Псалтирь

Литература по теме

Псалти́рь или Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии.

Связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах.

psaltir - Псалтирь

Авторы псалмов

Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.

Среди других авторов в Псалтири упоминаются: потомки Кораха (Пс.41, Пс.43–48, Пс.83–84, Пс.86) — всего 10 псалмов; Асаф (Пс.49; Пс.72–82) — всего 12 псалмов; Хеман-эзрахитянин (Пс.87); Этан-эзрахитянин (Пс.88); Соломон (Пс.71, Пс.126) и Моисей (Пс.89).

Содержание псалмов

По содержанию псалмы условно можно подразделить на:

Во многих псалмах находятся пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати (Пс.2, Пс.8, Пс.15, Пс.18, Пс.21, Пс.23, Пс.39, Пс.40, Пс.44, Пс.50, Пс.67, Пс.68, Пс.71, Пс.88, Пс.96, Пс.101, Пс.109, Пс.117, Пс.118, Пс.129, Пс.131, Пс.142).

Цитирование Псалтири в Новом Завете

Псалтирь — книга, часто цитируемая в Новом Завете. На Псалтирь ссылается Иисус Христос, приводя доказательства Своего посланничества Отцом в мир. В Мф.26:30; Мк.14:26 сообщается, что Иисус с учениками пели псалмы по дороге в Гефсиманский сад. Возможно, это были псалмы восхождения или благодарственные псалмы. Восклицание Иисуса на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты оставил Меня?» — повторяет Пс.21:2. Множество псалмов христианское предание рассматривает как пророчества о Христе и царстве Христовом — Пс.2, Пс.8, Пс.15, Пс.19, Пс.21, Пс.39–40, Пс.44, Пс.46, Пс.67–68, Пс.71, Пс.77, Пс.88, Пс.94, Пс.96, Пс.101, Пс.117–118, Пс.129, Пс.131, Пс.142.

Псалтирь в церковном богослужении

В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.

По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

В церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 частей – кафизм, или седальнов, т.е. таких отделений, после которых в древней церкви позволялось сидеть (во время полагавшихся вслед за чтением псалмов объяснений их).
С какой целью на Вечерне и Утрене положены чтения кафизм? Идея в том, чтобы за неделю прочитать всю Псалтирь. В итоге в Палестине Псалтирь разделили на 20 частей сообразно размеру Псалмов: в среднем 9 псалмов на кафизму и по 3 псалма на Слава. Нет и не нужно искать смысловой связи с псалмами кафизм у дней седмицы или дней годичного круга. Просто это следствие той древней традиции, когда Псалтирь была главной книгой богослужения и когда её чтение было важным элементом монашеского богослужения.

Почему Псалтирь, будучи произведением ветхозаветной эпохи, так часто употребляется в Православном богослужении?

Псалтирь, как и все вообще Книги, вошедшие в Священный Канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению Святого Духа. Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своём отношении к миру. Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством прообразов) (Пс.21:18-19). Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной молитвы.

Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, их нельзя назвать устаревшими. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор. Все они вкупе и каждый в отдельности служат к назиданию верующих и могут использоваться в качестве поучающих пособий (Пс.1:1-5). В силу этих причин чтение и пение псалмов было усвоено богослужебною практикой Церкви.

В качестве частных причин усвоения новозаветным богослужением ветхозаветных псалмов можно назвать и то, что первое время Церковь Христова приумножалась за счёт иудеев, которые были воспитаны на псалмах и которым они были особенно близки.

Известная на сегодняшний день форма развитого Православного богослужения появилось в Церкви не вдруг. Сугубо христианские песнопения, гимны, молитвы, даже Писания формировались медленно, постепенно. В этом отношении трезвое заимствование того лучшего, что входило в состав ветхозаветной богослужебной традиции, тоже было уместно.

О пользе псалмопения

Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».

Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Псалтирь раскрывает людям Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры. Она, как писал святитель Василий Великий, «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».

«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно», — считает святитель Амвросий Медиоланский. «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».

Древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писание богодухновенно и полезно (2Тим.3:16), для того написано Духом Святым, — объяснял значение Псалтири святитель Василий Великий, — чтобы в нем, как в общей врачебнице духа, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от собственного своего недуга».

«Как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов заповедали отцы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — читать псалмы каждый вечер (в частности, «Господи, воззвах»), чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня… мы очистили при наступлении вечера посредством этих духовных песен. Они есть врачевство, которое истребляет все неподобное. Пение псалмов обуздывает силу сладострастия, окрыляет ум и возвышает душу. Святитель призывает и во время благоденствия, наслаждаясь дарами Божиими, «возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания».

Псалтирь была главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири».

Интересные факты о Псалтири

Псалтирь — самая длинная книга Библии (151 глава), за ней идёт Книга Пророка Исаии (66 глав). В Псалтири содержатся самые длинные и короткие главы Библии: Пс.118 (176 стихов) и Пс.116 (2 стиха), наряду с Ин.11:35 (тоже 2 стиха).

Центральный стих Библии тоже находится в Псалтири, это Пс.117:8Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.

Некоторые псалмы с небольшими вариациями дублируются в различных частях Псалтири (например, Пс.13 и Пс.52). Отдельные псалмы вошли также в другие книги Ветхого Завета (например, Пс.17 повторяется в 2Цар.22).

Целый ряд псалмов написан алфавитным акростихом, т. е. каждый следующий стих в этих произведениях начинается со следующей буквы древнееврейского алфавита. Такими псалмами являются Пс.24, Пс.33, Пс.110, Пс.111, Пс.118, Пс.144. В псалме 118 с очередной буквы алфавита начинается каждый из восьми стихов в строфе. Всего таких строф — 22 (по числу букв в древнееврейском алфавите); а общее количество стихов — 176.

В основе стихосложения Псалтири лежат принципы древневосточной поэзии. Псалом делится на стихи, единые по тематике и строению. Каждый стих делится на два (или более) полустишия. Полустишия построены на принципе параллелизма, сходства или контраста: они либо повторяют одну и ту же тему с использованием синонимов и схожих по значению конструкций, либо составляют смысловой контраст друг с другом.

Ряд псалмов в конце Псалтири имеют заголовок «Песнь восхождения». Считается, что эти псалмы исполнялись паломниками (Пс.119–133). Завершается Псалтирь псалмами восхваления, многие из которых озаглавлены возгласом Аллилуия (букв.: «хвалите Господа!») — Пс.105, Пс.110–112, Пс.116, Пс.134, Пс.145–146, Пс.148–150. Некоторые заголовки в Псалтири встречаются по одному разу, например, «Молитва бедняка, когда он в отчаянии и изливает пред Господом печаль свою» (Пс.101) или «Песнь на день субботний» (Пс.91).

646f1bec6303b016330999 scaled - Псалтирь
Геррит ван Хонтхорст. “Царь Давид, играющий на арфе”. 1622.

Цитаты о псалтири

Псалтирь и сегодня остается в частом употреблении как при богослужениях, так и в повседневной жизни. Это связано с тем, что слова Псалтири не только «очищают душу, — как свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, — но даже один стих может внушить великое любомудрие, побудить к решению и принести великую пользу в жизни».

По сравнению с другими книгами Священного Писания «книга псалмов представляет для всех образец жизни души, — говорит святитель Афанасий Великий. — Кто читает другие книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но, удивительное дело, кто читает псалмы, тот все написанное в них, за исключением пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы от своего собственного имени, поет их, как будто они были написаны о нем или даже им самим. Согласно своей душевной расположенности, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения». «Я думаю, — размышляет далее святитель, — что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более».

Обозревая святоотеческое учение, мы видим, какое огромное значение имеет Псалтирь в нашей жизни. Поэтому при изучении православной культуры и в воспитательном процессе, основанном на православной культуре, нужно использовать опыт православной Руси и в первую очередь использовать Псалтирь, как, впрочем, и все Священное Писание, в качестве основы для устроения правильной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).
игумен Петр (Пиголь)

«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк».
св. Григорий Нисский

«Книга псалмов объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов».
св. Василий Великий

«По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».
св. Афанасий Великий

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka