Список иконы

Спи́сок ико́ны (от рус. гл. «списывать», в значении копировать, делать дубликат) – в русской православной иконописи – иконографическое изображение, списанное (срисованное) с другого иконографического изображения. Оригинальное (первое) иконографическое изображение, с которого производятся списки, называется протографом (от др.-греч. πρώτος — «первый» + γράφω — «пишу»; реже встречается синонимичное понятие — антиграф (от др.-греч ἀντι — против и γράφω — пишу).
Наряду с выражением «список иконы» употребляется выражение «копия иконы». Иногда эти выражения используются как равнозначные, но не всегда. Понятием «копия», как правило, предполагается  точное художественное (или даже литографическое и т. п.) воспроизведение оригинального изображения, тогда как списком может быть названо изображение, отличающееся от оригинала некоторыми уникальными чертами. Эти отличия могут быть связаны с особенностями той иконописной традиции, к которой  принадлежит «создатель» списка, и даже с его личным иконотворческим стилем. Но всё же список – это не отвлеченная копия. Через несколько известных списков, даже при отсутствии точных копий, возможно с довольно высокой достоверностью реконструировать первоначальное изображение, протограф.

spisok ikony - Список иконы

Краткая история явления

Список иконы как явление иконописи появляется в период с IV по IX вв. в Византии. Впоследствии данную традицию иконописи наследует Древняя Русь.

Особого распространения данное явление достигло на Руси в Средние века, в частности в Москве. Как отмечал в своих исследованиях современный российский историк Г.А. Романов, «Москва становится городом, где традиция создания списков с известных почитаемых и чудотворных икон приобретает политическое государственное, а значит важнейшее значение в контексте объединения русских земель под руководством московских князей».

Таким образом, в Москве сохранились примеры иконописи, т. н. иконографические изводы, большинства древнерусских городов, о чем, в частности, писал современный историк иконописи Н.И. Комашко в своей работе «Шесть веков русской иконы» (Индрик, 2007). Иконографический извод представляет собой определенный вариант иконографии того или иного канонического образа, совершенный по определенным правилам. В частности он может являться вариантом списка высоко почитаемого изображения – протографа. Благодаря московским спискам сохранено множество образцов иконописи византийской, новгородской, смоленской, псковской, вологодской, ростовской традиций.

Список иконы как явление церковной жизни

Что касается икон, написанных великими мастерами, икон, через которые Бог благоволил являть Свои чудеса, к ним, конечно же, верующие испытывают особое отношение. Однако и списки, сделанные с этих изображений, почитаются в Церкви как святыни (заметим, что в принципе любая православная икона может рассматриваться как святыня). Но бывает, что список почитается верующими иначе, чем оригинальный иконографический образ (не как художественная копия по отношению к оригиналу, а как одна икона по отношению к другой). Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» является списком с Владимирской иконы Божией Матери. Последняя, в свою очередь, по мнению историка иконописи Л.А. Успенского, была списком с византийского образца. Обе иконы композиционно схожи, но различны в деталях. Обе почитаются верующими как чудотворные. Владимирская икона Божией Матери издавна воспринимается верующими как общероссийская святыня. Список же Псково-Печерской иконы (был сделан, согласно преданию, в 1521 году иноком Арсением) долгое время почитался как святыня города Пскова и псковичей.

Цитаты о списке иконы

«В списке иконы сначала – содержание, а затем – форма. В копии сначала – форма, затем – содержание. В списке духовное единство передается через цвета и линии. В списке движение от внутреннего к внешнему: в копии – от внешнего к внутреннему, однако это внутреннее воспринимается через совпадение и сходство с образцом по окончании всех работ».
архим. Рафаил Карелин

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки