер­ков­ной молитве. Обра­ще­ние к Церкви за молит­вен­ной помо­щью о кон­крет­ном чело­веке — вот смысл такой молитвы.

Может ли некре­ще­ный зака­зать соро­ко­уст за кре­ще­ного?

Соро­ко­уст может зака­зать любой чело­век, даже некре­ще­ный. Однако ему сле­дует задать себе вопрос: если я верю в Бога, в силу собор­ной цер­ков­ной молитвы и загроб­ную жизнь, при­хожу в храм, хочу помочь моему близ­кому, то почему я до сих пор некре­ще­ный?

Можно ли зака­зы­вать соро­ко­уст за самого себя?

Можно, если это соро­ко­уст о здра­вии. А если вы уже умерли, то оста­ется только наде­яться, что о вас вспом­нят ваши близ­кие. Навер­няка, вспом­нят. Ведь вы же при жизни обсуж­дали с ними вопросы спа­се­ния души?

В каких ситу­а­циях уместно зака­зы­вать соро­ко­уст о самом себе?

Зака­зы­вать соро­ко­уст о самом себе уместно, когда вам пред­стоит слож­ная экс­пе­ди­ция или он уходит на фронт, вы соби­ра­е­тесь на орби­таль­ную стан­цию или вам пред­стоит серьез­ная опе­ра­ция (не только паци­енту, но и хирургу). Зака­зы­вать соро­ко­уст о самом себе уместно в ответ­ствен­ных слу­чаях, когда мы не можем ручаться за воз­мож­ность молитвы в буду­щем. Напри­мер, нака­нуне суда, когда есть веро­ят­ность, что чело­век будет лишен сво­боды и неиз­вестно, будет ли воз­мож­ность в СИЗО участ­во­вать в жизни Церкви. Или, напри­мер, жен­щина едет в роддом, ей пред­стоит рожать и неко­то­рое время она не сможет сама при­хо­дить в храм. В подоб­ных ситу­а­циях можно зака­зать самому себе соро­ко­уст о здра­вии, попро­сить молитв Церкви.

Были ли соро­ко­усты в древ­ней Руси или они появи­лись позд­нее?

В древ­ней Руси в боль­ших горо­дах при­ходы дели­лись на так назы­ва­е­мые «сороки», — по типу совре­мен­ных бла­го­чин­ных окру­гов. В каждом таком «сороке» было сорок храмов, считая все при­дель­ные, кото­рые имели свои особые причты, «при­дель­ных попов». В таком сороке сразу в один день можно было совер­шить весь соро­ко­уст, все сорок литур­гий, отслу­жив их во всех церк­вах дан­ного сорока. Как ука­зы­вает исто­рик рус­ской Церкви, про­фес­сор Е. Е. Голу­бин­ский (1834–1912), «соро­ко­уст соб­ственно значит служба в сорока церк­вах в день поми­но­ве­ния» (3‑й, 9‑й, 40‑й по смерти) (см. Голу­бин­ский Е., проф., Исто­рия Рус­ской Церкви, период второй, т. II).

Суще­ствует ли прак­тика соро­ко­днев­ного поми­но­ве­ния в других Пра­во­слав­ных Церк­вях кроме Рус­ской?

В насто­я­щее время соро­ко­уст в виде поми­но­ве­ния на Литур­гии в тече­ние сорока дней суще­ствует только в Пра­во­слав­ных Церк­вях, веду­щих тра­ди­цию от Киев­ской Руси (напри­мер, Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, Укра­ин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь), в то время, как у греков не при­нято пода­вать имена на поми­на­ние на дли­тель­ный срок: они подают одну записку на одну Литур­гию или записку, чита­е­мую у чудо­твор­ных икон или мощей.

Сколько стоит соро­ко­уст?

В разных храмах разная сумма пере­да­ется как пожерт­во­ва­ние за соро­ка­днев­ное поми­но­ве­ние. Поэтому в каждом случае ответ будет зави­сеть от ситу­а­ции с ремон­том, затра­тами на ком­му­наль­ные услуги, опла­той труда хора, бла­го­тво­ри­тель­ными про­грам­мами, кото­рые ведет храм.

Как пра­вильно зака­зать соро­ко­уст о упо­ко­е­нии?

Соро­ко­уст пода­ется таким обра­зом. Надо прийти в храм, напи­сать записку о здра­вии или упо­ко­е­нии такого-то (ука­зать в роди­тель­ном радеже имя, данное ему в кре­ще­нии, напри­мер: Кон­стан­тина), обра­титься с запис­кой в цер­ков­ную лавку и ска­зать: «Я хочу зака­зать соро­ко­уст за такого-то чело­века». После чего цер­ков­ный слу­жа­щий запи­сы­вает в опре­де­лен­ную книгу имя этого чело­века с датами. И в тече­ние этого пери­ода чело­века будут поми­нать за Литур­гией.

Можно ли зака­зать соро­ко­уст онлайн?

В насто­я­щее время дей­стви­тельно полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние прак­тика заказа соро­ко­уста, поми­но­ве­ния за Литур­гией, на молеб­нах, пани­хи­дах и других служ­бах посред­ством стре­ми­тельно раз­ви­ва­ю­щихся средств связи и интер­нет-тех­но­ло­гий. Но, как и все то, что облег­чает нашу жизнь, эко­но­мит наше время и силы при нера­зум­ном под­ходе может при­ве­сти к неко­то­рой форме телес­ной и духов­ной рас­слаб­лен­но­сти. Если чело­век имеет воз­мож­ность прийти в храм,  помо­литься собор­ной молит­вой за Бого­слу­же­нием, потру­диться в Храме, а ведь во многих, осо­бенно сель­ских при­хо­дах такая помощь очень нужна и подать записки в свеч­ной ящик, то, без­условно, это полез­нее как для нас самих, так и для тех, за кого мы молимся. Другой вопрос — когда такой воз­мож­но­сти нет по при­чине болезни или того, что тот храм или мона­стырь, где мы хотим зака­зать поми­но­ве­ние, нахо­дится доста­точно далеко от нас. В таком случае так назы­ва­е­мый онлайн-вари­ант вполне воз­мо­жен, однако необ­хо­димо при­нять во вни­ма­ние, что с раз­ви­тием интер­нет-тех­но­ло­гий и форм ком­му­ни­ка­ций между людьми нередки и случаи мошен­ни­че­ства, когда сайты по приему запи­сок в храмы и мона­стыри не имеют к послед­ним ника­кого отно­ше­ния. В такой ситу­а­ции можно посо­ве­то­вать пере­сы­лать имена для поми­но­ве­ния онлайн через свя­щен­ни­ков и людей, кото­рых вы лично знаете, и кото­рые могут пре­дать их туда, где бы вы хотели поми­нать ваших родных и близ­ких. Напом­ним также, сле­дует быть осмот­ри­тель­ным, чтобы не стать жерт­вой мошен­ни­ков, якобы пред­став­ля­ю­щих те или иных храмы и мона­стыри, поэтому записки лучше всего пода­вать через офи­ци­аль­ный сайт извест­ного вам храма или мона­стыря.

***

См. СМЕРТЬ, ПОМИ­НО­ВЕ­НИЕ УСОП­ШИХПОГРЕ­БЕ­НИЕ, ОТПЕ­ВА­НИЕ, ПОМИНКИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки