Волосы

***

Во́лосы. «Не сама ли при­рода учит нас, что, если муж отпус­кает волосы, – то для него это бес­че­стье; а жена, если отпус­кает волосы, – то для нее это слава, потому что волосы даны ей вместо покры­вала?» (1Кор.11:14).

В 379 году в дове­рие к св. Гри­го­рию Бого­слову, архи­епи­скопу Кон­стан­ти­но­поль­скому, втёрся Максим (Ирон), фило­соф киник. Ока­за­лось, что ариане хотели ночью тайно руко­по­ло­жить его во епи­скопа и изгнать Гри­го­рия, борца за Пра­во­сла­вие. «Пра­во­слав­ные вторг­лись в цер­ковь, руко­по­ла­га­ю­щие и руко­по­ла­га­е­мый со стыдом убе­жали, хотя хиро­то­ния не была еще окон­чена; окан­чи­вали ее в част­ном доме какого-то флей­ти­ста. Гри­го­рий Бого­слов теперь ото­звался очень резко об Ироне, сказав, что Максим не сде­лался ничем: ни епи­ско­пом, ни фило­со­фом, ни стри­жен­ной соба­кой [ки́ник, от греч. кю́он, кион – «собака»]. Максим нико­гда не стригся; но так как, на осно­ва­нии слов ап. Павла [если муж растит волосы, то это бес­че­стье для него (1Кор 11:14)], хри­сти­ане сты­ди­лись боль­ших волос, то при посвя­ще­нии (даже в малую фелонь) волоса обстри­га­лись. Духов­ные лица носили корот­кие волосы, как ныне армян­ское духо­вен­ство; длин­ные волосы счи­та­лись предо­су­ди­тель­ными для про­стых хри­стиан и тем более для духов­ных лиц. Потер­пев в Кон­стан­ти­но­поле неудачу, Максим отпра­вился в Египет <…>, потом в Рим. [Папа] Дама́с не хотел его слу­шать и даже запо­до­зрил даже не его епи­скоп­ство, а прямо хри­сти­ан­ство: «Да хри­сти­а­нин ли он?», – назы­вая его comatus («нося­щий волосы»)» (Боло­тов В. В. Лекции по исто­рии Древ­ней Церкви. Т. IV. Пг., 1918. С. 107). «По смыслу 21 пра­вила Трулль­ского собора можно сде­лать заклю­че­ние, что ранее миряне носили волосы, а духо­вен­ство стригло их, – совсем про­ти­во­по­ложно тому, что́ ныне наблю­да­ется!»

21‑е пра­вило Трулль­ского собора пред­пи­сы­вало низ­ло­жен­ным, но рас­ка­яв­шимся свя­щен­но­слу­жи­те­лям: «…да стри­гутся по образу клира». При­ческа кли­ри­ков пред­по­ла­гала выстри­же­ние волос сверху, на темени, и под­стри­же­ние их снизу «в круг». Св. Софро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский (VII в.): «Круг­ло­вид­ное остри­же­ние волос на главе свя­щен­ника озна­чает тер­но­вый венец». На Руси выстри­жен­ная маковка кли­ри­ков полу­чила назва­ние гумёнцо (ст.-слав. гоумь­ньце). Слово «гуменцо» обра­зо­вано от слова «гумно», кото­рое озна­чает вычи­щен­ную и выров­нен­ную часть земли, пред­на­зна­чав­шу­юся чаще всего для молотьбы хлеба. В про­сто­ре­чии свя­щен­ни­че­ское гуменцо име­но­ва­лось попо­вой плешью. Латин­ское tonsura — стрижка, обстри­га­ние. Сверху «плешь» при­кры­ва­лась спе­ци­аль­ного покроя шапоч­кой, ску­фьей.

Что каса­ется моды на длин­ные волосы, то пришла она, веро­ятно, из Греции и про­изо­шло это «не без вли­я­ния мона­ше­ства». Рас­про­стра­не­ние новых веяний про­ис­хо­дило посте­пенно и сти­хийно, без спе­ци­аль­ных на то рас­по­ря­же­ний. И прежде чем пол­но­стью вытес­нить преж­ний обычай, вла­со­ра­ще­ние пере­жило долгий период сосу­ще­ство­ва­ния с усто­яв­шейся прак­ти­кой выстри­гать маковку (вплоть до XVIII века, к сере­дине XIX-го о гуменце у нас знали немно­гие).

к.ф.н. Ю.И. Рубан

***

См. БОРОДА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки