Кафизма

Кафи́зма (греч. κάθισμα от греч. слова κάθημαι – сидеть) – бого­слу­жеб­ная часть биб­лей­ской книги Псал­тирь. Всего в Псал­тири выде­лено 20 кафизм при­мерно оди­на­ко­вой длины, содер­жа­щих разное число псал­мов.

kafizma - Кафизма

Боль­шее число псал­мов содер­жит 18-ая кафизма, где их 15-ть (псалмы 119–133), а мень­шее число – 17‑я, содер­жа­щая только один 118‑й псалом, раз­де­лен­ный на 3 части и име­ну­е­мый «Непо­рочны».

Каждая кафизма поде­лена на три части. Каждая часть име­ну­ется ста­тией (от греч. στασεις – глава, под­раз­дел) или славой. Слава может вклю­чать в себя как один, так и несколько псал­мов. Назва­ние слава вос­хо­дит к сла­во­сло­вию:

Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже. (Трижды).

Гос­поди, поми­луй (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В бого­слу­жеб­ной прак­тике при­нято чтецу про­из­но­сить начало сла­во­сло­вия: Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, певцам сере­дину, и чтецу конец: И ныне. «Такое раз­де­ле­ние дела­ется для того, чтобы теснее свя­зать кафизму с молит­вен­ным воз­зва­нием и чтобы вну­шить мысль, что чтец и хор напе­ре­рыв друг с другом славят Бога» (М. Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон).

Кафизмы и вхо­дя­щие в них славы с псал­мами:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
Кафизма 1 Псалмы 1–3 Псалмы 4–6 Псалмы 7–8
Кафизма 2 Пс. 9-10 Пс. 11-13 Пс. 14-16
Кафизма 3 Пс. 17 Пс. 18-20 Пс. 21-23
Кафизма 4 Пс. 24-26 Пс. 27-29 Пс. 30-31
Кафизма 5 Пс. 32-33 Пс. 34-35 Пс. 36
Кафизма 6 Пс. 37-39 Пс. 40-42 Пс. 43-45
Кафизма 7 Пс. 46-48 Пс. 49-50 Пс. 51-54
Кафизма 8 Пс. 55-57 Пс. 58-60 Пс. 61-63
Кафизма 9 Пс. 64-66 Пс. 67 Пс. 68-69
Кафизма 10 Пс. 70-71 Пс. 72-73 Пс. 74-76
Кафизма 11 Пс. 77 Пс. 78-80 Пс. 81-84
Кафизма 12 Пс. 85-87 Пс. 88 Пс. 89-90
Кафизма 13 Пс. 91-93 Пс. 94-96 Пс. 97-100
Кафизма 14 Пс. 101-102 Пс. 103 Пс. 104
Кафизма 15 Пс. 105 Пс. 106 Пс. 107-108
Кафизма 16 Пс. 109-111 Пс. 112-114 Пс. 115-117
Кафизма 17 Пс. 118:1-72 Пс. 118:73-131 Пс. 118:132-176
Кафизма 18 Пс. 119-123 Пс. 124-128 Пс. 129-133
Кафизма 19 Пс. 134-136 Пс. 137-139 Пс. 140-142
Кафизма 20 Пс. 143-144 Пс. 145-147 Пс. 148-150

Поря­док чтений кафизм опре­де­лен Уста­вом. Согласно Уставу Псал­тирь на бого­слу­же­ниях за неделю про­чи­ты­ва­ется пол­но­стью, а во время Вели­кого поста – дважды за неделю. Важно отме­тить, что неделя начи­на­ется с вос­кре­се­нья и первая кафизма чита­ется в суб­боту вече­ром, что соот­вет­ствует вос­крес­ной вечерне. Рядо­вой кафиз­мой назы­ва­ется кафизма, поло­жен­ная для чтения в данный день по уставу; выра­же­ние «рядо­вая кафисма», как пра­вило, упо­треб­ля­ется в Мар­ко­вых главах Типи­кона (напри­мер: «Аще слу­чится обре­те­ние чест­ныя главы Пред­те­чевы в суб­боту 2‑ю, или 3‑ю постов: В пяток вечера, кафисма рядо­вая»). И еще один нюанс: при чтении кафизм не опус­ка­ются псалмы, уже испол­няв­ши­еся на тех же служ­бах в другом месте; дру­гими сло­вами, все псалмы шесто­псал­мия, вечерни, часов повто­ря­ются иногда в кафиз­мах этих служб (Иногда бывает даже так, что один и тот же псалом может читаться дважды на одной и той же службе. Самый яркий пример – на 9‑м часе в сед­мич­ные дни Вели­кого поста сна­чала псалом 85 чита­ется как псалом часа, затем сразу же – как началь­ный псалом 12‑й кафизмы).

Какие есть вари­анты рас­пи­са­ния в чтении кафисм?

Всего есть 5 рас­пи­са­ний кафисм; эти рас­пи­са­ния упо­треб­ля­ются  в раз­лич­ные пери­оды цер­ков­ного года, поря­док чтения кафисм регла­мен­ти­ру­ется 17‑й главой Типи­кона. Для боль­шей части года, исклю­чая период Вели­кого поста, дей­ствуют два рас­пи­са­ния: условно они назы­ва­ются «летнее» и «зимнее». Летнее рас­пи­са­ние исполь­зу­ется сле­ду­ю­щие три пери­ода в году:

— от Недели Анти­пасхи до отда­ния Воз­дви­же­ния (21 сен­тября);

— от пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова (20 декабря) до отда­ния Бого­яв­ле­ния (14 января);

— от Недели о блуд­ном сыне до Недели сыро­пуст­ной (в тече­ние двух седмиц).

Кроме трех ука­зан­ных пери­о­дов, кото­рые при­во­дятся в Сле­до­ван­ной Псал­тири и в Типи­коне, фак­ти­че­ски летнее рас­пи­са­ние акту­ально в пери­оды попразднств дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, при­хо­дя­щи­еся на пери­оды дей­ствия зим­него рас­пи­са­ния. Таких празд­ни­ков и соот­вет­ственно пери­о­дов всего два: во-первых, это шести­днев­ный цикл празд­ника Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (20–25 ноября), во-вторых, это девя­ти­днев­ный цикл празд­ника Сре­те­ния Гос­подня, если он при­хо­дится до Недели о блуд­ном сыне (что слу­ча­ется не каждый год, хотя и в более 50% слу­чаев).

Зимнее рас­пи­са­ние исполь­зу­ется сле­ду­ю­щие два пери­ода в году:

— от отда­ния Воз­дви­же­ния (21 сен­тября) до пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова (20 декабря);

— от отда­ния Бого­яв­ле­ния (14 января) до Недели о блуд­ном сыне.

Прин­ци­пи­аль­ные отли­чия зим­него рас­пи­са­ния от лет­него в том, что на вечерне в сед­мич­ные дни чита­ется 18‑я кафисма, а на утрене в сед­мич­ные дни (поне­дель­ник, втор­ник, среда, чет­верг) пола­га­ется по три кафисмы. Фак­ти­че­ски раз­ли­чия между зимним и летним рас­пи­са­ни­ями про­яв­ля­ются только с поне­дель­ника по чет­верг, тогда как в пят­ницу – вос­кре­се­ние они сов­па­дают.

Преду­смот­рены ли Уста­вом какие-либо сокращения/изменения в рас­пи­са­нии кафисм в зави­си­мо­сти от празд­ни­ков?

Вот основ­ные пра­вила изме­не­ний и сокра­ще­ний в чтении кафисм, кото­рые дей­ствуют в тече­ние года, кроме пери­ода Вели­кого поста.

  • Нака­нуне бден­ного или поли­е­лей­ного празд­ника вечер­няя кафизма отме­ня­ется (фак­ти­че­ски ее заме­няет пение «Блажен муж…» — это 1‑й анти­фон 1‑й кафизмы). В канун дву­на­де­ся­того Гос­под­ского празд­ника, если сам празд­ник слу­чится со втор­ника по суб­боту, кафисма отме­ня­ется вообще, «Блажен муж…» не поется.
  • В день бден­ного празд­ника вече­ром рядо­вая кафизма на вечерне также отме­ня­ется; в част­но­сти, так как Устав допус­кает совер­ше­ние бдения нака­нуне каж­дого вос­кре­се­нья, то в вос­кре­се­нье вече­ром кафизмы не бывает.
  • В пери­оды зим­него рас­пи­са­ния на утрене в сед­мич­ные дни, если слу­чится празд­ник вели­кий, бден­ный, поли­е­лей­ный или с вели­ким сла­во­сло­вием, чита­ются по две кафисмы, а третья пере­но­сится на вечерню гря­ду­щего дня (в случае поли­е­лея или вели­кого сла­во­сло­вия) или отме­ня­ется вовсе (если совер­ша­лось бдение).

А какие пра­вила чтения кафизм в Вели­кий пост?

В тече­ние поста чтение кафизм регла­мен­ти­ру­ется тремя рас­пи­са­ни­ями, из кото­рых одно явля­ется основ­ным; два других рас­про­стра­ня­ются только на одну сед­мицу каждое. На 1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й и 6‑й сед­ми­цах Вели­кого поста имеет место осо­бен­ное рас­пи­са­ние. Суть его в том, что Псал­тирь про­чи­ты­ва­ется два раза в тече­ние сед­мицы, что дости­га­ется за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5‑й сед­мице Вели­кого поста дей­ствует рас­пи­са­ние, отлич­ное от осталь­ных седмиц. При­чина этого в том, что в чет­верг 5‑й сед­мицы на утрене чита­ется канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского, вслед­ствие чего в этот день на утрене пола­га­ется только одна кафисма (8‑я), а на 1‑м часе вовсе нет кафисмы. Ком­пен­са­ция про­пу­щен­ных в чет­верг кафисм осу­ществ­ля­ется за счет чтения на вечерне каж­дого дня рядо­вой кафисмы (а не 18‑й, как на осталь­ных сед­ми­цах). На Страст­ной сед­мице Псал­тирь про­чи­ты­ва­ется с Вели­кого Поне­дель­ника по Вели­кую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17‑я кафизма чита­ется с похва­лами на утрени Вели­кой Суб­боты.

Преду­смот­рены ли сокра­ще­ния кафизм в период Вели­кого поста?

Здесь все строже: даже в празд­ники чита­ются все устав­ные кафисмы. Един­ствен­ное исклю­че­ние – отме­ня­ются кафизмы на двух вечер­нях празд­ника Бла­го­ве­ще­ния: на вечерне перед празд­ни­ком и на вечерне в день празд­ника.

Есть ли период в цер­ков­ному году, когда кафизмы Псал­тири не чита­ются вовсе?

Это период от Вели­кого Чет­верга до Свет­лой суб­боты (10 дней), в кото­рый чтение кафисм отме­ня­ется пол­но­стью (исклю­че­нием явля­ется утреня Вели­кой Суб­боты, на кото­рой поется кафисма 17‑я с «похва­лами»).

Когда и где воз­никло раз­де­ле­ние Псал­тири на 20 кафизм?

Совре­мен­ное деле­ние Псал­тири на 20 кафизм появи­лось в Пале­стине при­мерно в VIII веке; в X веке это деле­ние рас­про­стра­ни­лось по всему Востоку бла­го­даря тому, что мона­стыри Визан­тии стали при­ни­мать пале­стин­скую прак­тику служб суточ­ного круга. Это деле­ние до XIII века упо­треб­ля­лось парал­лельно при­ня­тому в Кон­стан­ти­но­поле деле­нию Псал­тири на 76 анти­фо­нов, кото­рое прак­ти­ко­ва­лось в кафед­раль­ном бого­слу­же­нии. После XIII века (вслед­ствие взятия Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами в 1204 году) кафед­раль­ная тра­ди­ция исчезла и деле­ние на 20 кафизм стало без­аль­тер­на­тив­ным.

Что можно ска­зать об обычае сидеть во время кафизм?

В древ­ней Церкви не было и речи о сиде­нии при чтении/пении псал­мов. Изве­стия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, гово­рят о сиде­нии только за чте­ни­ями (нази­да­тель­ными), а для Востока и под­чер­ки­ва­ется сто­я­ние за выпе­ва­нием всей Псал­тири на ночной службе: отделы ее в извест­ном опи­са­нии синай­ской утрени назы­ва­ются ста­ти­ями, στάσις – сто­я­ние, и гово­рится, что для пения их вста­вали; а отделы эти (по 50 псал­мов каждый) по поло­же­нию на утрене вполне отве­чают нашим кафиз­мам. Сто­я­ния за кафиз­мами тре­буют и все Сту­дий­ские типи­коны.

Термин «кафизма» при­ме­ни­тельно к отде­лам Псал­тири начи­нает встре­чаться в источ­ни­ках с VIII–IX вв.; при этом долгое время (до XIV века) помету «кафизма» ста­вили в конце отдела Псал­тири, чем ука­зы­вали, что сидеть доз­во­ля­ется только после чтения псал­мов, во время седаль­нов и поуче­ний.

По сути, совре­мен­ная прак­тика сиде­ния во время кафизм в Рус­ской Церкви – след­ствие незна­ния этого исто­ри­че­ского нюанса и бук­валь­ного пони­ма­ния тер­мина «кафисма».

***

Кафизмы – это особый род псал­мо­пе­ния, отлич­ный от псал­мо­пе­ния в других местах цер­ков­ной службы, напри­мер от пред­на­чи­на­тель­ных псал­мов. Именно, псалмы здесь про­из­но­сятся, ныне боль­шей частью чита­ются, с наи­мень­шею тор­же­ствен­но­стью и в более спо­кой­ном поло­же­нии тела, сидя. Такой харак­тер носят кафизмы осо­бенно на утрене, где бла­го­даря этому они служат отды­хом для тела и души моля­щихся от усерд­ных моле­ний – екте­ний и от мно­же­ства тор­же­ствен­ных пес­но­пе­ний.

Псал­мами пред­на­чи­на­тель­ными, напри­мер шесто­псал­мием, и всеми дру­гими, кроме псал­мов кафизм, мы должны молиться и дер­жать себя на них так, «яко бесе­ду­юще неви­ди­мому Богу», почему во время них запре­ща­ется сидеть. Чрез доз­во­ле­ние сидеть на кафиз­мах псалмы их раз­ре­ша­ется слу­шать не столько как молитву, сколько как нази­да­ние, как худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, насла­ждаться в полной мере их поэ­зией. На кафиз­мах, сле­до­ва­тельно, псалмы овла­де­вают вни­ма­нием моля­щихся с другой своей сто­роны в срав­не­нии с псал­мами других мест службы. Поэтому из кафизм не выклю­ча­ются псалмы, уже испол­няв­ши­еся на тех же служ­бах в другом месте: все псалмы шесто­псал­мия, вечерни, часов повто­ря­ются иногда в кафиз­мах этих служб.

Пока за цер­ков­ными служ­бами пелось немного псал­мов, 1 или 3, что имело место до пре­об­ра­зо­ва­ния бого­слу­же­ния под вли­я­нием мона­ше­ства (I‑IV в.), не мог воз­ник­нуть обычай сиде­ния за псал­мо­пе­нием. Он появился, когда за служ­бами стали ста­раться в сутки или более выпе­вать всю Псал­тирь.

Впер­вые об этом обычае упо­ми­нает Кас­сиан в V в. (Вступ. гл., 218), и тон оправ­да­ния, в кото­ром он опи­сы­вает этот обычай еги­пет­ских мона­хов, сви­де­тель­ствует о его новизне. Изве­стия от VI–VIII в. как для Востока, так и для Запада, гово­рят о сиде­нии только за чте­ни­ями (нази­да­тель­ными), а для Востока и под­чер­ки­ва­ется сто­я­ние за выпе­ва­нием всей Псал­тири на ночной службе: отделы ее в извест­ном опи­са­нии синай­ской утрени назы­ва­ются ста­ти­ями, στάσις – сто­я­ние, и гово­рится, что для пения их вста­вали; а отделы эти (по 50 псал­мов каждый) по поло­же­нию на утрене вполне отве­чают нашим кафиз­мам. Сто­я­ния за кафиз­мами тре­бует и Диа­ти­по­сис (см. ниже «Чин кафизмы»; Вступ. гл., 295, 310).

Но пере­не­сен­ный на Запад, может быть Кас­си­а­ном, обычай сиде­ния за псал­мами там скоро полу­чил широ­кое рас­про­стра­не­ние и пере­шел на другие части службы. На Востоке же в IX в. уже есть термин κάθισμα, кото­рый, впро­чем, более при­ме­ня­ется, как и ныне у греков, к песням, пред­ше­ству­ю­щим чтению, чем к отде­лам Псал­тири, кото­рые боль­шей частью назы­ва­ются αϊ στιχολογίαι, а славы кафизм – ста­ти­ями, но уже в Ипо­ти­по­сисе они назы­ва­ются κάθισμα ψαλμούς, а в Диа­ти­по­сисе и прямо κάθισμα. След такой прак­тики – сиде­ния только за чте­ни­ями и сто­я­ния за псал­мами кафизм – и в нынеш­нем уставе: седальны поло­жены только после тех кафизм, за коими сле­дуют чтения; так, не поло­жены седальны после кафизм вечерни, за коими нет чтений; наобо­рот, седальны поло­жены и без кафизм пред чте­ни­ями, как, напри­мер, по 3 песни канона.

Михаил Ска­бал­ла­но­вич. «Тол­ко­вый типи­кон»

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Ирина, 26.12.2021

    Боль­шое спа­сибо!! Доступно и ясно изло­жено

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки