Умиление

***

Умиле́ние – 1) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, сер­деч­ное сокру­ше­ние, свя­зан­ное с сожа­ле­нием о грехах и сми­ре­нием (Пс.59:5); 2) нежное, радост­ное, тёплое чув­ство бла­го­го­ве­ния перед Богом, Его свя­тыми или свя­ты­нями; внут­рен­нее состо­я­ние, обу­слов­лен­ное про­яв­ле­нием этого чув­ства; 3) жалость.

umilenie 1 - Умиление

Уми­ле­ние – дар Божий, особое Боже­ствен­ное посе­ще­ние чело­ве­че­ской души, напол­ня­ю­щее ее сокру­ше­нием и неиз­ре­чен­ной любо­вью к Богу и ближ­нему.

umilenie 2 - Умиление

***

Чем бого­угод­ное уми­ле­ние отли­ча­ется от бого­про­тив­ного?

Уми­ле­ние, как и многие другие чело­ве­че­ские чув­ства, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии может иметь как доброе, так и дурное напол­не­ние.

Во вре­мена Вет­хого Завета для многих пред­ста­ви­те­лей Изра­иля, из-за огру­бе­ло­сти их сердец, бого­угод­ное уми­ле­ние было чем-то не очень зна­ко­мым и не очень понят­ным.

Про­све­щая и вос­пи­ты­вая избран­ный народ, напо­ми­ная ему, в чём заклю­ча­ется его миссия и его избран­ность, Бог отвра­щал его от соблаз­нов язы­че­ства, попус­кал бед­ствия, нис­по­сы­лал кары, и через это спо­соб­ство­вал (в том числе) воз­буж­де­нию в них уми­ле­ния (ср.: “Пока­зал еси людем твоим жесто­кая: напоил еси нас вином уми­ле­ния” (Пс.59:5)).

Под­го­тав­ли­вая Изра­иль к гря­ду­щей встрече со Хри­стом, Бог пообе­щал через про­рока, что с При­ше­ствием Мессии, Он пошлёт дух бла­го­дати и уми­ле­ния на дом раба Своего, Давида. Под дей­ствием этого бла­го­дат­ного чув­ства во Христа должны были уве­ро­вать даже и многие из тех, кто участ­во­вал в Его казни и убий­стве (Зах.12:10).

Во вре­мена Нового Завета уми­ле­ние как чув­ство, осно­ван­ное на радо­сти от обще­ния с Богом, бла­го­го­ве­нии и сми­ре­нии перед Ним как перед Небес­ным Вла­ды­кой, в той или иной сте­пени стало доступно всем истинно веру­ю­щим хри­сти­а­нам. Тем не менее, для того, чтобы постичь это состо­я­ние в глу­бине, от подвиж­ника тре­бу­ется немало усилий.

Одним из важ­ней­ших средств к дости­же­нию этого состо­я­ния служит отсе­че­ние воли гре­хов­ной, отстра­не­ние от суеты мира, искрен­няя молитва, уча­стие в Таин­ствах, послу­ша­ние и дове­рие Богу.

В случае, если чело­век не живет в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ным зако­ном, и даже не верует в Бога и Его очи­ща­ю­щий Про­мысл, уми­ле­ние тоже воз­можно, напри­мер уми­ле­ние перед идо­лами, уми­ле­ние, вызван­ное поры­вом опре­де­лен­ных стра­стей (напри­мер, любов­ной стра­стью или стра­стью к стя­жа­тель­ству).

Такое уми­ле­ние спо­собно ещё больше отда­лить чело­века от Бога, взрас­тить в нём при­стра­стие (к пред­мету уми­ле­ния) или уси­лить уже пыла­ю­щую страсть, под­чи­нить его воле злых духов.

Именно о такой, гре­хов­ной форме уми­ле­ния сооб­щает апо­стол, говоря: «даде имъ Богъ духъ уми­ле­ния [духа нечув­ствия], очи не видети и ушы не слы­шати, даже до днеш­няго дне» (Рим.11:8).

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник гово­рит о «бла­жен­ной радост­ной печали уми­ле­ния». Он пишет: «Раз­мыш­ляя о свой­стве уми­ле­ния, изум­ля­юсь тому, каким обра­зом плач и так назы­ва­е­мая печаль заклю­чают в себе радость и весе­лие, как мед заклю­ча­ются в сотах… Такое уми­ле­ние поис­тине есть дар Гос­пода… Бог уте­шает сокру­шен­ных серд­цем сокро­вен­ным обра­зом… В бездне плача нахо­дится уте­ше­ние, и чистота сердца полу­чает про­све­ще­ние…».

***

См. РАДО­СТО­ПЕ­ЧА­ЛИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки