Внутренний человек

Вну́тренний челове́к -

1) сово­куп­ность душев­ных спо­соб­но­стей, качеств и сил;
2) чело­ве­че­ский дух, чело­ве­че­ская душа (2Кор.4:16).

***

Гре­хо­па­де­ние при­во­дит к экс­тра­вер­сии (обра­щен­но­сти наружу) чело­ве­че­ской души: «Гре­хов­ность — это воз­ник­шее при совер­ше­нии пер­во­род­ного греха нашими пра­ро­ди­те­лями и став­шее при­выч­ным обра­ще­ние вни­ма­ния и жела­ния к внеш­нему»1. Или в более раз­вер­ну­том виде: «Гре­хов­ность — при­выч­ное обра­ще­ние чело­ве­ком своего жела­ния и вни­ма­ния к внеш­нему, к своей дея­тель­но­сти и поло­же­нию во внеш­нем, к своим вза­и­мо­от­но­ше­ниям с окру­жа­ю­щими, а не к своей душе, не к поис­кам Цар­ствия небес­ного внутри себя»2. Гре­хов­ность пред­ше­ствует греху как пер­во­на­чаль­ное каче­ство пред­ше­ствует опре­де­лен­ной ее реа­ли­за­ции в чем-то кон­крет­ном. И грех тоже опре­де­ля­ется через экс­тра­вер­сию: «Всякий грех явля­ется вопло­ще­нием гре­хов­но­сти, вопло­ще­нием устрем­лен­но­сти жела­ний и вни­ма­ния чело­века ко внеш­нему. Будучи направ­лен на внеш­нее и во внеш­нее, всякий грех пред­став­ляет из себя ту или иную форму само­утвер­жде­ния чело­века в окру­жа­ю­щем мире, способ рас­ши­ре­ния границ своего вли­я­ния и воз­мож­но­стей»3.

Через грех чело­век теряет свою онто­ло­ги­че­скую глу­бину. «Чело­век глубок — а так часто он живет поверх­ностно, только поверх­ност­ными чув­ствами, поня­ти­ями, вместо того чтобы жить из серд­це­вины своего бытия. Он живет отра­жен­ной жизнью; чело­век реа­ги­рует на жизнь, — про­стой отблеск тех лучей, кото­рые падают на него». Поэтому: «Грех это, прежде всего, потеря чело­ве­ком кон­такта с соб­ствен­ной своей глу­би­ной». Ибо внутри этой поте­рян­ной глу­бины и нахо­дится Бог. Необ­хо­димо идти внутрь к Богу, пре­одо­ле­вая все­воз­мож­ные пре­пят­ствия, страх и тем­ноту: «Тут нужно про­явить очень много тер­пе­ния и муже­ства. Когда дошел до этого момента страха, до этого момента, где дела­ется темно и тесно, надо ска­зать: Гос­поди, аще и сени смерт­ной пройду, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22:4) — и идти дальше, во тьму, во мрак, в это узкое ущелье, идти дальше, не ожидая света, не ожидая ничего, зная, что когда придет время — свет вос­си­яет, когда придет время — встреча совер­шится…»4.

Именно стрем­ле­ние внутрь (интро­вер­сия) и пре­бы­ва­ние там и есть суть хри­сти­ан­ского духов­ного дела­ния. В этом весь смысл трез­ве­ния хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков:

Ефрем Сирин: «Вот, богат­ство небес­ное — в тебе, если хочешь сего. Вот, цар­ство Божие — внутри тебя, греш­ник. Войди в самого себя, ищи усерд­ней, и без труда най­дешь». И более того: «Цар­ство —  в тебе; а вне тебя — геенна. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех… Не выходи же к тому, что вне тебя чтобы вместе с тем не погиб­нуть и тебе»5;

Максим Испо­вед­ник: «Кто ищет Гос­пода, тот должен искать Его не вне, а внутри себя, посред­ством дел веры».6

Никита Стифат: «Обрати чув­ства свои вовнутрь души; направь внут­рен­нее твое к дела­нию луч­шего… познай, нако­нец, не то, что окрест тебя, а что такое ты сам… устрем­ляй мыс­лен­ное око своё к созер­ца­нию Бога».7

—Фило­фей Синай­ский: «Возрев­нуем обре­сти внутрь себя самих небес­ное цар­ствие, отсе­кая от сердца всякий грех»8;

Исаак Сирин: «Кто зрение ума своего сосре­до­то­чи­вает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа»9;

— блаж. Авгу­стин обра­ща­ется к Богу: «Вот, Ты был во мне, а я — был во внеш­нем, и там искал я Тебя… Со мною был Ты, с Тобою я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, кото­рого не было бы, не будь он в Тебе»10; «Как овца погиб­шая заблуж­дался я, ища Тебя вне, тогда как Ты внутри… Обошел я веси и град­ские стогны в мире сем, ища Тебя, и не нашел, потому что я худо искал того вне, что было внутри»11;

— преп. Сера­фим Саров­ский: «При­знак духов­ной жизни есть погру­же­ние чело­века внутрь себя и сокро­вен­ное дела­ние в сердце своем»12;

— свт. Феофан Затвор­ник: «Меха­низм внут­рен­ней и внеш­ней жизни поми­нутно поры­ва­ется опять и опять вовлечь их (подвиж­ни­ков. — Ю. 3.) в себя, как в вихрь или пучину какую; они дер­жатся в себе. Напря­же­ние пре­бы­вать в себе есть подвиг трез­ве­ния или бодр­ст­во­за­ния, самый важный и началь­ный в духов­ной жизни»13; «С пер­вого про­буж­де­ния утром оза­боть­тесь собраться внутрь и воз­греть теп­лоту. Это счи­тайте нор­маль­ным вашим состо­я­нием. Коль скоро нет сего, знайте, что у вас внутри неис­правно»14; «Все дела­ние наше может быть сокра­щено в сле­ду­ю­щую фор­мулу: собрав­шись внутрь себя, вос­ставь духов­ное созна­ние и жиз­не­де­я­тель­ность, и в этом настро­е­нии ходи по начер­тан­ному внеш­нему дела­нию под руко­во­ди­те­лем или Про­мыс­лом… Сюда должно быть све­дено все вни­ма­ние подвиж­ника, чтобы, под­ви­за­ясь, он не рас­се­и­вался и был как бы связан или пре­по­я­сан по чре­с­лам помыш­ле­ний своих»15;

— «Истинно-мудрый чело­век, имея тело как бы каби­не­том души и без­опас­ным местом убе­жища, на рынке ли бывает или на празд­нич­ном тор­же­стве, на горе или на поле, или среди толпы люд­ской, сидит себе в своем есте­ствен­ном мона­стыре, соби­рая ум внутрь и любо­мудр­ствуя о подо­ба­ю­щем ему… Воз­можно и в келии сидя­щему помыс­лами блуж­дать вне, и по рынку ходя­щему быть трез­венну, как в пустыне, в себя воз­вра­ща­ясь и Богу еди­ному внимая, не при­ни­мая впе­чат­ле­ний, толпою пада­ю­щих на душу чрез чув­ства от чув­ствен­ных вещей»16;

— патр. Сергий (Стра­го­род­ский): «Чело­век гото­вится в цар­ство Божие, но цар­ство это внутри его души. Нужно ее очи­стить от греха, тогда без труда откро­ется это цар­ство, и чело­век полу­чит чрез то залог, пред­на­ча­тие того бла­жен­ства, кото­рое дарует ему Царь на суде»17.

Интро­вер­сия необ­хо­дима для сохра­не­ния сил души: «Когда не бывает ника­кого страст­ного устрем­ле­ния этих трех сил вовне, т. е. к види­мым вещам, тогда они сохра­ня­ются внутри, сокры­тыми. А когда они пре­бы­вают внутри одни сами с собою и блю­дутся со вни­ма­нием ска­зан­ными доб­рыми рас­по­ло­же­ни­ями, тогда разум­ная сила здраво рас­суж­дает и верно отли­чает добро от зла, и пока­зы­вает опре­де­ленно и властно силе жела­тель­ной, к каким вещам подо­бает ей скло­няться жела­нием, какие любить, от каких отвра­щаться; раз­дра­жи­тель­ная сила стоит между сими двумя как бла­го­по­кор­ли­вый раб, гото­вый усердно слу­жить жела­ниям их, и всегда спо­мо­ще­ствует им, про­буж­дает и подви­гает к муже­ству и содей­ствию добрым и про­ти­во­дей­ствию злым людям»18.

В широ­ком смысле слова, грех есть скло­не­ние к соблаз­нам внеш­него мира, а ведь «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Поэтому мир этот есть, по Исааку Сирину, место для борьбы с грехом, а насто­я­щее время есть время борьбы с ним19. Или, как образно и эмо­ци­о­нально он писал: «Мир есть блуд­ница, кото­рая взи­ра­ю­щих на нее с вожде­ле­нием кра­соты ее при­вле­кает в любовь к себе»20.


При­ме­ча­ния:

1 Гурьев Н.Д. Стра­сти… С. 25.

2 Гурьев Н.Д. Стра­сти… С. 67.

3 Там же. С.27.

4 Анто­ний, митр. Сурож­ский. Беседы о молитве. СПб., 1996. С. 39, 63–64.

5 Ефрем Сирин. св. Тво­ре­ния. Т. 4. С. 348–349.

6 Максим Испо­вед­ник, преп. О бого­сло­вии и вопло­ще­нии Сына Божия. С. 149.

7 Никита Стифат, преп. Дея­тель­ных глав первая сот­ница. С. 102.

8 Фило­фей Синай­ский, преп. 40 глав о трез­ве­нии. С 418.

9 Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. С. 37–38.

10 Авгу­стин Бла­жен­ный. Испо­ведь. С. 146.

11 Авгу­стин Авре­лий. Беседа души с Богом / Пер. с лат. М., 2002. C. 116.

12 Житие старца Сера­фима… С. 293.

13 Феофан Затор­ник, еп. Тол­ко­ва­ние первых восьми глав посла­ния св. апо­стола Павла к Рим­ля­нам. C. 199.

14 Он же. Тво­ре­ния, Собра­ние писем. Вып. 4. С. 175–176.

15 Он же.  Путь к спа­се­нию. С. 297.

16 О вни­ма­нии и молитве. С. 437–438.

17 Сергий (Стра­го­род­ский), архим. Пра­во­слав­ное учение о спа­се­нии. С. 135.

18 Симеон Новый Бого­слов, преп. Тво­ре­ния. Т. 2. С. 410.

19 Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. С. 204.

20 Там же. С. 83.

Ю.М. Зенько. «Пра­во­слав­ная антро­по­ло­гия и пси­хо­ло­гия в прак­ти­че­ском изло­же­нии».

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки