Свя­щен­ный Синод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви о вечер­нем слу­же­нии Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии и о евха­ри­сти­че­ском посте

Ввиду того, что во все боль­шем коли­че­стве храмов входит в обычай устав­ное слу­же­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, и поскольку неко­то­рых все еще сму­щает эта прак­тика, пуб­ли­куем журнал №41 засе­да­ния Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 28 ноября 1968 года.

Слу­шали:

1. Пред­став­ле­ние Прео­свя­щен­ного мит­ро­по­лита Сурож­ского Анто­ния, Пат­ри­ар­шего Экзарха в Запад­ной Европе, от 2 октября с.г.:

«Ваше Свя­тей­ше­ство! Обра­ща­юсь к Вашей архи­пас­тыр­ской муд­ро­сти со сле­ду­ю­щим делам:

Ввиду пре­дель­ной раз­бро­сан­но­сти веру­ю­щих, живу­щих даже в самом Лон­доне на рас­сто­я­нии несколь­ких часов езды от един­ствен­ной нашей церкви, и невоз­мож­но­сти для гро­мад­ного боль­шин­ства, рабо­та­ю­щего с самого утра, посе­щать утрен­ние бого­слу­же­ния в будние дни, почти все веру­ю­щие лишены во время Вели­кого поста воз­мож­но­сти участ­во­вать в совер­ше­нии Пре­ждео­свя­щен­ной литур­гии.

Обра­ща­юсь поэтому к Вашему Свя­тей­ше­ству с прось­бой раз­ре­шить при­ме­не­ние на тер­ри­то­рии Запад­но­ев­ро­пей­ского Экзар­хата Цер­ков­ного устава, преду­смат­ри­ва­ю­щего совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром.

Прежде чем поста­вить перед Вашим Свя­тей­ше­ством этот вопрос, я совер­шил в про­шлом году несколько Пре­ждео­свя­щен­ных литур­гий по вече­рам. Это было вос­при­нято веру­ю­щими очень поло­жи­тельно и дало воз­мож­ность многим из них участ­во­вать. Слу­жа­щий свя­щен­ник постился с полу­ночи, а веру­ю­щие, желав­шие при­ча­ститься Св. Тайн, воз­дер­жи­ва­лись от пищи, питья и куре­ния в тече­ние семи пред­ше­ству­ю­щих часов, т.е. от полу­дня.

Я наде­юсь, что Вы бла­го­сло­вите это воз­вра­ще­ние к устав­ной прак­тике, кото­рая уже дала на опыте добрые плоды».

2. Пред­став­ле­ние Прео­свя­щен­ного архи­епи­скопа Нью-Йорк­ского и Але­ут­ского Иона­фана, Пат­ри­ар­шего Экзарха Север­ной и Южной Аме­рики, от 29 июля с. г.:

«Ваше Свя­тей­ше­ство, мило­сти­вый наш Пер­во­свя­ти­тель и Отец! Мест­ные усло­вия жизни в пре­де­лах вве­рен­ного мне Экзар­хата все более остро ставят перед нами вопрос о необ­хо­ди­мо­сти пере­не­сти совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров во время Святой Четы­ре­де­сят­ницы на вечер­нее время.

Совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в обыч­ное время лишает веру­ю­щих, заня­тых рабо­той в учре­жде­ниях и на пред­при­я­тиях, воз­мож­но­сти посе­щать это бого­слу­же­ние. Если же эта литур­гия была бы пере­не­сена на вечер­нее время, когда веру­ю­щие сво­бодны от заня­тий, наша паства имела бы воз­мож­ность при­сут­ство­вать за бого­слу­же­нием.

Поэтому я сыновне обра­ща­юсь к Вашему Свя­тей­ше­ству и сми­рен­нейше прошу внять просьбе и бла­го­сло­вить нам совер­ше­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в вечер­нее время.

В этой связи дерзаю обра­титься к Вашему Свя­тей­ше­ству с еще одной прось­бой.

Если литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров будет совер­шаться в вечер­нее время, есте­ственно, воз­ник­нет необ­хо­ди­мость при­ча­стия веру­ю­щих за этой литур­гией. Да и сами свя­щен­но­слу­жи­тели, совер­ша­ю­щие литур­гию, будут при­ча­щаться.

Это, в свою оче­редь, вызы­вает вопрос о вре­мени воз­дер­жа­ния от пищи и пития перед совер­ше­нием литур­гии, т. е. перед при­ча­ще­нием.

Ввиду этого я сми­рен­нейше прошу Ваше Свя­тей­ше­ство обсу­дить одно­вре­менно и этот вопрос и найти при­ем­ле­мое его реше­ние в духе цер­ков­ных правил и с учетом немо­щей чело­ве­че­ских и цер­ков­ной ико­но­мии».

3. Исто­ри­че­скую справку по вопросу при­ча­ще­ния Святых Тайн нато­щак про­фес­сора Ленин­град­ской духов­ной ака­де­мии Н. Д. Успен­ского от 15 октября с. г.:

«Гос­подь Иисус Хри­стос уста­но­вил Таин­ство При­ча­ще­ния после вечери, и апо­столы при­ча­сти­лись Боже­ствен­ного Тела и Крови после при­ня­тия пищи (Лк. 22, 20; 1Кор. 11, 25). Такого порядка в совер­ше­нии Евха­ри­стии, как освя­щен­ного при­ме­ром Самого Гос­пода, дер­жа­лись апо­столы и за ними хри­сти­ане первых поко­ле­ний.

Уве­ли­че­ние числа членов хри­сти­ан­ских общин и свя­зан­ная с этим труд­ность устрой­ства общих вечер­них трапез, или агап, вызвала отде­ле­ние Евха­ри­стии от агапы и пере­не­се­ние первой на утрен­нее время. Эта первая в исто­рии Евха­ри­стии реформа про­во­ди­лась не одно­вре­менно во всех Церк­вах. В неко­то­рых Церк­вах, как, напри­мер, Рим­ской, это ново­вве­де­ние имело место уже в сере­дине II века (св. Иустин Фило­соф, Апо­ло­гия, гл. 65–67), в других, в част­но­сти в Египте, еще в V веке Евха­ри­стию совер­шали вече­ром (Сократ, Цер­ков­ная исто­рия).

Пере­не­се­ние Евха­ри­стии с вечера на утро само по себе вызвало в жизни новый поря­док — при­ча­ще­ние Св. Тайн нато­щак. Эта тра­ди­ция ста­но­ви­лась все­об­щей по мере того, как рас­про­стра­нялся поря­док совер­ше­ния Евха­ри­стии утром. Сви­де­тель­ством про­ис­хо­див­шей пере­мены поряд­ков при­ча­ще­ния Св. Тайн явля­ется 41‑е пра­вило Кар­фа­ген­ского Собора. Соб­ственно, это пра­вило было при­нято в Италии на Иппон­ском Соборе 393 года (прав. 28) и вошло потом в Кодекс правил Кар­фа­ген­ского Собора. Это пра­вило гла­сило: «Святое Таин­ство алтаря да совер­ша­ется людьми не ядшими. Исклю­ча­ется из сего единый в году день, в кото­рый вечеря Гос­подня совер­ша­ется. Аще же память будет некиих в вечер­нее время скон­чав­шихся, епи­ско­пов или прочих: то да совер­шится она молит­вами токмо, когда совер­ша­ю­щие оную ока­жутся обе­дав­шими». Из этого пра­вила можно сде­лать вывод, что еще в конце IV века в отдель­ных Церк­вах, как Иппон­ская, суще­ство­вала древ­няя прак­тика при­ча­ще­ния Св. Тайн по при­ня­тии пищи. Собор, оче­видно, следуя новому порядку, как обще­рас­про­стра­нен­ному, запре­щает при­ча­ще­ние после при­ня­тия пищи, делая в этом отно­ше­нии исклю­че­ние для Вели­кого чет­верга.

VI Все­лен­ский Собор отме­нил выше­на­зван­ное пра­вило в части при­ча­ще­ния в Вели­кий чет­верг ядших, объ­яс­нив, что такое исклю­че­ние в отно­ше­нии Вели­кого чет­верга могло быть сде­лано «по неко­то­рым мест­ным при­чи­нам, полез­ным для Церкви» (прав. 29).

Что каса­ется при­ча­ще­ния Пре­ждео­свя­щев­ными Дарами, то оно ведет свое начало от древ­не­хри­сти­ан­ского обычая при­ня­тия Св. Тайн или «само­при­ча­ще­ния» на дому Св. Тай­нами, при­но­си­мыми из храма, где совер­ша­лась Евха­ри­стия. О таком обычае упо­ми­нает Тер­тул­лиан (письмо к жене). День и час при­ча­ще­ния уста­нав­ли­вал сам при­част­ник. Этот обычай был под­дер­жан ана­хо­ре­тами я от них вошел в мона­стыр­ское бого­слу­же­ние. Монахи при­ча­ща­лись или по совер­ше­нии утрен­него пра­вила, или, что, оче­видно, было свя­зано с раз­лич­ной стро­го­стью соблю­де­ния поста, вече­ром. Чино­по­сле­до­ва­ние изоб­ра­зи­тель­ных — это древ­нее пра­вило или поря­док при­ча­ще­ния братии в конце утрен­него бого­слу­же­ния, а литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных воз­никла на основе при­ча­ще­ния Пре­ждео­свя­щен­ными Дарами вече­ром. В IV и V веках, когда стал утвер­ждаться, как все­об­щий, поря­док при­ча­ще­ния нато­щак, при­об­ще­ние Пре­ждео­свя­щен­ных Даров — утром ли, вече­ром ли — также совер­ша­лось нато­щак. Это в итоге при­вело к пере­не­се­нию литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на первую поло­вину дня, хотя она начи­на­ется чино­по­сле­до­ва­нием вечерни.

Если совер­шать литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, то, оче­видно, вста­нет вопрос с воз­дер­жа­нием в этот день от при­ня­тия пищи до вечера. Прямых правил, кото­рые отме­няли бы это воз­дер­жа­ние и раз­ре­шали бы при­об­ще­ние Пре­ждео­свя­щен­ными Дарами ядших, нет. Однако на осно­ва­нии того же 29 пра­вила VI Все­лен­ского Собора, кото­рое гласит, что «святые отцы оные» (т. е. Иппон­ского и Кар­фа­ген­ского Собо­ров) раз­ре­шали при­ча­ще­ние Св. Даров в Вели­кий чет­верг ядшим «по неко­то­рым мест­ным при­чи­нам, полез­ным Церкви», цер­ков­ная иерар­хия, оче­видно, может раз­ре­шать при­ча­ще­ние Св. Тайн и на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных, совер­ша­е­мой вече­ром ядшими, уста­но­вив для них пост не в про­дол­же­ние всего дня, а в несколько часов, насколько это будет при­знано «полез­ным для Церкви».

4. Отзыв Прео­свя­щен­ного архи­епи­скопа Брюс­сель­ского и Бель­гий­ского Васи­лия по этому вопросу от 27 ноября 1968 года:

«Вполне согла­сен с выска­зы­ва­е­мыми в пред­став­ле­ниях Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ших Экзар­хов Анто­ния и Иона­фана сооб­ра­же­ни­ями о жела­тель­но­сти совер­ше­ния литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров вече­ром, равно как и с пра­ви­лами о сроках поста для при­об­ща­ю­щихся и слу­жа­щих. Могу только ска­зать, что вечер­ние Пре­ждео­свя­щен­ные литур­гии должны вво­диться с осто­рож­но­стью, в зави­си­мо­сти от мест­ных усло­вий и состава веру­ю­щих. Они легче могут быть вве­дены среди пра­во­слав­ных запад­ного про­ис­хож­де­ния, чем среди рус­ских, легче среди моло­дежи, чем среди старых. В Бель­гии оно совер­ша­ется уже в Бель­гий­ской Пра­во­слав­ной Миссии, а в Гол­лан­дии —в Гро­нин­гене, у о. Иоанна Хаве­мана».

Поста­но­вили:

1. Бла­го­сло­вить в храмах Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата совер­ше­ние вече­ром Боже­ствен­ной литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров там, где пра­вя­щий архи­ерей сочтет это полез­ным.

2. При совер­ше­нии Боже­ствен­ной литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в вечер­ние часы воз­дер­жа­ние для при­ча­ща­ю­щихся от при­ня­тия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воз­дер­жа­ние перед при­ча­ще­нием с полу­ночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут дер­жаться име­ю­щие физи­че­скую кре­пость.

Журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1969 г., №1. Сс. 3–5.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки