Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Покровение головы

Аудио-версия статьи

***

Покрове́ние головы́ – рели­ги­озно моти­ви­ро­ван­ная прак­тика покры­тия головы голов­ным убором, беру­щая начало в Ветхом Завете, имев­шая (и име­ю­щая) мно­же­ство реги­о­наль­ных и локаль­ных отли­чий на про­тя­же­нии всей исто­рии хри­сти­ан­ства.

pokrovenie golovy - Покровение головы

Исто­рия тра­ди­ции

Тра­ди­ция покрова головы при каких-либо свя­щен­но­дей­ствиях и молитве явля­ется общей для всех древ­них семит­ских наро­дов, а также прочих наро­дов Пло­до­род­ного полу­ме­сяца (реги­она на Ближ­нем Востоке от Египта на юго-западе, через Левант и вдоль долин Тигра и Евфрата вплоть до Басры и Пер­сид­ского залива). Данная тра­ди­ция рас­про­стра­ня­лась не только и не столько на женщин, сколько на вообще всех веру­ю­щих. Покры­тие головы сим­во­ли­зи­ро­вало трепет, страх, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, сми­ре­ние. Пер­во­свя­щен­ники и свя­щен­ники Вет­хого Завета покры­вали головы спе­ци­аль­ными голов­ными убо­рами. Прак­тика молит­вен­ного покры­тия головы (כִּסּוּי רֹאשׁ, киссуй рош) как для мужчин, так и для женщин до сих пор оста­ется частью бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции иуда­изма.

В Ветхом Завете мы нахо­дим сле­ду­ю­щие сви­де­тель­ства о покры­тии головы жен­щи­ной:

«И ска­зала рабу: кто этот чело­век, кото­рый идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это гос­по­дин мой. И она взяла покры­вало и покры­лась» (Быт.24:65) – в данном отрывке речь идет о Ревекке, неве­сте пра­отца Исаака.

«…и поста­вит свя­щен­ник жену пред лицо Гос­подне, и обна­жит голову жены, и даст ей в руки при­но­ше­ние вос­по­ми­на­ния, — это при­но­ше­ние рев­но­ва­ния, в руке же у свя­щен­ника будет горь­кая вода, наво­дя­щая про­кля­тие» (Чис.5:18) – опи­сы­ва­ется испы­та­ние невер­но­сти жены, из цитаты сле­дует, что испы­ту­е­мая жен­щина изна­чально нахо­дится на тер­ри­то­рии храма с покры­той голо­вой, но впо­след­ствии голова обна­жа­ется.

В Новом Завете содер­жится един­ствен­ный отры­вок, посвя­щен­ный покры­тию головы:

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что вся­кому мужу глава — Хри­стос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, моля­щийся или про­ро­че­ству­ю­щий с покры­тою голо­вою, посты­жает свою голову. И всякая жена, моля­ща­яся или про­ро­че­ству­ю­щая с откры­тою голо­вою, посты­жает свою голову, ибо это то же как если бы она была обри­тая. Ибо если жена не хочет покры­ваться, то пусть и стри­жется; а если жене стыдно быть остри­жен­ной или обри­той, пусть покры­ва­ется. Итак муж не должен покры­вать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Анге­лов». (1Кор.11:2-10).

Надо отме­тить, что апо­стол Павел пишет не для иудеев, а для хри­стиан. Кроме того, можно отме­тить, что на момент жизни апо­стола Павла былая еврей­ская тра­ди­ция покры­тия головы на молитве как муж­чи­нами, так и жен­щи­нами сошла на нет. В част­но­сти, на фрес­ках сина­гоги в Дура-Евро­пос (конец II в. – начало III в.) еврей­ские муж­чины уже изоб­ра­жа­ются без голов­ных уборов. Тра­ди­ция ноше­ния голов­ных уборов оста­ется лишь за жен­щи­нами, а также особо бла­го­че­сти­выми муж­чи­нами и муж­чи­нами высо­кого соци­аль­ного поло­же­ния. Отча­сти, отказ от голов­ных уборов во время молитвы мог быть связан с элли­ни­за­цией еврей­ского народа, что также ска­за­лось и на прак­тике ноше­ния корот­ких стри­жек у мужчин, вместо длин­ных волос (что под­твер­жда­ется неко­то­рыми рекон­струк­ци­ями обли­ков древ­них иудеев, в част­но­сти, рекон­струк­ции иссле­до­ва­теля Ричарда Нива). Опять же, при­во­ди­мое ниже апо­сто­лом Павлом в пример отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной в каче­стве нега­тив­ной харак­те­ри­стики также соот­вет­ствует довольно позд­ней тра­ди­ции уже элли­ни­зи­ро­ван­ного иуда­изма («иуда­изма рас­се­я­ния»). В част­но­сти, для древ­него Изра­иля отра­щи­ва­ние волос муж­чи­ной могло зна­ме­но­вать особый обет Богу, посвя­ще­ние себя Богу (как в случае с судьей Сам­со­ном). В част­но­сти, во вре­мена апо­стола Павла суще­ство­вала тра­ди­ция назо­рей­ства (ивр. ‏נָזִיר‏‎ [назир] «посвя­щён­ный Богу»), о кото­рой упо­ми­нают такие авторы как Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100). Однако, ещё раз заме­тим: хри­сти­ан­ство не есть транс­фор­ми­ро­ван­ный иуда­изм рубежа завер­ше­ния вре­мени дей­ствия Вет­хого Завета и начала дей­ствия Нового. Хри­сти­ан­ству при­сущи свои рели­ги­озно-обря­до­вые нормы и своя рели­ги­озно-обря­до­вая сим­во­лика.

Между тем, о том, что жен­щине необ­хо­димо покры­вать голову на молитве и в жизни писали Тер­тул­лиан1 (155/156 – 220240), свт. Гри­го­рий Бого­слов2 (325–389), свт. Иоанн Зла­то­уст3 (ок. 347 – 14 сен­тября 407) и многие другие ране­хри­сти­ан­ские писа­тели. В свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции ноше­ние платка жен­щи­ной явля­ется сим­во­лом ее покор­но­сти – доб­ро­де­тели под­чи­нен­ного лица. Муж­чи­нам же (не  имеем в виду свя­щен­но­слу­жи­те­лей) нельзя носить голов­ной убор в храме по при­чине того, что они являют собой для жен­щины образ Самого Бога. Об этом, в част­но­сти, пишет один из вели­чай­ших Отцов Церкви, свт. Иоанн Зла­то­уст: «Итак, покры­тие есть знак покор­но­сти и под­чи­не­ния; оно побуж­дает смот­реть вниз, сми­ряться и соблю­дать доб­ро­де­тель, ибо доб­ро­де­тель и честь под­чи­нен­ного состоят в том, чтобы пре­бы­вать в послу­ша­нии. Мужу не пред­пи­сы­ва­ется делать это, ибо он есть образ Самого Гос­пода; а жене спра­вед­ливо пред­пи­сы­ва­ется»4.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции покры­тие своей головы явля­ется нор­ма­тив­ным обра­зом моля­щейся жен­щины, а также нор­ма­тив­ным ико­но­гра­фи­че­ским обра­зом женщин-святых.

В Сред­ние века и позже покры­ва­ние головы плат­ком или иным голов­ным убором сви­де­тель­ство­вало о бла­го­на­деж­но­сти жен­щины, ее бла­го­че­стия, и данная норма при­ме­ня­лась не только отно­си­тельно хра­мо­вого бого­слу­жеб­ного про­стран­ства, но и отно­си­тельно обы­ден­ной жизни в прин­ципе. Непо­кры­тая голова жен­щины трак­то­ва­лась как ее при­над­леж­ность или к низ­шему сосло­вию, или к про­фес­сиям низ­кого рода.

Изме­не­ния отно­ше­ния к ноше­нию голов­ного убора жен­щи­ной (отмена обя­за­тель­ного ноше­ния голов­ного убора в пуб­лич­ном про­стран­стве) насту­пили в эпоху позд­него Модерна (вторая поло­вина XIX века – сере­дина и конец XX века) и явля­ются срав­ни­тельно недав­ним в исто­ри­че­ском изме­ре­нии явле­нием.

Совре­мен­ное состо­я­ние и прак­тики в разных хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях

Во многих хри­сти­ан­ских дено­ми­на­циях суще­ствует тра­ди­ция ноше­ния жен­щи­ной голов­ного убора в храме и/или во время пуб­лич­ного бого­слу­же­ния. Однако, раз­ли­ча­ются отдель­ные реги­о­наль­ные тра­ди­ции ноше­ния подоб­ного эле­мента одежды, общие тре­бо­ва­ния и жест­кость отно­си­тельно их соблю­де­ния. В част­но­сти, чем более тра­ди­ци­онно ори­ен­ти­ро­вана община, тем более стро­гими явля­ются тре­бо­ва­ния как к факту ноше­ния, так и к формам голов­ного убора. Это каса­ется в том числе и соблю­де­ния этни­че­ских и реги­о­наль­ных тра­ди­ций. Так, напри­мер, индий­ские хри­сти­анки носят не клас­си­че­ский платок или севе­ро­аме­ри­кан­ский чепец (одежда кон­сер­ва­тив­ных про­те­стан­ток), а свой наци­о­наль­ный вари­ант платка – дупатта.

Так, среди набож­ных коптов до сих пор сохра­ня­ется тра­ди­ция не только ноше­ния платка жен­щи­ной, но и сокры­тия лица особым полот­ном чер­ного цвета, что внешне может напо­ми­нать мусуль­ман­скую жен­скую одежду.

В ста­ро­об­ряд­че­стве (в боль­шин­стве согла­сий) при­нято ноше­ние белого непро­зрач­ного платка, кото­рый фик­си­ру­ется англий­ской булав­кой или закол­кой под под­бо­род­ком.

Неко­то­рые кон­сер­ва­тив­ные про­те­стант­ские общины (напри­мер, амиши) обя­зы­вают женщин носить голов­ные уборы не только во время бого­слу­же­ния, но и в повсе­днев­ной жизни. Тако­выми голов­ными убо­рами высту­пают чепец или капор.

В Запад­ной Европе, Север­ной и Латин­ской Аме­рике помимо платка доста­точно раз­вита тра­ди­ция ноше­ния шляпок, иногда выпол­ня­ю­щих лишь деко­ра­тив­ную функ­цию (в таком случае боль­шая часть волос оста­ется не покрыта, а сама шляпка выпол­няет роль поло­жен­ного жен­щине голов­ного убора).

В совре­мен­ной Греции и на Кипре тра­ди­ция ноше­ния голов­ного убора жен­щи­ной в пра­во­слав­ных храмах прак­ти­че­ски сошла на нет, как пра­вило, жен­щине доста­точно иметь корот­кую стрижку или акку­ратно при­бран­ные волосы. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция наблю­да­ется во многих совре­мен­ных про­те­стант­ских дено­ми­на­циях. 

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви обще­при­ня­той прак­ти­кой явля­ется покры­тие головы в храме и во время пуб­лич­ной молитвы жен­щи­нами, вне зави­си­мо­сти от их воз­раста, соци­аль­ного ста­туса и семей­ного поло­же­ния. При это форма и тип голов­ного убора не нор­ми­ро­ваны и могут быть любыми (хотя, в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев это платок). В рамках домаш­ней молитвы или вне­бо­го­слу­жеб­ных при­ход­ских актив­но­стей жен­щины могут как покры­вать, так и не покры­вать голову, в зави­си­мо­сти от при­ня­той на при­ходе прак­тики.


При­ме­ча­ния:

1 Тер­тул­лиан. О жен­ских укра­ше­ниях; Об оде­я­нии женщин.

2 Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов. Жен­щина

3 Нико­лай Нико­ла­е­вич Шаб­лев­ский. Тол­ко­ва­ние слов свя­того Апо­стола Павла «ὀφείλει ἡ γυνὴ ἐξουσίαν ἔχειν ἐπι­̀ τῆς κεφαλῆς δια­̀ τοὺς ἀγγέλους» (1Кор.11:10) в свете Быт 6:1–4 // Хри­сти­ан­ское чтение. 2018. №1. 

4 Кано­ни­че­ские нормы и выска­зы­ва­ния святых отцов о воло­сах.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки