Сокрушение

(12 голосов: 4.58 из 5)

 

Сокруше́ние –  1) сильное огорчение, сожаление, печаль (Притч.19:13); 2) раскаяние (сокрушение о грехах); 3) покаянное состояние, сопряженное со стремлением очиститься от греха, преобразовать себя, свою жизнь; 4) разрушение.

Сокрушение — умягченное состояние человеческой души по причине видения собственного недостоинства, сопутствующее покаянию в грехах.

Слово сокрушение происходит от глагола сокрушать (разбивать). Оно означает смягчение человеческого сердца, дотоле бывшего каменным по причине действовавших в нем страстей. В основе всех человеческих страстей лежит гордость, заключающаяся в окамененном нечувствии – совершенной холодности (бесчувственности) «к Слову Божию, к Истине Божией, к Правде церковной, ко всему подлинно-возвышенному и святому, ради чего стоит в мире жить и трудиться и пострадать, если нужно, и жизнь свою отдать» (Архиепископ Аверкий (Таушев)).

Рассматривая свои грехи и обращаясь к Богу, человек осознает свое недостоинство и тем самым сокрушает свое каменное сердце, разбивает его нечувствительность к Божественной правде и святости, привлекает действие Божественной благодати, преображающей его естество, изгоняющей страсти, созидающей в нем Царство Божие.

Состояние сокрушение сопровождается плачем и умилением. В святоотеческой литературе понятия сокрушение, плач и умиление используются как синонимы. Это и должно быть так, поскольку разделить эти состояния в душе кающегося человека можно лишь условно. В то же время, иногда у святых отцов они имеют оттенки, отчасти отличающие их друг от друга. Так, говоря о сокрушении, святые отцы выделяют в нем преодоление гордостного бесчувствия и осознание своего недостоинства перед Богом, говоря о плаче, выделяют болезненное переживание этого недостоинства, говоря об умилении – благодатное утешение, увенчивающее сокрушение и плач. В то же время разделить эти понятия невозможно, поскольку неразделимо само сердце кающегося человека, и в покаянии нераздельны человек и присутствующая в нем благодать.

 

Способствует ли сокрушение личному спасению?

Чувство сокрушения о грехах известно каждому здравомыслящему, взрослому человеку, не исключая безбожников (разве что последние, сознавая личную вину и ответственность за дурные мысли, желания, действия, не осознают их как грехи перед Богом).

О роли и значениии фактора сокрушения о грехах, в деле спасения, много написано в аскетической и духовно-нравственной литературе. Во времена Ветхого Завета положительную роль сердечного сокрушения отмечали Божьи пророки. Во времена Нового Завета об этом говорили апостолы.

Однако далеко не всякая форма сокрушения спасительна для человека. Бывает, что сокрушаясь, грешник впадает в состояние чрезмерного самоедства, сопровождаемого неоправданно преувеличенным чувством вины.

Такое внутреннее состояние способно служить почвой для формирования уныния, ощущения безнадежности и отчаяния. Уныние же и отчаяние суть тяжкие грехи. Таким образом, получается, что раскаиваясь в одних грехах, человек впадает в другие, ещё более пагубные. Результатом крайнего проявления отчаяния нередко оказывается отступление от Бога, суицид (классическим примером в данном отношении служит самоубийство Иуды-предателя, раскаявшегося в преступлении, но не пожелавшего просить у Бога милости и прощения) (Иф.27:5)).

Сокрушение не должно отворачивать кающегося от надежды и упования на Божественный Промысл. В этом случае оно может принести добрые плоды: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru