Награды церковные

Литература по теме

Награ́ды Ру́сской Правосла́вной Це́ркви – средства поощрения духовенства и мирян (в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви) за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.

В настоящее время действующая система церковных награждений основана на «Положении о наградах Русской Православной Церкви», принятом Архиерейским Собором 2017 года. Церковным ведомством, в сферу ответственности которого входят задачи, связанные с принятием ряда решений о награждении церковными наградами, является Наградная комиссия, входящая в структуру Московской Патриархии.

Награды существуют двух видов:

  • богослужебно-иерархические (служат для поощрения клириков и игумений монастырей, свидетельствуя об их достойном служении. Бывают 3-х видов: повышение в сане, элементы облачения, богослужебные отличия);
  • общецерковные (ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью.).

Богослужебно-иерархические награды

Богослужебно-иерархические награды вручаются в последовательности от низших к высшим. Наличием той или иной награды может определяться место священнослужителя по старшинству среди клириков одной и той же степени. Некоторые из них были введены в период Средневековья, когда Русская Церковь была митрополией Константинопольского Патриархата, другие были учреждены уже в XVIII–XX вв. Следует отметить, что награды в разных Поместных Церквах различаются. Существуют разные иерархические награды для диаконов, священников и епископов.

Некоторые из употреблявшихся ранее наград были впоследствии упразднены: награждение правом ношения скуфьи, дарование права ношения двух крестов с украшениями, награждение саном игумена.

Богослужебно-иерархические награды бывают следующих видов: 1) повышение в сане (например, возведение иерея в сан протоиерея); награждение правом ношения особых элементов богослужебного (митра, палица, двойной орарь) или повседневного облачения (крест с украшением); 3) отличия при совершении богослужений (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до молитвы «Отче наш»). Правом давать некоторые награды обладает епархиальный архиерей, а награждение более высокими наградами (начиная с права ношения палицы) производятся указом Святейшего Патриарха. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху.

В «Положении о наградах…» установлены сроки между наградами для диаконов и священников. Однако они могут быть сокращены в отдельных случаях либо ввиду особых заслуг награждаемого священнослужителя, либо по причине назначения его на должность, которой предполагается соответствующий сан или ранг. Также следует сказать, что награды диакона могут быть учтены при рукоположении во священника. Если архиерей рукополагает протодиакона в священника, он может по согласованию с Патриархом возвести его сразу же в сан протоиерея. Получение определенных наград также связано с успешным завершением обучения и присвоением ученых степеней. Игумения или монахиня могут быть удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями указом Патриарха. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста.

Особыми богослужебно-иерархическими наградами, инициатива награждения которыми принадлежит исключительно Святейшему Патриарху, являются право ношения Патриаршего наперсного креста и возведение в сан протопресвитера. Награждение особыми наградами производится в исключительных случаях, во внимание к усердным трудам на благо Церкви, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.

Общецерковные награды

Награждение орденами и медалями осуществлялось до революции представителями государственной власти. Со времени правления императора Павла духовенство наряду с офицерами и чиновниками стали удостаиваться причисления к российским имперским орденам с вручением им орденских знаков. В Советском Союзе были учреждены новые ордена, которыми духовенство до Великой Отечественной войны не награждалось, а после нее если и награждалось, то не за церковные заслуги. Церковные ордена стали появляться в середине XX -XXI вв.

В настоящее время в Русской Церкви существуют следующие ордена: св. ап. Андрея Первозванного; св. равноап. кн. Владимира; орден Славы и Чести; свт. Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси; прп. Сергия Радонежского; св. блгв. кн. Даниила Московского; св. равноап. кн. Ольги; прп. Серафима Саровского; свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; свт. Макария, митр. Московского; прп. Евфросинии, вел. кн. Московской; равноап. Николая, архиеп. Японского; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона; св. блгв. царевича Димитрия; свт. Луки, архиеп. Крымского.

Помимо орденов общецерковными наградами являются также медали. Медали представляют собой награду низшую по отношению к орденам. Награждение медалями также пришло в Церковь из светского обычая (первоначально – из армии). По своей значимости медали бывают нескольких видов: патриаршие медали орденов, патриаршие юбилейные медали, за которыми по значимости следуют патриаршие наградные знаки, за ними – медали и наградные знаки синодальных отделов и учреждений и, наконец, епархиальные медали и наградные знаки.

Патриаршие медали имеют одну степень (за исключением медали ордена Славы и Чести). В настоящее время в Русской Церкви существуют следующие медали: орденов св. равноап. кн. Владимира; Славы и Чести; прп. Сергия Радонежского; св. блгв. кн. Даниила Московского; св. равноап. кн. Ольги; прп. Серафима Саровского; свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского; св. блгв. кн. Димитрия Донского; свт. Макария, митр. Московского; прп. Евфросинии, вел. кн. Московской; равноап. Николая, архиеп. Японского; прп. Андрея Иконописца; св. мч. Трифона; свт. Луки, архиеп. Крымского; медаль прпмц. Елизаветы Феодоровны; медаль «Патриаршая благодарность».

В Русской Церкви имеются следующие Патриаршие знаки: знак храмостроителя; знак материнства; знак вмц. Варвары; знак «За труды по духовно-нравственному просвещению». К наградам относятся также патриаршие грамоты.

Епархии Русской Церкви имеют право по благословению Святейшего Патриарха учреждать свои медали, грамоты и знаки отличия. Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа учреждают собственные ордена и медали, но их наименования не должны совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей.

Свои ордена и медали существуют и в других Поместных Православных Церквах.

***

Из интервью с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Иерархические награды. Есть ли в них вообще смысл, ведь во многих Поместных Церквах их не существует? Можно ли священнику просить себе награду самому, или надо ждать, пока наградят? Можно ли отказаться от награды, если не понимаешь, зачем она?

– Жизненный вопрос. Верю, что в Церкви нет ничего случайного и бессмысленного, но всё может служить ко спасению. В нашей Церкви за последние столетия сложилась особая система иерархических наград, без которой теперь сложно представить себе нашу жизнь. Почему не во всех Поместных Церквях есть награды? Почему не везде они идут в одном и том же порядке? В этом тоже наверняка есть определённый смысл, коренящийся в конкретном менталитете, народных чертах и даже в аскетической мысли. Не будем сейчас в это глубоко вникать, скажем лишь о практической и духовной сторонах вопроса.

Отношение у духовенства к церковным наградам может быть трояким: левая и правая крайности и золотая середина.

Первая крайность, самая распространенная: искать наград, стремиться к ним всеми путями, пытаться их получить – лестью или даже, увы, подкупом начальства. Жаль такого священника. Такое поведение говорит о нездоровом тщеславии пастыря, которого он даже не стесняется. Это болезнь. Со стороны это выглядит очень некрасиво и неблагородно.

Вторая крайность, встречающаяся реже, противоположна первой: пренебрежение иерархическими наградами. Это когда священник, представленный к награде, начинает от неё отказываться и заявлять: мне это не нужно, это всё лишнее, главное для меня – стоять перед Престолом, а всё остальное – это мирской тлен и т.д. Такое поведение священника также говорит не о его смирении, а об обычном самомнении, а может, и о гордыне. Такого пастыря еще больше жаль, этот путь еще более пагубен.

Обе эти крайности – две стороны одной и той же медали: человеческой гордости. А кроме того, и в первом, и во втором случае неразумные священники сами себя обкрадывают и даже не подозревают об этом. Дело в том, что церковная награда может стать для священнослужителя источником благодати Божией. Да-да!

Покойный Блаженнейший Митрополит Киевский Владимир после награждения архиереев и духовенства иерархическими наградами (повышением в сане или видимым богослужебным символом) иногда поздравлял награжденных с новой благодатью. Не с честью, не со званием, а с благодатью. Почитайте молитвы, возглашаемые архиереем при возведении в сан игумена, протоиерея, протодиакона. По-иному откроется смысл иерархических наград. Становясь игуменом, протоиереем, архимандритом, даже получая свою первую награду – набедренник, священник может исполниться крепостью от Бога, как бы обновиться и укрепиться в благодати своего служения. Об этом говорю не голословно, но имея ряд свидетельств близких мне священнослужителей.

Приведу в пример одну историю. Знакомый диакон не понимал смысла наград в простоте сердца, а не по гордости. Поэтому, когда пришла весть, что на него должны возложить двойной орарь, он пожал плечами, но пошел на награждение. После возложения награды он пережил такое посещение Божией благодати, что не только больше не смел ничего думать о «мирском» происхождении иерархических наград, но даже украдкой стал… ожидать следующую.

Но для того, чтобы награда исполнила свое предназначение и была в радость, укрепление и утешение, её нельзя добиваться, даже если сильно хочется, и от нее нельзя отказываться. Нужно смиренно принять награду тогда, когда даст Господь. Иерархическая награда всегда должна быть нечаянной радостью.

– Вы говорите: «даже если сильно хочется». А позволительно ли вообще желать получения наград?

– На этот вопрос сложно ответить однозначно. Первое, что приходит на ум: «Конечно, не позволительно, ведь корень такого желания – тщеславие!» Но это не вполне справедливо. Надо смотреть на этот вопрос шире. Любое отеческое поощрение: словесное – ласковым словом, – материальное, просто искренним и участливым вниманием – это формы проявления любви. Так бывает между родителями и чадом, между священником и прихожанами, также и между архиереем и клириками. Первообраз тому – Божественные утешения подвижнику, который трудится и, конечно же, нуждается в благодатных утешениях, посещении и милости Божией, Его отеческой ласке. А иначе человек не выживет, сдуется, как воздушный шарик.

Можно ли осуждать подвижника за то, что он, трудясь самоотверженно, ждет милости и утешения от Бога? Ждет именно как милости, а не как «заслуженной платы». Можно ли осуждать ребенка, который любит, когда мама его ласкает, гладит по головке, который ждет этой ласки? Можно ли осуждать священника, который, самоотверженно трудясь у себя на приходе, не будет равнодушен к одобрению и поощрению своего труда отцом – епархиальным архиереем, – будь то добрым словом или иерархической наградой? Это естественно для человека. Это будет неестественно и греховно лишь в том случае, если клирик начнет позволять себе крайности, о которых мы говорили выше.

– Владыка, вы управляете Северным викариатством столицы Украины. Насколько мне известно, именно архиереи, управляющие викариатствами, ходатайствуют перед Митрополитом Киевским и всея Украины о награждении клириков г. Киева. Скажите, какими соображениями вы руководствуетесь в этом послушании?

– До любой награды, как и до сана, человек должен дорасти, дозреть: духовно, интеллектуально, эмоционально, в опыте служения.

Награда может принести не пользу, а духовный вред награжденному, если клирик получает её не во время. Кроме того, любой прецедент очевидно несвоевременного награждения нивелирует и саму награду. С другой стороны, если мы знаем, что клирик публично с пренебрежением относится к ранее возложенным на него наградам, не надевает их, когда положено, позволяет себе критиковать их значимость и т.д., это сигнал к тому, чтобы такого священнослужителя больше не награждать, по крайней мере до осознания им своего заблуждения и полного исправления. Одним словом, каждая очередная иерархическая награда должна принести практическую духовную пользу и самому священнослужителю, и Церкви в целом. В этом, так скажем, её задача.

Православие.ру

Из Православной Энциклопедии: В историческом плане наблюдается такое, очевидно, неизбежное явление, как своего рода девальвация большинства наград. Подобная закономерность имеет место и в иерархии наград, употребляемых вне церковной сферы, в частности в системе гос. наград и отличий. Этот феномен проистекает естественным образом из постепенного умножения числа лиц, удостоенных той или иной награды.

В качестве примера можно рассмотреть эволюцию значимости такой церковной награды, как право ношения палицы за богослужением: изначально она была принадлежностью патриаршего сана, потом также и других епископов, ныне права ее ношения удостаиваются протоиереи.
В Русской Церкви синодальной эпохи, в XIX и нач. XX в., титул митрополита одновременно имели три, реже – четыре архиерея: почти неизменно митрополиты С.-Петербургский и Новгородский, Московский, а также Киевский. В настоящее время в РПЦ имеется более 100 митрополитов. Начиная с 2011 г. титул митрополита перестал быть только наградой, но стал также присваиваться по должности главам митрополий, причем присвоение этого титула по должности стало более частым явлением, чем награждение им.
Сан протоиерея некогда служил принадлежностью настоятелей соборных храмов, так что в употреблении было именование удостоенного этим саном священника протоиереем города. Ныне в РПЦ служат несколько тысяч протоиереев, которые часто являются рядовыми клириками приходских церквей.
Тем не менее некоторые награды не подверглись девальвации, например, сан протопресвитера, остающийся и поныне исключительно высокой и уникальной наградой для пресвитеров.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka