Деизм

Литература по теме

Деи́зм (от лат. deus – Бог) – совокупность религиозно-философских учений, основанных на представлении о существовании Бога, о сотворении Им мира, но отвергающих христианское учение о Божественном Промысле (некоторые деисты всецело отрицают какое-либо вмешательство Бога в естественный ход развития мира, иные считают, что Божественное вмешательство в ход этого развития носит ограниченный характер).

photo 2024 07 01 16 38 53 – Деизм
«Портрет Рене Декарта». Ф. Хальс. 1649–1700.

Трактовка деизма, как учения о Боге, Который сотворил мир, но не управляет им, не вполне корректна, поскольку выражает мировоззрение лишь части деистов. Представление о Боге, который подобно часовщику, создавшему и запустившему часы, является первопричиной этого мира, но не управляет им, восходит к деисту Вольтеру (1769 г.).

Деизм был популярен в Европе в XVI–XVIII веке и в США в конце XVIII века. Родиной деизма считается Англия. Во Франции деизм короткое время был государственной религией. Робеспьер, который преследовал католиков и атеистов, добился введения Конвентом 7 мая 1794 года культа Верховного Существа в качестве гражданской религии. Последователями деизма были основатели и первые руководители США, среди которых можно выделить Б. Франклина. Деизм тесно связан с масонством. Влияние взглядов американских деистов, сегодня достаточно сильно ощущается в основах государственности и политическом наследии США.

Содержание деистического мировоззрения

Многие исследователи деизма характеризовали его как стремление к редуцированию целостного христианского вероучения к нескольким составляющим. Однако существует несколько разновидностей деизма, у каждого из которых есть свои особенности. Английский теолог и философ С. Кларк (1675–1729) выделял четыре разновидности:

1. последователи признают Божественное бытие и все Божественные атрибуты, сотворение мира, а также действие Промысла в нем, отвергая при этом Божественное Откровение и опираясь только на естественное богопознание;
2. последователи признают все названное, отрицая помимо Откровения также бессмертие души и посмертное воздаяние;
3. последователи отрицают все то, что перечислено выше, при этом допускают, что Бог управляет миром, однако считают, что Он, не будучи благим и справедливым, безразличен к преуспеянию человечества;
4. наряду со всем перечисленным выше, последователи последнего направления отрицают также и то, что Бог непосредственно управляет миром.
Исторически деятели деизма считали его «религией просвещенных» и противопоставляли себя христианским конфессиям, которые воспринимались в качестве «религии для масс». Некоторые из них стремились выявить общую основу всех религий (т. н. естественная религия) и отбросить все то, что считали более поздними приращениями к ней.

Современный исследователь К. Гестрих выделяет следующие основные признаки «деистической религиозности»:

1. отвержение претензий на абсолютность любой религии, конфессии или религиозной деноминации;
2. настойчивое требование религиозной толерантности и свободы совести;
3. акцентирование равноценности истинного благочестия в христианстве, иудаизме и исламе;
4. разработка принципов сопоставления (или даже совмещения) религий;
5. признание некой сокровенной общности разумных богопочитателей во все времена во всех странах;
6. допущение существования всеобщей прарелигии человечества, которая позднее была искажена мифами, предрассудками и жреческими интересами;
7. признание полной достаточности основного содержания этой прарелигии для религиозных потребностей современного человека;
8. отвержение сверхъестественного Откровения или признание его в качестве лишь воспитательного ресурса для несамостоятельно мыслящих людей;
9. настаивание на необходимости такого богопознания, которое было бы совершенно независимым от любых догматических традиций и религиозных институтов;
10. отождествление истинного содержания всех религий с нравственно-этической составляющей;
11. «очищение» библейских текстов при помощи исторической, естественно-научной или моралистической критики;
12. представление о Божестве как предмете рассмотрения философии;
13. отвержение христианской триадологии и христологии и сочувствие унитаризму и арианству.

Деисты расходятся в вопросе универсальности нравственных законов. Они согласны с тем, что основа всех нравственных ценностей универсальна, так как заложена в природе. Разногласия начинаются в вопросе, какие нравственные законы абсолютны, а какие относительны.

Сегодня идеи деистического мировоззрения обнаруживаются в натуралистическом отрицании всего сверхъестественного, в критической оценке Библии и в учениях, располагающих к мысли, что Бог очень мало влияет или вообще никак не влияет на жизнь людей.

Деистами, по сути, являются теологи рационалистического направления. Призывы к отказу от уникальности христианства как единственной спасительной богооткровенной религии ради «толерантности» и «диалога религий» основаны на тех же установках, которые принимали деисты. Деистическое мировоззрение подпадает под анафемы, провозглашаемые в Русской Православной Церкви в Неделю Торжества Православия.

Критика деизма

Следует обратить внимание на слабые стороны деистического мировоззрения.

1. Многие деисты верят в Бога Творца, но отрицают Его Промысл, чудеса. Однако Тот, Кто мог сотворить все «из ничего», безусловно, может по Своей воле сотворить чудеса. Творение мира, само по себе, является величайшим чудом, поэтому нет оснований принимать одни чудеса и отвергать другие. Если Бог сотворил Вселенную для блага Его созданий, представляется естественным, что Он станет чудесным образом вмешиваться в их жизнь, если от этого будет зависеть их благо. Несомненно, всеблагой Творец не останется безучастным к Своим созданиям.
2. Допуская, что чудеса возможны, неправильно было бы отвергать любое заявление о сверхъестественном откровении, предварительно не ознакомившись со свидетельствами в его пользу.
3. Сам по себе факт того, что многие люди и группы выдумывают религиозные верования и злоупотребляют ими, ещё не служит достаточным основанием для отрицания религий, основанных благодаря Божественному Откровению. Злоупотребления есть в любой сфере.
4. Многие деистические возражения против христианства основаны на спорных предпосылках и ошибочных трактовках, каждая из которых может быть отдельно оспорена или опровергнута.

Цитаты о деизме

«Деизм удаляет человека от Бога, отнимает создание от Создателя, сына лишает Отца. Не молись Богу, не проси Его, говорит деизм, но молиться можно только Богу, и только молитва, и, данная свыше, а не самоизмышленная, религия могут дать истинное успокоение и усладу страждущему сердцу».
проф. С.С. Глаголев, теолог и историк религии

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
TG-канал АВ: t.me/azbyka