Список иконы

Спи́сок ико́ны (от рус. гл. «спи­сы­вать», в зна­че­нии копи­ро­вать, делать дуб­ли­кат) – в рус­ской пра­во­слав­ной ико­но­писи – ико­но­гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние, спи­сан­ное (сри­со­ван­ное) с дру­гого ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния. Ори­ги­наль­ное (первое) ико­но­гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние, с кото­рого про­из­во­дятся списки, назы­ва­ется про­то­гра­фом (от др.-греч. πρώτος — «первый» + γράφω — «пишу»; реже встре­ча­ется сино­ни­мич­ное поня­тие — анти­граф (от др.-греч ἀντι — против и γράφω — пишу).
Наряду с выра­же­нием «список иконы» упо­треб­ля­ется выра­же­ние «копия иконы». Иногда эти выра­же­ния исполь­зу­ются как рав­но­знач­ные, но не всегда. Поня­тием «копия», как пра­вило, пред­по­ла­га­ется  точное худо­же­ствен­ное (или даже лито­гра­фи­че­ское и т. п.) вос­про­из­ве­де­ние ори­ги­наль­ного изоб­ра­же­ния, тогда как спис­ком может быть названо изоб­ра­же­ние, отли­ча­ю­ще­еся от ори­ги­нала неко­то­рыми уни­каль­ными чер­тами. Эти отли­чия могут быть свя­заны с осо­бен­но­стями той ико­но­пис­ной тра­ди­ции, к кото­рой  при­над­ле­жит «созда­тель» списка, и даже с его личным ико­но­твор­че­ским стилем. Но всё же список – это не отвле­чен­ная копия. Через несколько извест­ных спис­ков, даже при отсут­ствии точных копий, воз­можно с довольно высо­кой досто­вер­но­стью рекон­стру­и­ро­вать пер­во­на­чаль­ное изоб­ра­же­ние, про­то­граф.

spisok ikony - Список иконы

Крат­кая исто­рия явле­ния

Список иконы как явле­ние ико­но­писи появ­ля­ется в период с IV по IX вв. в Визан­тии. Впо­след­ствии данную тра­ди­цию ико­но­писи насле­дует Древ­няя Русь.

Осо­бого рас­про­стра­не­ния данное явле­ние достигло на Руси в Сред­ние века, в част­но­сти в Москве. Как отме­чал в своих иссле­до­ва­ниях совре­мен­ный рос­сий­ский исто­рик Г.А. Рома­нов, «Москва ста­но­вится горо­дом, где тра­ди­ция созда­ния спис­ков с извест­ных почи­та­е­мых и чудо­твор­ных икон при­об­ре­тает поли­ти­че­ское госу­дар­ствен­ное, а значит важ­ней­шее зна­че­ние в кон­тек­сте объ­еди­не­ния рус­ских земель под руко­вод­ством мос­ков­ских князей».

Таким обра­зом, в Москве сохра­ни­лись при­меры ико­но­писи, т. н. ико­но­гра­фи­че­ские изводы, боль­шин­ства древ­не­рус­ских горо­дов, о чем, в част­но­сти, писал совре­мен­ный исто­рик ико­но­писи Н.И. Комашко в своей работе «Шесть веков рус­ской иконы» (Индрик, 2007). Ико­но­гра­фи­че­ский извод пред­став­ляет собой опре­де­лен­ный вари­ант ико­но­гра­фии того или иного кано­ни­че­ского образа, совер­шен­ный по опре­де­лен­ным пра­ви­лам. В част­но­сти он может являться вари­ан­том списка высоко почи­та­е­мого изоб­ра­же­ния – про­то­графа. Бла­го­даря мос­ков­ским спис­кам сохра­нено мно­же­ство образ­цов ико­но­писи визан­тий­ской, нов­го­род­ской, смо­лен­ской, псков­ской, воло­год­ской, ростов­ской тра­ди­ций.

Список иконы как явле­ние цер­ков­ной жизни

Что каса­ется икон, напи­сан­ных вели­кими масте­рами, икон, через кото­рые Бог бла­го­во­лил являть Свои чудеса, к ним, конечно же, веру­ю­щие испы­ты­вают особое отно­ше­ние. Однако и списки, сде­лан­ные с этих изоб­ра­же­ний, почи­та­ются в Церкви как свя­тыни (заме­тим, что в прин­ципе любая пра­во­слав­ная икона может рас­смат­ри­ваться как свя­тыня). Но бывает, что список почи­та­ется веру­ю­щими иначе, чем ори­ги­наль­ный ико­но­гра­фи­че­ский образ (не как худо­же­ствен­ная копия по отно­ше­нию к ори­ги­налу, а как одна икона по отно­ше­нию к другой). Псково-Печер­ская икона Божией Матери «Уми­ле­ние» явля­ется спис­ком с Вла­ди­мир­ской иконы Божией Матери. Послед­няя, в свою оче­редь, по мнению исто­рика ико­но­писи Л.А. Успен­ского, была спис­ком с визан­тий­ского образца. Обе иконы ком­по­зи­ци­онно схожи, но раз­личны в дета­лях. Обе почи­та­ются веру­ю­щими как чудо­твор­ные. Вла­ди­мир­ская икона Божией Матери издавна вос­при­ни­ма­ется веру­ю­щими как обще­рос­сий­ская свя­тыня. Список же Псково-Печер­ской иконы (был сделан, согласно пре­да­нию, в 1521 году иноком Арсе­нием) долгое время почи­тался как свя­тыня города Пскова и пско­ви­чей.

Цитаты о списке иконы

«В списке иконы сна­чала – содер­жа­ние, а затем – форма. В копии сна­чала – форма, затем – содер­жа­ние. В списке духов­ное един­ство пере­да­ется через цвета и линии. В списке дви­же­ние от внут­рен­него к внеш­нему: в копии – от внеш­него к внут­рен­нему, однако это внут­рен­нее вос­при­ни­ма­ется через сов­па­де­ние и сход­ство с образ­цом по окон­ча­нии всех работ».
архим. Рафаил Каре­лин

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки