Успенский пост

См. раздел: УСПЕН­СКИЙ ПОСТ

Успе́нский пост – один из четы­рёх мно­го­днев­ных постов в пра­во­слав­ной Церкви. При­вя­зан к годо­вому кругу непо­движ­ных празд­ни­ков и длится с 14 по 27 авгу­ста (вклю­чи­тельно) авгу­ста. Полу­чил своё назва­ние по празд­нику успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, кото­рым и закан­чи­ва­ется 28 авгу­ста.

Общая харак­те­ри­стика

Успен­ский пост про­дол­жа­ется две недели. Начи­на­ется он празд­ни­ком Изне­се­ния Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня (1/14 авгу­ста), а закан­чи­ва­ется празд­ни­ком Успе­ния Божией Матери (15/28 авгу­ста). И если празд­ник Успе­ния при­хо­дится на среду или пят­ницу, раз­го­ве­нье пред­по­ла­га­ется не в этот, а на сле­ду­ю­щий день (точнее: если празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы выпа­дает на среду или пят­ницу, то устав раз­ре­шает рыбу). По стро­го­сти он близок к Вели­кому посту. Помимо обыч­ных мясных и молоч­ных про­дук­тов, устав запре­щает вку­шать постом рыбу, кроме празд­ника Пре­об­ра­же­ния (Типи­кон, Глава 33). В поста­нов­ле­ниях «об охра­не­нии пра­во­слав­ной веры» (1885 г.) также ука­зано, что в числе прочих на время Успен­ского поста в Рос­сий­ской импе­рии запре­ща­лись «пуб­лич­ные мас­ка­рады и зре­лища» (Сбор­ник дей­ству­ю­щих и руко­вод­ствен­ных цер­ков­ных и цер­ковно-граж­дан­ских поста­нов­ле­ний по ведом­ству пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния).

«Спасы»

На Успен­ский пост при­хо­дятся празд­ники, в народе име­ну­е­мые «спа­сами» – медо­вый (14 авгу­ста), яблоч­ный (19 авгу­ста), а вскоре после него отме­ча­ется оре­хо­вый, хлеб­ный (29 авгу­ста). В част­но­сти, поэтому Успен­ской пост в народе име­ну­ется Спа­совка, а празд­ники эти, так или иначе, имеют отно­ше­ние к Спа­си­телю Иисусу Христу. Однако, по сути все эти назва­ния имеют аграр­ное про­ис­хож­де­ние и  свя­заны с жела­нием чело­века освя­тить всю свою жизнь.

К 14 авгу­ста на Руси пасеч­ники соби­рали первый урожай мёда и есте­ствен­ным обра­зом желали при­не­сти Богу плоды своего труда. Это чисто рус­ский обычай. Напри­мер, в Греции ничего подоб­ного не про­ис­хо­дит. Гре­че­ский часо­слов 1897 года сооб­щает об исто­рии уста­нов­ле­ния празд­ника про­ис­хож­де­ния (изне­се­ния) чест­ных древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня сле­ду­ю­щее: «По при­чине болез­ней, весьма часто бывав­ших в авгу­сте, издревле утвер­дился в Кон­стан­ти­но­поле обычай изно­сить Чест­ное Древо Креста на дороги и улицы для освя­ще­ния мест и в отвра­ще­ние болез­ней. Нака­нуне, износя его из цар­ской сокро­вищ­ницы, пола­гали на святой тра­пезе Вели­кой церкви. С насто­я­щего дня и далее до Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, творя литии по всему городу, пред­ла­гали его потом народу для покло­не­ния. Это и есть про­ис­хож­де­ние Чест­ного Креста».

На Пре­об­ра­же­ние в 48 главе Типи­кона есть такое ука­за­ние: «Необ­хо­димо знать, что мы имеем пре­да­ние от святых отцов есть вино­град­ные гроз­дья, там, где они растут, начи­ная со спа­си­тель­ного празд­ника Пре­об­ра­же­ния, приняв бла­го­сло­ве­ние от иерея. А если кто из мона­хов съест вино­град до этого празд­ника, то в нака­за­ние да не будет есть грозди в тече­ние всего авгу­ста, потому что пре­зрел запо­ве­дан­ный отцами устав. Пусть и другие монахи от этого научатся пови­но­ваться уставу святых отцов. То же каса­ется и смокв и прочих овощей (и фрук­тов) по мере их созре­ва­ния». По ана­ло­гии с «плодом лозным» на Руси стали при­но­сить для бла­го­сло­ве­ния начат­ков яблоки – самый доступ­ный и созрев­ший к 19 авгу­ста плод.

29 авгу­ста совер­ша­ется вос­по­ми­на­ние пере­не­се­ния из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­тво­рен­ного Образа (Убруса) Гос­пода Иисуса Христа. Суще­ствует тра­ди­ция при­но­сить в этот день для бла­го­сло­ве­ния начатки урожая орехов.

Про­ис­хож­де­ние Успен­ского поста

Ука­за­ния на Успен­ский пост встре­ча­ются в источ­ни­ках IX в., а что каса­ется, соб­ственно, Типи­ко­нов, впер­вые ука­за­ние на Успен­ский пост обна­ру­жи­ваем в Типи­коне Николо-Касу­лян­ского мона­стыря (XII в.). Кон­стан­ти­но­поль­ский собор 1166 г. окон­ча­тельно утвер­дил двух­не­дель­ный срок поста перед празд­ни­ком Успе­ния. Сам празд­ник Успе­ния, как и боль­шин­ство Бого­ро­дич­ных празд­ни­ков, осно­вы­ва­ются на Пре­да­нии, поскольку в Еван­ге­лии нет ни слова об Успе­нии Божией Матери. Есть мнение, что самый ранний извест­ный текст об этом собы­тии назы­ва­ется «Свя­того Иоанна Бого­слова ска­за­ние об успе­нии Святой Бого­ро­дицы». Дати­ро­ван он V в. Автор под­пи­сался именем  извест­ного свя­того, чтобы при­дать зна­чи­мость своему тексту в эпоху начала культа Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Пред­по­ла­гают, что этот текст послу­жил осно­вой для бого­слу­жеб­ных тек­стов празд­ника, состав­лен­ных Иоан­ном Дамас­ки­ным и Космой Маюм­ским, а также лёг в основу неко­то­рых ико­но­гра­фий Пре­свя­той Бого­ро­дицы (Свя­того Иоанна Бого­слова ска­за­ние об успе­нии Святой Бого­ро­дицы). Однако, согласно другой версии, празд­ник уста­нов­лен с древ­них времен, а дошед­шие до нас упо­ми­на­ния о нем отно­сятся к IV в.

Осо­бен­но­сти бого­слу­же­ния

В будние дни мно­го­днев­ных постов, в число кото­рых входит и Успен­ский пост, уста­вом (Типи­кон, гл. 9) пред­пи­сы­ва­ется совер­ше­ние алли­луй­ных служб. На утрени вместо «Бог Гос­подь» в дни, когда по меся­це­слову поло­жена служба «без знака», поётся «Алли­луйя» со сти­хами из Псал­тири. Чита­ется молитва Ефрема Сирина, что роднит такие бого­слу­же­ния с вели­ко­пост­ными. Также при совер­ше­нии алли­луй­ных служб устав не преду­смат­ри­вает совер­ше­ния Боже­ствен­ной Литур­гии. В совре­мен­ной при­ход­ской прак­тике редко где можно встре­тить совер­ше­ние алли­луй­ных служб Успен­ским постом, несмотря на то, что свя­щен­но­на­ча­лие выска­зы­вало поже­ла­ние воз­ро­дить на при­ходе этот древ­ний обычай (Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 8 июня 2015 года). В том числе, речь об этом шла на Помест­ном Собора 191718 гг. в Москве.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки