Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Литургия Преждеосвященных Даров

Литурги́я Преждеосвяще́нных Даро́в — один из трёх чинов Боже­ствен­ной Литур­гии.

liturgija prezhdeosvjashhennyh darov - Литургия Преждеосвященных Даров

***

В чём осо­бен­ность Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, или Литур­гия Гри­го­рия Двое­слова, папы Рим­ского (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων) — бого­слу­же­ние, во время кото­рого веру­ю­щие при­ча­ща­ются Святых Даров, освя­щен­ных прежде — на преды­ду­щей полной Литур­гии по чину Васи­лия Вели­кого или Иоанна Зла­то­уста — и сохра­ня­е­мые в ков­чежце, обычно на пре­столе или, реже, на жерт­вен­нике. Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в стро­гом смысле Литур­гией не явля­ется, так как в этом бого­слу­же­нии нет ана­форы, и во время этого бого­слу­же­ния не совер­ша­ется Пре­ло­же­ние Святых Даров.

Кто явля­ется созда­те­лем Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Литур­гия пре­ждео­свя­щен­ных Даров воз­никла в VI – VII вв. на Востоке; автор и место состав­ле­ния чина этой службы неиз­вестны (в руко­пи­сях в каче­стве авто­ров ука­заны свт. Герман Кон­стан­ти­но­поль­ский, свт. Епи­фа­ний, свт. Васи­лий Вели­кий, даже свт. Гри­го­рий Бого­слов). В XV веке в гре­че­ских руко­пи­сях впер­вые ука­зы­ва­ется имя Гри­го­рия Двое­слова, папы Рим­ского; в XVI веке в сла­вян­ской тра­ди­ции эта атри­бу­ция полу­чает рас­про­стра­не­ние. Нет нужды подробно гово­рить о невер­но­сти и неисто­рич­но­сти такой атри­бу­ции: во вре­мена свт. Гри­го­рия Двое­слова литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на Западе вообще не совер­ша­лась. Так что сохра­ня­ю­ще­еся до сих пор упо­ми­на­ние свт. Гри­го­рия в каче­стве соста­ви­теля этой службы (а также вошед­шая в наше бого­слу­же­ние прак­тика упо­ми­на­ния его имени на отпу­стах) имеет услов­ный харак­тер.

Когда Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров начали совер­шать повсе­местно?

Шестой Все­лен­ский Собор 52‑м пра­ви­лом утвер­дил повсе­мест­ное совер­ше­ние Пре­ждео­свя­щен­ной Литур­гии в дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы, чтобы не лишать верных таин­ствен­ного обще­ния с Гос­по­дом и вместе с тем не нару­шать поста и пока­я­ния совер­ше­нием тор­же­ствен­ной полной Литур­гии.

Когда слу­жится Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

В совре­мен­ной прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ется: в среду и пят­ницу в период Святой Четы­ре­де­сят­ницы; в чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста; 24 фев­раля (1‑е и 2‑е Обре­те­ние главы свя­того Иоанна Пред­течи) и 9 марта (40 муче­ни­ков Сева­стий­ских), слу­чив­ши­еся в пост­ные дни, т.е. в дни с поне­дель­ника по пят­ницу в период Святой Четы­ре­де­сят­ницы; в поне­дель­ник, втор­ник и среду Страст­ной сед­мицы; в хра­мо­вый празд­ник и в празд­ник чти­мого свя­того (кроме празд­ника Бла­го­ве­ще­ния), слу­чив­ши­еся в ука­зан­ный период. Сего­дня в боль­шин­стве храмов Пре­ждео­свя­щен­ная Литур­гия совер­ша­ется утром, однако в неко­то­рых при­хо­дах бывают и вечер­ние бого­слу­же­ния.

Каковы основ­ные осо­бен­но­сти Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Отсут­ствует первая часть полной Литур­гии — про­ско­ми­дия; Литур­гия пред­ва­ря­ется служ­бой не только 3‑го и 6‑го, но и 9‑го часа с после­до­ва­нием изоб­ра­зи­тель­ных; начи­ная со среды 4‑й сед­мицы Вели­кого поста сразу же за екте­нией об огла­шен­ных сле­дует екте­ния о «гото­вя­щихся к Свя­тому Про­све­ще­нию», то есть ко Кре­ще­нию, кото­рое в древ­ней Церкви совер­ша­лось в Вели­кую суб­боту; согласно тра­ди­ции, рас­про­стра­нён­ной исклю­чи­тельно в Рус­ской Церкви на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров не при­нято при­ча­щать мла­ден­цев, кото­рых на обыч­ной Литур­гии при­ча­ща­ются только Кровью Хри­сто­вой; в неко­то­рых храмах Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров иногда совер­ша­ется в вечер­нее время, так как соеди­ня­ется с вечер­ней, что дает воз­мож­ность уча­щимся и рабо­та­ю­щим в утрен­нее и днев­ное время посе­тить бого­слу­же­ние.

Почему во время Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров звонят в коло­коль­чик?

Звоном коло­коль­чика отме­ча­ются те моменты бого­слу­же­ния, во время кото­рых пола­га­ется пре­кло­нять колени. В чине литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных Даров таких момента 4:

  • Во время пере­не­се­ния Даров с пре­стола на жерт­вен­ник (при чтении 3‑го анти­фона кафизмы);
  • При воз­гласе свя­щен­ника «Свет Хри­стов про­све­щает всех» перед чте­нием 2‑й паре­мии.
  • При пении «Да испра­вится…»
  • Во время Вели­кого входа.

При звуке коло­коль­чика все моля­щи­еся опус­ка­ются на колени, а при повтор­ном — под­ни­ма­ются. Прак­тика исполь­зо­вать коло­коль­чик обу­слов­лена незна­нием боль­шин­ством веру­ю­щих этих момен­тов; в тех храмах, где все моля­щи­еся или боль­шин­ство из них имеют четкие пред­став­ле­ния о чине службы и о том, когда пре­кло­нять колени (напри­мер, храмы при семи­на­риях), коло­коль­чик не исполь­зу­ется.

Что сим­во­ли­зи­рует полу­за­кры­тая завеса на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Закры­ва­ние завесы напо­ло­вину — уни­каль­ная осо­бен­ность, свой­ствен­ная только литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров и только ее опре­де­лен­ному моменту: от завер­ше­ния Вели­кого входа до начала при­ча­ще­ния духо­вен­ства. Еще более инте­ре­сен тот факт, что об этом дей­ствии не гово­рится в Слу­жеб­нике, то есть это — неустав­ная осо­бен­ность, сфор­ми­ро­вав­ша­яся в Рус­ской Церкви в отно­си­тельно недавно (XVIII–XIX вв.), но в наше время рас­про­стра­нен­ная повсе­местно. Какой же смысл в этом дей­ствии? Вспом­ним, что на полной литур­гии период от окон­ча­ния Херу­вим­ской песни до «Отче наш…» гораздо более про­дол­жи­тель­ный и здесь сна­чала завеса неко­то­рое время закрыта (до Сим­вола веры), а затем, во время Евха­ри­сти­че­ского канона и до «Отче наш…» вклю­чи­тельно завеса открыта. На литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров весь этот период сокра­ща­ется, по сути, до про­си­тель­ной екте­нии и потому полу­за­кры­тие завесы имеет целью усред­нить дей­ствия с заве­сой в ана­ло­гич­ный момент полной литур­гии.

Как поститься перед Литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

В древ­но­сти перед Литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров воз­дер­жи­ва­лись от пищи целый день. Сего­дня, если Пре­ждео­свя­щен­ная Литур­гия совер­ша­ется вече­ром, гото­вя­щи­еся ко При­ча­ще­нию могут позав­тра­кать, но после полу­дня (12 часов) воз­дер­жи­ва­ются от еды и питья, по уста­но­вив­шейся тра­ди­ции евха­ри­сти­че­ский пост длится шесть часов.

С какой целью появи­лась Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Само слово Литур­гия озна­чает «общее дело», когда верные всту­пают в обще­ние с вос­крес­шим Хри­стом и друг с другом, поэтому для хри­стиан она всегда явля­ется вели­ким празд­ни­ком, пас­халь­ной радо­стью. Однако Вели­кий пост — это период воз­дер­жа­ния и пока­я­ния, и его стро­гим уста­вом не преду­смот­рено совер­ше­ния полной тор­же­ствен­ной Литур­гии в тече­нии сед­мицы (недели), соот­вет­ственно — и Таин­ства Евха­ри­стии. Но многие люди хотели при­ча­щаться и в будни. В связи с этим в древ­но­сти (IV–V вв.) воз­никла прак­тика при­ча­ще­ния в сед­мич­ные дни Вели­кого поста на дому запас­ными Дарами, как при при­ча­ще­нии боль­ных; также прак­ти­ко­ва­лось само­при­ча­ще­ние хри­стиан. Из этих отдель­ных прак­тик сфор­ми­ро­ва­лось обще­ствен­ное бого­слу­же­ние – литур­гия пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

***

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки