Сердце

***

Се́рдце – бого­слов­ский термин, исполь­зу­е­мый в пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии и аске­тике, обо­зна­ча­ю­щий сре­до­то­чие сил чело­ве­че­ской души.

Сердце рас­смат­ри­ва­ется цен­тром жизни вообще – физи­че­ской, душев­ной и духов­ной

Сердце явля­ется слож­ным и мно­го­гран­ным поня­тием. Прежде всего, сердце есть цен­траль­ный физио­ло­ги­че­ский орган. Сре­до­то­чие физи­че­ского тела – грудь, а груди – сердце. Однако ана­то­ми­че­ское сердце и сердце душев­ное не совсем одно и то же. Чело­ве­че­ская душа сорас­про­стерта телу так, что ее силы рас­про­стра­нены по всему телу. При всем том ее глав­ные силы – мыс­ли­тель­ная, чув­ству­ю­щая, жела­тель­ная своими местами имеют мозг, сердце и живот (вообще, внут­рен­но­сти или утробу, вклю­чая печень, кровь).

Душа, по слову св. Афа­на­сия Вели­кого, оби­тает в трех частях тела – в сердце, в голове, в цар­ских жилах, обитая в этих частях, она раз­ли­вает свое дей­ствие во все тело. Таким обра­зом, сердце чело­века как часть души сорас­про­стерто сердцу как физио­ло­ги­че­скому органу, кото­рый служит ору­дием его дея­тель­но­сти: «Сердце телес­ное есть муску­ли­стый серчак – мясо, … но чув­ствует не мясо, а душа, для чув­ства кото­рой мясное сердце служит только ору­дием, как мозг служит ору­дием для ума» (св. Феофан Затвор­ник).

Как часть чело­ве­че­ской души сердце есть цен­траль­ная часть. Само слово «сердце» ука­зы­вает своим зна­че­нием на поня­тие цен­траль­но­сти и сере­дин­но­сти. Сердце при­зна­ется наи­важ­ней­шей частью души, поскольку оно явля­ется сре­до­то­чием духовно-нрав­ствен­ной жизни чело­века. Такое пони­ма­ние не ума­ляет ум, ибо он оста­ется гос­под­ству­ю­щей, кон­тро­ли­ру­ю­щей силой души. Тем не менее, не он порож­дает основ­ное направ­ле­ние духов­ной жизни чело­века. Именно общее чув­ство души, ее сер­деч­ное настро­е­ние явля­ются осно­во­по­ла­га­ю­щими для духов­ной жизни чело­века. Все вхо­дя­щие в душу извне образы, впе­чат­ле­ния, помыслы полу­чают зна­че­ние только в зави­си­мо­сти от сер­деч­ного настро­е­ния, рас­по­ло­же­ния чело­века к ним – в зави­си­мо­сти от этого рас­по­ло­же­ния они могут быть при­няты или отверг­нуты. Осо­бен­ность сердца в воз­мож­но­сти пере­жи­ва­ния и соуслаж­де­ния тем или иным обра­зам и пред­став­ле­ниям. «Ника­кие дей­ствия и воз­буж­де­ния, идущие от внеш­него мира, не вызо­вут в душе пред­став­ле­ний или чув­ство­ва­ний, если послед­ние несов­ме­стимы с сер­деч­ным настро­е­нием чело­века. В сердце чело­века лежит основа его пред­став­ле­ния, чув­ство­ва­ния и поступки полу­чают осо­бен­ность, в кото­рой выра­жа­ется его, а не другая душа», – гово­рит иерей Вадим Кор­жев­ский (Про­пе­дев­тика аске­тики).

Чело­ве­че­ское гре­хо­па­де­ние наи­бо­лее ката­стро­фи­че­ским ока­за­лось для сердца. Оно стало излюб­лен­ным местом насла­жде­ния гре­хов­ными обра­зами, стало жили­щем стра­стей и поте­ряло незем­ное бла­жен­ство – непо­сти­жи­мый, невы­ра­зи­мый чело­ве­че­скими сло­вами покой, дару­е­мый бла­го­да­тью Свя­того Духа. Для хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков открыта воз­мож­ность воз­врата Боже­ствен­ной бла­го­дати, назы­ва­е­мая также Богов­ку­ше­нием – реаль­ным ощу­ще­нием пре­бы­ва­ния Духа Свя­того в душе с Его бла­жен­ными пло­дами в виде незем­ного мира, любви, радо­сти. В ходе подвиж­ни­че­ства хри­сти­ане при­званы очи­стить сердца испол­не­нием запо­ве­дей и с помо­щью Божьей сде­лать их хра­мами Боже­ствен­ной бла­го­дати, дару­ю­щей душе бла­жен­ные духов­ные насла­жде­ния, бес­ко­нечно пре­вы­ша­ю­щие плот­ские удо­воль­ствия пре­хо­дя­щего мира. По слову св. Гри­го­рия Паламы, именно сердце хри­сти­ан­ского подвиж­ника явля­ется пре­сто­лом Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Сердце часто сбли­жают с умом. Такое сбли­же­ние оправ­данно, ибо ум и сердце нераз­рывно вза­и­мо­свя­заны. В позна­нии Бога ум и сердце нераз­дельны. Поэтому свв. Отцы гово­рят о позна­нии Бога умным чув­ством, ибо «ни ум без чув­ства не про­яв­ляет своих дей­ствий, ни чув­ство без ума», – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов. При этом умное чув­ство Бого­по­зна­ния назы­ва­ется еще и Божьим, ибо пода­ется только чрез сопри­ча­стие бла­го­дати.

Хра­не­ние ума и сердца – один из основ­ных прин­ци­пов пра­во­слав­ного аске­тизма.

***

Почему говорят: «Сердцу не прикажешь»?

Вос­при­я­тие «сердца» как некоей само­сто­я­тель­ной и непод­кон­троль­ной нам инстан­ции в мир­ской куль­туре свя­зано с тем, что для чело­века, не име­ю­щего духов­ной жизни, роман­ти­че­ская любовь вос­при­ни­ма­ется как пико­вый опыт, заме­ща­ю­щий рели­ги­оз­ный – в том смысле, что он только и наде­ляет жизнь смыс­лом и делает ее достой­ной того, чтобы быть про­жи­той. Отво­ра­чи­ваться от такого опыта вос­при­ни­ма­ется как несо­мнен­ное хан­же­ство, а мысль о том, что мы его можем (хотя бы кос­венно) созна­тельно кон­тро­ли­ро­вать – как кощун­ство. Так язы­че­ская богиня Иштар, также извест­ная как Афро­дита, зовет своего поклон­ника: он должен бро­сить все и побе­жать, иначе его жизнь ока­жется пустой, и ему потом нечего будет вспом­нить.

Для хри­сти­а­нина же роман­ти­че­ская любовь пре­красна и хороша на ее закон­ном месте – когда она ведет к браку и в браке про­яв­ля­ется по отно­ше­нию к супруге (супругу) – но даже при этом она не явля­ется чем-то высшим и все опре­де­ля­ю­щим. Как и все осталь­ное, наши гор­мо­наль­ные реак­ции явля­ются своего рода мате­ри­а­лом для послу­ша­ния Богу. Эта энер­гия должна быть постав­лена под кон­троль и упо­треб­лена для выстра­и­ва­ния пра­во­слав­ной семьи. «Сердцу», то есть нашим гор­мо­наль­ным бурям и роман­ти­че­ским поры­вам, можно и нужно при­ка­зы­вать.

Стоит ли «доверять сердцу»?

Дове­рять стоит не сердцу, а Богу. «Лукаво сердце чело­ве­че­ское более всего и крайне испор­чено; кто узнает его?», – ска­зано в книге про­рока Иере­мии (Иер.17:9). Согласно свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции, хри­сти­а­нину необ­хо­димо блюсти, хра­нить и очи­щать свое сердце. Не сле­дует дове­рять себе, своему сердцу и рас­суж­де­нию. В реше­нии вопроса, что вредно и что не вредно, надо руко­вод­ство­ваться ука­за­ни­ями Церкви Пра­во­слав­ной (в том числе ука­за­ни­ями Свя­щен­ного Писа­ния, свв. отцов, сове­тами духов­ного отца).

Что такое «очищение сердца»? Как можно очистить сердце?

«Для очи­ще­ния сердца, – гово­рит св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский, – нужны вели­кие труды и скорби; частые (пока­ян­ные) слезы, непре­стан­ная внут­рен­няя молитва; воз­дер­жа­ние, чтение Слова Божия, писа­ний и житий святых угод­ни­ков Божиих, но глав­ное – частое пока­я­ние и При­ча­ще­ние Пре­чи­стых Таин и еже­днев­ное само­ис­пы­та­ние; раз­мыш­ле­ние о том, сколь чистым сотво­рен чело­век в начале и как вошла в мир скверна греха; о подо­бии и образе Божием в нас и о нашей обя­зан­но­сти упо­доб­ляться Пер­во­об­разу – Пре­чи­стому Богу; о искуп­ле­нии нас бес­цен­ною кровию Сына Божия, о сыно­по­ло­же­нии нашем во Христе Иисусе, о запо­веди нам быть свя­тыми во всем житии (1Пет.1:15); раз­мыш­ле­ние о смерти, о суде, о геенне огнен­ной. Нужны вели­кие скорби, потому что они вра­чуют болезнь греха, сжи­гают терние греха… Все святые пере­несли вели­кие скорби и труды для стя­жа­ния сер­деч­ной чистоты, и никто не был увен­чан без скор­бей: одни пре­тер­пели мно­го­раз­лич­ные муче­ния от гони­те­лей, другие само­про­из­вольно томили и удру­чали себя постом, бде­нием, телес­ными тру­дами, непре­станно бодр­ство­вали в молитве и бла­го­ухани ем ее отра­жали всякое сквер­ное при­ра­же­ние греха, часто при­ча­ща­лись Святых Таин, как самого могу­ще­ствен­ного сред­ства к очи­ще­нию, освя­ще­нию и обнов­ле­нию души и тела; непре­станно поуча­лись в Слове Божием, зани­ма­лись бого­мыс­лием. Иные из святых были про­по­вед­ни­ками слез­ного пока­я­ния, напри­мер, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. Искрен­ние глу­бо­кие слезы осо­бенно нужны нам, ибо они очи­щают скверны сердца и весьма много спо­соб­ствуют его спо­кой­ствию и бла­жен­ству, ибо вместе с ними выте­кает, так ска­зать, грех из душ наших; после них настает тишина и спо­кой­ствие сове­сти и какое-то духов­ное бла­го­уха­ние и радость: чело­век умными очами зрит в себе Бога, очи­ща­ю­щего все его без­за­ко­ния и неска­занно милу­ю­щего его».

Что такое «сердечная молитва»?

Сер­деч­ная молитва, по словам св. прп. Силу­ана Афон­ского, есть «сто­я­ние» ума в сердце (то есть схож­де­ние ума внутрь сердца), когда моля­щийся из глу­бины своего суще­ства, вне обра­зов, чистым умом пред­стоит Богу. Это состо­я­ние, при кото­ром молит­вен­ное вни­ма­ние ума пол­но­стью собрано в сердце. Работа по очи­ще­нию ума и про­свет­ле­нию воз­можна только в сердце, поэтому, по свя­то­оте­че­скому учению, необ­хо­димо его све­де­ние из головы в сердце. Эту наи­выс­шую, духов­ную молитву не понять огра­ни­чен­ным раци­о­наль­ным рас­суд­ком, так как данный «образ [молитвы] воис­тину дивен есть и неудо­бо­изъ­яс­ним, и для тех, кото­рые не знают его опытно, не только неудо­бо­по­ня­тен, но кажется даже неве­ро­ят­ным; и они не верят, чтоб подоб­ная вещь бывала на деле», пишет св. прп. Симеон Новый Бого­слов. При этом, как ука­зы­вает св. свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), «для ново­на­чаль­ного иска­ние места сер­деч­ного, то есть иска­ние открыть в себе без­вре­менно и преж­де­вре­менно явствен­ное дей­ствие бла­го­дати, есть начи­на­ние самое оши­боч­ное, извра­ща­ю­щее поря­док, систему науки. Такое начи­на­ние – начи­на­ние гор­дост­ное, безум­ное!».

***

Слово сердце и обо­роты речи, кото­рое оно обра­зует в древ­не­ев­рей­ском языке:
  • чистое сердце (Притч.22:11) — искрен­ность;
  • горя­чее сердце (Втор.19:6) — ярость;
  • воз­вы­шен­ное сердце (Втор.8:14) — гор­дость;
  • мягкое сердце (4Цар.22:19) — рас­ка­я­ние;
  • креп­кое сердце (Пс.30:25) — храб­рость;
  • рас­та­яв­шее сердце (Иез.21:7) — страх;
  • необ­ре­зан­ное сердце (Лев.26:41) — непо­кор­ство;
  • скольз­кое сердце (Ос.10:2) — при­твор­ство;
  • твер­дое сердце (Втор.15:7) — упрям­ство;
  • при­к­ло­нить сердце (Пс.118:36) — при­влечь вни­ма­ние.
  • поло­жить на свое сердце (Втор.11:18) — хорошо запом­нить;
  • выйти  из чьего-то сердца (Втор.4:9) — быть забы­тым;
  • украсть чье-то сердце (Быт.31:20) — обма­нуть;
  • быть серд­цем за кем-то (2Цар.15:13) — перейти на чью-то сто­рону;
  • ска­зать в сердце (Втор.8:17) — решить.

***

См. ДУША, ПОДВИЖНИЧЕСТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки