Награды цер­ков­ные

***

Награ́ды Ру́сской Правосла́вной Це́ркви – форма поощ­ре­ния духо­вен­ства и мирян за поне­сен­ные труды и заслуги перед Пра­во­сла­вием – в пас­тыр­ском слу­же­нии, бого­слов­ской, науч­ной и адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­сти, воз­рож­де­нии духов­ной жизни, вос­ста­нов­ле­нии храмов, мис­си­о­нер­ских, бла­го­тво­ри­тель­ных, соци­аль­ных и про­све­ти­тель­ских трудах.

Награды суще­ствуют двух видов:

  • обще­цер­ков­ные,
  • иерар­хи­че­ские (Служат для поощ­ре­ния кли­ри­ков, сви­де­тель­ствуя об их достой­ном слу­же­нии. Бывают 3‑х видов: повы­ше­ние в сане, эле­менты обла­че­ния, бого­слу­жеб­ные отли­чия).

***

Из интер­вью с архи­епи­ско­пом Фео­до­сием (Сни­ги­рё­вым)

Иерар­хи­че­ские награды. Есть ли в них вообще смысл, ведь во многих Помест­ных Церк­вах их не суще­ствует? Можно ли свя­щен­нику про­сить себе награду самому, или надо ждать, пока награ­дят? Можно ли отка­заться от награды, если не пони­ма­ешь, зачем она?

– Жиз­нен­ный вопрос. Верю, что в Церкви нет ничего слу­чай­ного и бес­смыс­лен­ного, но всё может слу­жить ко спа­се­нию. В нашей Церкви за послед­ние сто­ле­тия сло­жи­лась особая система иерар­хи­че­ских наград, без кото­рой теперь сложно пред­ста­вить себе нашу жизнь. Почему не во всех Помест­ных Церк­вях есть награды? Почему не везде они идут в одном и том же порядке? В этом тоже навер­няка есть опре­де­лён­ный смысл, коре­ня­щийся в кон­крет­ном мен­та­ли­тете, народ­ных чертах и даже в аске­ти­че­ской мысли. Не будем сейчас в это глу­боко вни­кать, скажем лишь о прак­ти­че­ской и духов­ной сто­ро­нах вопроса.

Отно­ше­ние у духо­вен­ства к цер­ков­ным награ­дам может быть тро­я­ким: левая и правая край­но­сти и золо­тая сере­дина.

Первая край­ность, самая рас­про­стра­нен­ная: искать наград, стре­миться к ним всеми путями, пытаться их полу­чить – лестью или даже, увы, под­ку­пом началь­ства. Жаль такого свя­щен­ника. Такое пове­де­ние гово­рит о нездо­ро­вом тще­сла­вии пас­тыря, кото­рого он даже не стес­ня­ется. Это болезнь. Со сто­роны это выгля­дит очень некра­сиво и небла­го­родно.

Вторая край­ность, встре­ча­ю­ща­яся реже, про­ти­во­по­ложна первой: пре­не­бре­же­ние иерар­хи­че­скими награ­дами. Это когда свя­щен­ник, пред­став­лен­ный к награде, начи­нает от неё отка­зы­ваться и заяв­лять: мне это не нужно, это всё лишнее, глав­ное для меня – стоять перед Пре­сто­лом, а всё осталь­ное – это мир­ской тлен и т.д. Такое пове­де­ние свя­щен­ника также гово­рит не о его сми­ре­нии, а об обыч­ном само­мне­нии, а может, и о гор­дыне. Такого пас­тыря еще больше жаль, этот путь еще более пагу­бен.

Обе эти край­но­сти – две сто­роны одной и той же медали: чело­ве­че­ской гор­до­сти. А кроме того, и в первом, и во втором случае нера­зум­ные свя­щен­ники сами себя обкра­ды­вают и даже не подо­зре­вают об этом. Дело в том, что цер­ков­ная награда может стать для свя­щен­но­слу­жи­теля источ­ни­ком бла­го­дати Божией. Да-да!

Покой­ный Бла­жен­ней­ший Мит­ро­по­лит Киев­ский Вла­ди­мир после награж­де­ния архи­ереев и духо­вен­ства иерар­хи­че­скими награ­дами (повы­ше­нием в сане или види­мым бого­слу­жеб­ным сим­во­лом) иногда поздрав­лял награж­ден­ных с новой бла­го­да­тью. Не с честью, не со зва­нием, а с бла­го­да­тью. Почи­тайте молитвы, воз­гла­ша­е­мые архи­ереем при воз­ве­де­нии в сан игу­мена, про­то­и­е­рея, про­то­ди­а­кона. По-иному откро­ется смысл иерар­хи­че­ских наград. Ста­но­вясь игу­ме­ном, про­то­и­е­реем, архи­манд­ри­том, даже полу­чая свою первую награду – набед­рен­ник, свя­щен­ник может испол­ниться кре­по­стью от Бога, как бы обно­виться и укре­питься в бла­го­дати своего слу­же­ния. Об этом говорю не голо­словно, но имея ряд сви­де­тельств близ­ких мне свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

При­веду в пример одну исто­рию. Зна­ко­мый диакон не пони­мал смысла наград в про­стоте сердца, а не по гор­до­сти. Поэтому, когда пришла весть, что на него должны воз­ло­жить двой­ной орарь, он пожал пле­чами, но пошел на награж­де­ние. После воз­ло­же­ния награды он пере­жил такое посе­ще­ние Божией бла­го­дати, что не только больше не смел ничего думать о «мир­ском» про­ис­хож­де­нии иерар­хи­че­ских наград, но даже украд­кой стал… ожи­дать сле­ду­ю­щую.

Но для того, чтобы награда испол­нила свое пред­на­зна­че­ние и была в радость, укреп­ле­ние и уте­ше­ние, её нельзя доби­ваться, даже если сильно хочется, и от нее нельзя отка­зы­ваться. Нужно сми­ренно при­нять награду тогда, когда даст Гос­подь. Иерар­хи­че­ская награда всегда должна быть неча­ян­ной радо­стью.

– Вы гово­рите: «даже если сильно хочется». А поз­во­ли­тельно ли вообще желать полу­че­ния наград?

– На этот вопрос сложно отве­тить одно­значно. Первое, что при­хо­дит на ум: «Конечно, не поз­во­ли­тельно, ведь корень такого жела­ния – тще­сла­вие!» Но это не вполне спра­вед­ливо. Надо смот­реть на этот вопрос шире. Любое оте­че­ское поощ­ре­ние: сло­вес­ное – лас­ко­вым словом, – мате­ри­аль­ное, просто искрен­ним и участ­ли­вым вни­ма­нием – это формы про­яв­ле­ния любви. Так бывает между роди­те­лями и чадом, между свя­щен­ни­ком и при­хо­жа­нами, также и между архи­ереем и кли­ри­ками. Пер­во­об­раз тому – Боже­ствен­ные уте­ше­ния подвиж­нику, кото­рый тру­дится и, конечно же, нуж­да­ется в бла­го­дат­ных уте­ше­ниях, посе­ще­нии и мило­сти Божией, Его оте­че­ской ласке. А иначе чело­век не выжи­вет, сду­ется, как воз­душ­ный шарик.

Можно ли осуж­дать подвиж­ника за то, что он, тру­дясь само­от­вер­женно, ждет мило­сти и уте­ше­ния от Бога? Ждет именно как мило­сти, а не как «заслу­жен­ной платы». Можно ли осуж­дать ребенка, кото­рый любит, когда мама его лас­кает, гладит по головке, кото­рый ждет этой ласки? Можно ли осуж­дать свя­щен­ника, кото­рый, само­от­вер­женно тру­дясь у себя на при­ходе, не будет рав­но­ду­шен к одоб­ре­нию и поощ­ре­нию своего труда отцом – епар­хи­аль­ным архи­ереем, – будь то добрым словом или иерар­хи­че­ской награ­дой? Это есте­ственно для чело­века. Это будет неесте­ственно и гре­ховно лишь в том случае, если клирик начнет поз­во­лять себе край­но­сти, о кото­рых мы гово­рили выше.

– Вла­дыка, вы управ­ля­ете Север­ным вика­ри­ат­ством сто­лицы Укра­ины. Насколько мне известно, именно архи­ереи, управ­ля­ю­щие вика­ри­ат­ствами, хода­тай­ствуют перед Мит­ро­по­ли­том Киев­ским и всея Укра­ины о награж­де­нии кли­ри­ков г. Киева. Ска­жите, какими сооб­ра­же­ни­ями вы руко­вод­ству­е­тесь в этом послу­ша­нии?

– До любой награды, как и до сана, чело­век должен дорасти, дозреть: духовно, интел­лек­ту­ально, эмо­ци­о­нально, в опыте слу­же­ния.

Награда может при­не­сти не пользу, а духов­ный вред награж­ден­ному, если клирик полу­чает её не во время. Кроме того, любой пре­це­дент оче­видно несвое­вре­мен­ного награж­де­ния ниве­ли­рует и саму награду. С другой сто­роны, если мы знаем, что клирик пуб­лично с пре­не­бре­же­нием отно­сится к ранее воз­ло­жен­ным на него награ­дам, не наде­вает их, когда поло­жено, поз­во­ляет себе кри­ти­ко­вать их зна­чи­мость и т.д., это сигнал к тому, чтобы такого свя­щен­но­слу­жи­теля больше не награж­дать, по край­ней мере до осо­зна­ния им своего заблуж­де­ния и пол­ного исправ­ле­ния. Одним словом, каждая оче­ред­ная иерар­хи­че­ская награда должна при­не­сти прак­ти­че­скую духов­ную пользу и самому свя­щен­но­слу­жи­телю, и Церкви в целом. В этом, так скажем, её задача.

Источ­ник: Православие.ру

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки