Типикон (Типик)

Типи­кон (Типик), или Устав — цер­ковно-бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая в себе систе­ма­ти­че­ское ука­за­ние порядка и образа совер­ше­ния цер­ков­ных служб. Т. заклю­чает в себе после пол­ного опи­са­ния вос­крес­ных все­нощ­ных бдений сперва крат­кое и общее, а потом подроб­ное, рас­по­ло­жен­ное по меся­цам и дням целого года ука­за­ние, как соеди­нять с изме­ня­е­мыми частями бого­слу­же­ния в разные дни года службы святым и празд­ни­кам. К этому при­со­еди­нены пра­вила о пище как для всех хри­стиан, так и в осо­бен­но­сти для мона­хов. В конце T. поме­щены хра­мо­вые главы, Пас­ха­лия и Лунник. В первый раз цер­ков­ный устав был начер­тан на письме св. Саввою Освя­щен­ным в VI в. и полу­чил назва­ние пале­стин­ского, или иеру­са­лим­ского. Под­лин­ный устав Саввы был утра­чен во время наше­ствия Хозроя на Пале­стину. Св. Софро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, вос­ста­но­вил иеру­са­лим­ский устав, допол­нен­ный в VIII в. тру­дами Иоанна Дамас­кина и Козьмы Маюм­ского. В таком виде устав скоро вошел в упо­треб­ле­ние в церк­вах гре­че­ских и осо­бенно в Сту­дий­ской оби­тели в Кон­стан­ти­но­поле. В этой послед­ней он снова был вос­пол­нен пес­но­пе­ни­ями Мит­ро­фана, Ана­то­лия, самого Фео­дора Сту­дита, брата его Иосифа, Фео­фана Начер­тан­ного, Иосифа Пес­но­писца и Гри­го­рия, мит­ро­по­лита Нико­ми­дий­ского. Из после­ду­ю­щих допол­не­ний Устава осо­бенно заме­ча­тельны сде­лан­ные в Χ в. мона­хом оби­тели св. Саввы, Марком, впо­след­ствии епи­ско­пом Идрунт­ским. Он внес в Устав пра­вила о пес­но­пе­ниях гре­че­ской церкви, состав­лен­ных в IX и Χ вв., и опре­де­лил поря­док бого­слу­же­ния в тех слу­чаях, когда на один и тот же день падало несколько празд­ни­ков. В после­ду­ю­щее время над обра­бот­кой цер­ков­ного устава тру­ди­лись Никон Чер­но­го­рец (XI в.) и Фило­фей, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский. Неко­то­рые статьи Фило­фе­ева Устава пере­шли и в сла­вян­ские списки Устава, и в гре­че­ские ста­ро­пе­чат­ные типики. Кроме Устава иеру­са­лим­ского, на раз­ви­тие и обра­зо­ва­ние бого­слу­жеб­ных и дис­ци­пли­нар­ных поряд­ков имел вли­я­ние другой Устав — Сту­дий­ский (см.). В XV в. иеру­са­лим­ский Устав вытес­нил окон­ча­тельно сту­дий­ский и рас­про­стра­нился по всем церк­вам и мона­сты­рям в Греции, в землях южно-сла­вян­ских и на Руси. Для России Устав иеру­са­лим­ский был пере­ве­ден под назва­нием «Ока Цер­ков­ного» препод. Афа­на­сием, осно­ва­те­лем Высот­ского м‑ря, жившим в Кон­стан­ти­но­поле в конце XIV и начале XV в. Списки Уста­вов в России были видо­из­ме­ня­емы и допол­ня­емы служ­бами рус­ским святым; были состав­лены хра­мо­вые главы на осно­ва­нии гре­че­ских статей; гре­че­ские обряды были при­но­ров­ля­емы к усло­виям рус­ской жизни. Первое печат­ное изда­ние Т. в России, офи­ци­ально исправ­лен­ное, отно­сится к 1610 г. Из после­ду­ю­щих изда­ний важ­ней­шее зна­че­ние имеет Устав, издан­ный в 1682 г. при пат­ри­архе Иоакиме. Послед­нее изда­ние Т. сде­лано в 1695 г. при пат­ри­архе Адри­ане; оно отли­ча­ется от изда­ния 1682 г. пере­смот­ром меся­це­слов­ной части и согла­ше­нием ее с исправ­лен­ными Мине­ями. Все, что было сде­лано позд­нее, вплоть до послед­него изда­ния 1877 г., огра­ни­чи­ва­ется незна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями в тексте и поправ­ками кор­рек­тур­ными; не устра­нены даже неко­то­рые ошибки и недо­смотры, допу­щен­ные справ­щи­ками 1695 г. Ср. И. Манс­ве­тов, «Цер­ков­ный устав (типик), его обра­зо­ва­ние и судьба в гре­че­ской и рус­ской церкви» (М., 1885); П. Лебе­дев, «Наука о бого­слу­же­нии пра­во­слав­ной церкви» (ч. I, М., 1890, стр. 148—150); Епиф. Несте­ров­ский, «Литур­гика или наука о бого­слу­же­нии пра­во­слав­ной церкви» (ч. I, Курск, 1895, стр. 238—246).

Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гауза и Ефрона

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки