Библиотеке требуются волонтёры

Статия

Ста́тия (греч. στάσις — сто­я­ние), или «сла́ва» — одна из трёх частей, на кото­рые делится каждая из 20 частей (кафизм) Псал­тири.

***

Эти­мо­ло­гия поня­тия

Ста́тия (от греч. στάσις — сто­я­ние, непо­движ­ность, поло­же­ние), или иначе «сла́ва» — одна из трёх частей, на кото­рые делится каждая из 20 частей (кафизм) визан­тий­ской бого­слу­жеб­ной Псал­тири. Суще­ствует и иное эти­мо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние, согласно кото­рому слово «статия» значит: «глава» или «под­раз­дел». Поня­тие «статия» при первом вари­анте пере­вода про­ти­во­по­ложно по смыслу поня­тию «кафизма» (греч. κάθισμα – сиде­ние, от греч. гла­гола κάθημαι – сидеть), что ста­но­вится заметно и по совре­мен­ной прак­тике испол­не­ния кафизм, когда участ­ники бого­слу­же­ния встают во время неболь­ших сла­во­сло­вий, раз­де­ля­ю­щих кафизму, но при испол­не­нии самих кафизм сидят. Бого­слу­жеб­ная Псал­тирь насчи­ты­вает 20 кафизм, каждая из кото­рых состоит из трех слав, то есть 3 статий (как пра­вило, это два-три псалма в одной статии, однако, в неко­то­рых слу­чаях может быть и один, напри­мер, вторая статия 12-ой кафизмы). А в случае с 17-ой кафиз­мой на статии раз­де­ля­ется один 118-ой псалом.

Упо­треб­ле­ние поня­тия в совре­мен­ной бого­слу­жеб­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви поня­тия «слава» и «ста́тия» (в неко­то­рых слу­чаях можно встре­тить упо­треб­ле­ние поня­тия с уда­ре­нием на вторую глас­ную с конца) отно­си­тельно испол­не­ния бого­слу­жеб­ной Псал­тири сме­ши­ва­ются. Таким обра­зом, поня­тие «слава» / «статия» может озна­чать и отдел кафизмы, и само про­ме­жу­точ­ное пес­но­пе­ние между сла­вами-ста­ти­ями:

Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).
Гос­поди, поми­луй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Исто­рия поня­тия

М. Ска­бал­ла­но­вич в своем труде «Тол­ко­вый Типи­кон» опи­сы­вает воз­ник­но­ве­ние тра­ди­ции сиде­ния при чтении псал­мов (откуда, соб­ственно, и про­ис­хо­дит поня­тие «кафизма»)1. Он отно­сит воз­ник­но­ве­ние такой тра­ди­ции к V в. н. э., опи­ра­ясь на сви­де­тель­ство св. Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в его труде «Посла­ние к Кастору, епи­скопу Апт­скому, о пра­ви­лах обще­жи­тель­ных мона­сты­рей» (гл. 5)2. Эта тра­ди­ция свя­зана с непо­сред­ствен­ным стрем­ле­нием древ­них мона­хов вычи­тать всю Псал­тирь или ее зна­чи­тель­ную часть в тече­ние суток, о чем так же упо­ми­нает св. Иоанн Кас­сиан (глл. 2–3)3. Ска­бал­ла­но­вич отме­чает особый тон повест­во­ва­ния свя­того, кото­рый сви­де­тель­ствует о новизне дан­ного обычая у мона­хов еги­пет­ских мона­сты­рей, дока­зы­вая, что до V века такой тра­ди­ции не суще­ство­вало, как не суще­ство­вало и стрем­ле­ния про­чи­тать всю или зна­чи­тель­ную часть Псал­тири в тече­ние суток. Ска­бал­ла­но­вич отме­чает, что на про­тя­же­нии VI–VIII веков тра­ди­ция сиде­ния при испол­не­нии псал­мов была все еще редкой как для восточ­ных Церк­вей, так и для запад­ных. Для восточ­ных Церк­вей было харак­терно не сиде­ние, а именно сто­я­ние во время пения Псал­тири на ночной службе, именно поэтому раз­делы Псал­тири на части обо­зна­ча­лись словом στάσις – сто­я­ние. Согласно Ска­бал­ла­но­вичу в «извест­ном опи­са­нии синай­ской утрени» (име­ется в виду синай­ская утреня VII в., но автор не ука­зы­вает ссылку на кон­крет­ный доку­мент) гово­рится о том, что на ста­тиях монахи вста­вали, а сами статии насчи­ты­вали по 50 псал­мов.

Суще­ствует и иное мнение иссле­до­ва­теля архи­манд­рита Кипри­ана (Керна) в его труде «Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия», кото­рое заклю­ча­ется в том, что поня­тие кафизма про­изо­шло от поня­тия «седа­лен» — спе­ци­аль­ного тро­паря, на кото­ром был воз­мо­жен неболь­шой отдых после испол­не­ния псал­мов кафизмы4.

Поня­тие статии сохра­ня­ется, но меня­ется в после­ду­ю­щих бого­слу­жеб­ных сбор­ни­ках, заме­ща­ясь поня­тием «кафизма». Напри­мер, в Ипо­ти­по­сисе («Начер­та­ние устрой­ства Сту­дий­ского мона­стыря», то есть наи­бо­лее ранняя сохра­нив­ша­яся редак­ция Сту­дий­ского устава IX в., автор­ство кото­рой при­пи­сы­ва­ется св. Фео­дору Сту­диту) появ­ля­ется поня­тие κάθισμα ψαλμούς, а в Диа­ти­по­сисе («Устав свя­того и бла­жен­ного отца нашего Афа­на­сия», иная редак­ция Сту­дий­ского устава X века, при­пи­сы­ва­е­мая св. Афа­на­сию Афон­скому) уже окон­ча­тельно закреп­ля­ется поня­тие κάθισμα. Но и Ипо­ти­по­сис, и Диа­ти­по­сис при изме­не­нии деле­ния Псал­тири сохра­няют более древ­нюю тра­ди­цию сто­я­ния при ее бого­слу­жеб­ном испол­не­нии. Так, Диа­ти­по­сис прямо пред­пи­сы­вает стоять при испол­не­нии кафизм. Но посте­пенно тра­ди­ция еги­пет­ских мона­сты­рей, опи­сан­ная св. Кас­си­а­ном, ста­но­вится обще­упо­тре­би­мой. Именно в таком виде она оста­ется частью совре­мен­ного бого­слу­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. С IX века также полу­чила раз­ви­тие и тер­ми­но­ло­гия опи­са­ния деле­ния бого­слу­жеб­ной Псал­тири. М. Ска­бал­ла­но­вич ука­зы­вает, что в Визан­тии в это и более позд­нее время фор­ми­ру­ется общее деле­ние Псал­тири на кафизмы, в свою оче­редь как славы кафизм полу­чают назва­ние — статия, а к песням, пред­ше­ству­ю­щим чтению кафизм, а иногда и к самим псал­мам между сла­вами, при­ме­ня­ется наиме­но­ва­ние αί στιχολογίοα (сти­хо­ло­гия).


При­ме­ча­ния:

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки