Волосы

Во́лосы — рого­вые ните­вид­ные обра­зо­ва­ния, вырас­та­ю­щие из кожи чело­века или живот­ного. Волосы покры­вают почти всю поверх­ность кожи чело­века.

Что озна­чает выра­же­ние «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы»

Данное выра­же­ние озна­чает гаран­тию без­опас­но­сти (1Цар.14:45; 2Цар.14:11; 3Цар.1:52; Лк.21:18; Деян.27:34). Сви­де­тель­ством того, что чело­век есть объект Боже­ствен­ного попе­че­ния, и что, в част­но­сти, Бог силен изба­вить его от опас­но­сти, может слу­жить выра­же­ние, что у него (чело­века) «на голове все волосы сочтены» (Мф.10:30; Лк.12:7).

Можно ли муж­чине или жен­щине кра­сить волосы?

В цер­ков­ных кано­нах о запрете покраски волос в какой-либо цвет ничего не гово­рится. И все же нужно заду­маться, зачем мы красим волосы. Если нами руко­во­дят какие-либо гре­хов­ные стрем­ле­ния, не стоит им пота­кать.

Почему по Кре­ще­нии чело­веку отре­зают прядь волос

Постри­же­ние волос на голове ново­кре­щён­ного сим­во­ли­зи­рует его под­чи­не­ние Гос­поду, посвя­ще­ние на слу­же­ние Богу. Хри­сти­ане нередко назы­вают себя рабами Божьими. Сего­дня раб­ство в смысле пол­ного анти­гу­ман­ного под­чи­не­ния чело­века чело­веку (как это прак­ти­ко­ва­лось в древ­ние вре­мена) вос­при­ни­ма­ется как нега­тив­ное явле­ние – этому научило весь мир именно хри­сти­ан­ство. Однако раб­ство Гос­поду – поня­тие прин­ци­пи­ально иное. Хри­сти­ане пре­красно знают, что чело­веку невоз­можно быть абсо­лютно сво­бод­ным, чело­век всегда оста­ется от чего-то зави­си­мым, и, если он отвер­га­ется от под­чи­не­ния Богу в духовно-нрав­ствен­ном отно­ше­нии – он ста­но­вится рабом своих гре­хов­ных стра­стей и при­вы­чек, а то и послуш­ным ору­дием в руках демо­ни­че­ских сил. Кре­ще­ние же под­ра­зу­ме­вает отре­че­ние чело­века от сатаны и от злых дел его. В Церкви, куда он вво­дится через Кре­ще­ние, есть все необ­хо­ди­мые бла­го­датно-спа­си­тель­ные сред­ства, чтобы, имея соот­вет­ству­ю­щее жела­ние и дея­тель­ное стрем­ле­ние, опи­ра­ясь на помощь Божью, не быть рабом дья­вола, рабом греха. Таким обра­зом, раб­ство Богу под­ра­зу­ме­вает сво­боду: «если пре­бу­дете в слове Моем, то вы истинно Мои уче­ники, и позна́ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными» (Ин.8:31-32).

Нужно ли сохра­нять волосы, остри­жен­ные при Кре­ще­нии?

Сохра­не­ние волос не пред­по­ла­га­ется уста­вом и являет собой бла­го­че­сти­вую, но необя­за­тель­ную тра­ди­цию. Люди нередко имеют при­вычку сохра­нять для себя что-то на память о важном собы­тии. Что каса­ется рели­ги­оз­ной жизни, то обычай сохра­нять волосы, остри­жен­ные при Кре­ще­нии, срод­нился с народ­ным бла­го­че­стием и цер­ков­ными тра­ди­ци­ями. Подоб­ные пред­меты могут напо­ми­нать нам о духов­ных собы­тиях нашей жизни и о тех обе­ща­ниях, кото­рые мы давали Гос­поду: росто­вая (имен­ная) икона при Кре­ще­нии, кре­щаль­ная одежда, вен­чаль­ные иконы. И, конечно, остри­жен­ные с нашей головы волосы в честь нашего отре­че­ния от гре­хов­ного свое­во­лия и под­чи­не­ния благой и пре­муд­рой воле Божьей, напо­ми­нают нам о реши­мо­сти оста­вить преж­нюю, гре­хов­ную жизнь. Поэтому иногда свя­щен­ник даже вкла­ды­вает их в воск (иначе они просто раз­ле­тятся) и при­кле­и­вает к иконе.

Влияет ли длина и густота волос на голове чело­века на спа­се­ние?

Спа­се­ние чело­века зави­сит от того, насколько пра­вильно и активно он к нему стре­мится. Спа­стись может и чело­век с длин­ными и густыми воло­сами на голове, и чело­век с ред­кими и корот­кими, и совер­шенно лысый чело­век. Исто­рия знает немало зло­деев как с пыш­ными шеве­лю­рами и длин­ными боро­дами, так и с отсут­ствием тако­вых, кото­рые, что есте­ственно, не были при­чис­лены Цер­ко­вью к лику святых. Впро­чем, если особое вни­ма­ние чело­века к своей шеве­люре вызвано гре­хов­ными побуж­де­ни­ями, то шеве­люра может слу­жить внеш­ним мар­ке­ром его гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния, а гре­хов­ное рас­по­ло­же­ние, как известно, пре­пят­ствует вос­хож­де­нию по лествице духов­ных совер­шенств. На Спа­се­ние влияют наши поступки, слова, мысли и стрем­ле­ние ко Христу.

Всегда ли свя­щен­ники носили длин­ные волосы, как это было при­нято до рево­лю­ции и, зача­стую, дела­ется сейчас?

Не всегда. На осно­ва­нии 21 пра­вила Трулль­ского собора (VII век) воз­можно сде­лать вывод о том, что раньше миряне «рас­тили» волосы, а духо­вен­ство стригло их. В част­но­сти, данное пра­вило пред­пи­сы­вало низ­ло­жен­ным, но рас­ка­яв­шимся свя­щен­но­слу­жи­те­лям стричься «по образу клира»; в про­тив­ном же случае – рас­тить волосы подобно миря­нам. Что каса­ется моды на длин­ные волосы, то, веро­ятно, про­изо­шло это не без вли­я­ния мона­ше­ства. Рас­про­стра­не­ние новых веяний про­ис­хо­дило посте­пенно и в какой-то мере сти­хийно.

Почему в древ­но­сти, а на Западе и позд­нее, свя­щен­ники выбри­вали макушку?

При­ческа кли­ри­ков пред­по­ла­гала выстри­же­ние волос сверху, на темени, и под­стри­же­ние их снизу «в круг». Свя­ти­тель Софро­ний Иеру­са­лим­ский (VI–VII века) писал: «Круг­ло­вид­ное остри­же­ние волос на главе свя­щен­ника озна­чает тер­но­вый венец, а двой­ной венец, обра­зу­е­мый воло­сами, изоб­ра­жает чест­ную главу вер­хов­ного Апо­стола, кото­рую в насмешку остригли ему не уве­ро­вав­шие и кото­рую бла­го­сло­вил Хри­стос». На латыни такого рода стрижка (выстри­жен­ное в форме круга место на голове) назы­ва­лась tonsura («стрижка, обстри­га­ние»). На Руси выстри­жен­ная маковка кли­ри­ков тоже была рас­про­стра­нена и полу­чила назва­ние гуменцо. Это слово обра­зо­вано от «гумно», кото­рое озна­чает вычи­щен­ную и выров­нен­ную часть земли, пред­на­зна­чав­шу­юся чаще всего для молотьбы хлеба. В про­сто­ре­чии свя­щен­ни­че­ское гуменцо име­но­ва­лось попо­вой плешью. Сверху выстри­жен­ное место при­кры­ва­лась шапоч­кой спе­ци­аль­ного покроя, ску­фьей. Со вре­ме­нем гуменцо исчезло с голов пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, однако про­изо­шло это не сразу. Так, напри­мер, в своих вос­по­ми­на­ниях свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский (XIX век), рас­ска­зы­вал, что он еще встре­чал старых кли­ри­ков с гумен­цом. Поэтому можно ска­зать, что вла­со­ра­ще­ние пере­жило долгий период сосу­ще­ство­ва­ния с усто­яв­шейся прак­ти­кой выстри­гать маковку.

Стригли ли волосы во вре­мена Вет­хого Завета?

У егип­тян было при­нято брить лицо и стричь волосы на голове (Быт.41:14). Изра­иль­тянки, как и жители Асси­рии и Вави­ло­нии, носили длин­ные волосы. Назо­реи, посвя­тив­шие себя Гос­поду, не должны были стричь волосы либо на период обета (Числ.6:5), либо вообще нико­гда (Суд.13:5). Осталь­ные изра­иль­ские муж­чины, как пра­вило, не сбри­вали волосы совсем (Иез.8:3), носили волосы сред­ней длины (Иез.44:20), время от вре­мени уко­ра­чи­вали волосы (2Цар.14:26). Впро­чем, неко­то­рые отдель­ные муж­чины, напри­мер, Авес­са­лом (2Цар.14.26) имели длин­ные волосы. Волосы ста­ра­тельно ума­щи­ва­лись мазями и елеем (Пс.22:5, Еккл.9:8). Зако­ном запре­ща­лись неко­то­рые виды стрижки волос, свя­зан­ные с язы­че­скими куль­то­выми обря­дами (Лев.19:27; Лев.21:5; Втор.14:1) или при­ня­тые у других наро­дов, напри­мер, у арабов, кото­рых нередко назы­вали «стри­гу­щими волосы на висках» (Иер.9:26; Иер.25:23; Иер.49:32). Остри­жен­ные волосы у жен­щины были при­зна­ком того, что она совер­шила пре­лю­бо­де­я­ние.

Что озна­чают слова апо­стола Павла: «Не сама ли при­рода учит нас, что, если муж отпус­кает волосы, – то для него это бес­че­стье; а жена, если отпус­кает волосы, – то для нее это слава, потому что волосы даны ей вместо покры­вала?» (1Кор.11:14-15)

Мысль апо­стола, по тол­ко­ва­нию блаж. Фео­фи­лакта, заклю­ча­ется именно в том, что длин­ные волосы явля­ются знаком покры­вала и под­чи­не­ния. Жен­щина растит волосы в знак доб­ро­воль­ного под­чи­не­ния мужу, так как Гос­подь поста­вил мужа ей главой. Для жен­щины отра­щи­вать волосы – честь. Для муж­чины же – бес­че­стие рас­тить волосы, так как через это он при­ни­мает вид жен­щины и знак под­чи­не­ния. 

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки