Внешний человек

Вне́шний челове́к — 1) чело­век, стре­мя­щийся к внеш­нему соот­вет­ствию рели­ги­озно-нрав­ствен­ным нормам и тре­бо­ва­ниям, при невни­ма­нии (не долж­ном вни­ма­нии, пре­не­бре­же­нии) к внут­рен­нему духовно-нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию, внут­рен­ней работе над собой; 2) напуск­ной, иллю­зор­ный образ, созда­ва­е­мый чело­ве­ком в отно­ше­нии себя самого путём демон­стра­тив­ного бла­го­че­стия; 3) внеш­ний, телес­ный облик чело­века; 4) чело­век, не при­над­ле­жа­щий Церкви Хри­сто­вой.

***

Почему внеш­ний чело­век про­ти­во­по­став­ля­ется внут­рен­нему?

Идея о про­ти­во­по­став­ле­нии «внеш­него» чело­века «внут­рен­нему» содер­жится в Свя­щен­ном Писа­нии. Причём, при­ме­ни­тельно к разным биб­лей­ским фраг­мен­там эти бого­слов­ские поня­тия имеют раз­лич­ные смыс­ло­вые оттенки, под­ра­зу­ме­вают раз­лич­ные интер­пре­та­ции.

Иногда посред­ством этих поня­тий дух про­ти­во­по­став­ля­ется плоти, бла­го­даря чему яснее рас­кры­ва­ется мысль о необ­хо­ди­мо­сти, в целях спа­се­ния, внут­рен­него пре­об­ра­зо­ва­ния чело­ве­че­ского духа, чело­ве­че­ской души (2Кор.4:16) (см.: Воз­раст духов­ный).

В рамках другой трак­товки внеш­ними назы­ва­ются те, кто не входят в состав уче­ни­ков Гос­пода Иисуса Христа и не готовы, а иногда и не желают вос­при­ни­мать пре­по­да­ва­е­мое Им учение веры в пра­виль­ном русле, в над­ле­жа­щей пол­ноте и глу­бине (Мк.4:11). Так, через про­ти­во­по­став­ле­ние апо­сто­лов «внеш­ним» под­чер­ки­ва­ется мысль, что долж­ное вос­при­я­тие Истины и отно­ше­ние к Богу воз­можно лишь через при­об­ще­ние к внут­рен­нему кругу после­до­ва­те­лей Иску­пи­теля, через вхож­де­ние в Цер­ковь, пол­но­цен­ную хри­сти­ан­скую жизнь.

Внеш­ними име­ну­ются в Писа­нии и те, кто, пре­тен­дуя на общ­ность с хри­сти­а­нами, не стре­мятся осво­бо­диться от власти гре­хов­ных стра­стей и поро­ков, скажем, те, кто «назы­ва­ясь братом, оста­ется блуд­ни­ком, или лихо­им­цем, или идо­ло­слу­жи­те­лем, или зло­ре­чи­вым, или пья­ни­цею, или хищ­ни­ком» (1Кор.5:11–13). При­ме­ни­тельно к дан­ному вари­анту упо­треб­ле­ния опре­де­ле­нием «внеш­ний» под­чер­ки­ва­ется, что брат­ская общ­ность людей во Христе стро­ится не на основе фор­маль­ной, номи­наль­ной коопе­ра­ции, а на основе стро­гого и ответ­ствен­ного испол­не­ния сынов­них обя­зан­но­стей перед общим Усы­но­ви­те­лем — Небес­ным Отцом (Мф.12:50).

Почему греш­ные люди нередко счи­та­ются бла­го­че­сти­выми?

Несмотря на то, что именно внут­рен­нее состо­я­ние чело­века опре­де­ляет сте­пень его духовно-нрав­ствен­ного совер­шен­ства и бли­зость к Богу, пре­об­ла­да­ю­щая оценка его лич­но­сти часто бывает свя­зана с вос­при­я­тием наруж­но­сти, внеш­него испол­не­ния тре­бо­ва­ний Божьего закона, внеш­него про­яв­ле­ния отно­ше­ния к ближ­ним. Такое вос­при­я­тие нередко бывает обман­чи­вым.

Во-первых, это может быть обу­слов­лено отсут­ствием у окру­жа­ю­щих духов­ного опыта и духов­ного зрения. Поло­жим, сми­ре­ние легко пере­пу­тать со сла­бо­стью харак­тера, и наобо­рот; рев­ность о Гос­поде — с грубым фана­тиз­мом; бес­ком­про­мисс­ность в вопро­сах веры — с отсут­ствием гиб­ко­сти или упрям­ством, и т. д.

Во-вторых, греш­ные люди нередко скры­вают свои гре­хов­ные деяния, навыки и пороки, делая это умело и убе­ди­тельно. При этом они не брез­гуют пред­став­лять себя, по воз­мож­но­сти, с лучшей сто­роны.

Так, Саул, пре­тен­дент на цар­ский пре­стол, выде­лялся среди еди­но­пле­мен­ни­ков кра­со­тою и при­гля­нулся изра­иль­тя­нам за рост (1Цар.10:24). Веро­ятно, взирая на его внеш­ние формы, изра­иль­тяне уви­дели в нём потен­ци­аль­ного защит­ника, грозу врагов. Между тем, он ока­зался недо­стой­ным царем. Бог впо­след­ствии отверг его и вручил цар­ство Давиду.

По при­чине внеш­него облика (нищего, обо­рванца) Лазарь вос­при­ни­мался окру­жа­ю­щими как чело­век ничтож­ный; был пре­зи­раем и при­тес­няем. Но Бог, зная о его нрав­ствен­ном досто­ин­стве, при­об­щил его, по смерти, к селе­нию пра­вед­ни­ков.

Фари­сеи мало забо­ти­лись о своём внут­рен­нем совер­шен­стве, но зато много вни­ма­ния уде­ляли тому, чтобы выгля­деть доб­ро­де­тель­ными в глазах народа. На пуб­лике они много моли­лись, регу­лярно пости­лись, обли­чали винов­ных в нару­ше­нии закона. Склон­ные верить такому теат­раль­ному пове­де­нию, многие и дей­стви­тельно счи­тали их пра­вед­ными. Однако Гос­подь, про­зре­вая глу­бины сердец, упо­до­бил их деше­вым сосу­дам, чистым сна­ружи, нечи­стым внутри (Мф.23:25–26).

В случае послу­ша­ния чело­века Богу его внут­рен­нее состо­я­ние соот­вет­ство­вало бы тому высо­кому званию, коим он обла­дал до гре­хо­па­де­ния — «образ и подо­бие Божие». При таком поло­же­нии вещей внеш­ние про­яв­ле­ния соот­вет­ство­вали бы внут­рен­нему строю души, а про­ти­во­по­ло­же­нию поня­тий «внеш­него» и «внут­рен­него» не было бы ни повода, ни места.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки