Вознесение Господне

Вознесе́ние Госпо́дне –

1) пере­се­ле­ние / пере­ме­ще­ние Гос­пода Иисуса Христа (по чело­ве­че­скому есте­ству) с земли на Небо, в Дом Отца, состо­яв­ше­еся по завер­ше­нии Им дела Искуп­ле­ния чело­века, на 40‑й день по Вос­кре­се­нии (Лк.24:50-52 и Деян.1:9-12);
2) дву­на­де­ся­тый Цер­ков­ный Празд­ник, уста­нов­лен­ный в честь Воз­не­се­ния Спа­си­теля, тор­же­ственно отме­ча­е­мый на 40‑й день после Пасхи).

voznesenie gospodne 1 - Вознесение Господне

Какие собы­тия вспо­ми­на­ются в празд­ник Воз­не­се­ния Гос­подня?

В день Воз­не­се­ния Гос­подня Цер­ковь вспо­ми­нает собы­тия, про­изо­шед­шие через 40 дней после того, как Иисус Хри­стос вос­крес. После Вос­кре­се­ния Спа­си­тель не раз являлся своим уче­ни­кам, укреп­ляя их веру и готовя к соше­ствию на них Свя­того Духа, совер­шив­ше­гося вскоре по Воз­не­се­нии, в день Пяти­де­сят­ницы. В день Воз­не­се­ния Гос­подь собрал апо­сто­лов, вывел их «из города до Вифа­нии» (Лк.24:50), селе­ния, рас­по­ла­гав­ше­гося на Еле­он­ской горе. На Еле­он­ской горе Хри­стос бла­го­сло­вил их и стал воз­но­ситься на Небо. Во время Воз­не­се­ния Спа­си­тель был сокрыт обла­ком. При Его вос­хож­де­нии яви­лись два Ангела – они воз­ве­стили собрав­шимся людям (и в их числе апо­сто­лам) о гря­ду­щем Втором при­ше­ствии Христа (см. Деян.1:9-11).

Что было после Воз­не­се­ния Гос­подня?

По Воз­не­се­нии Хри­сто­вом апо­столы вер­ну­лись в Иеру­са­лим. Именно там через несколько дней на них сошел Святой Дух.

Какова крат­кая исто­рия празд­ника Воз­не­се­ния Гос­подня?

До конца IV века Воз­не­се­ние Гос­подне и Пяти­де­сят­ница были единым празд­ни­ком. Пяти­де­сят­ницу отме­чали не один день в году – это был целый период цер­ков­ного кален­даря. Когда Пяти­де­сят­ница стала само­сто­я­тель­ным празд­ни­ком, отдельно стали отме­чать и Воз­не­се­ние. Первые упо­ми­на­ния об этом можно встре­тить у свя­ти­теля Гри­го­рия Нис­ского и свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста.

Где по Воз­не­се­нии Своем пре­бы­вает Иисус Хри­стос?

Вос­крес­ший Иисус Хри­стос пре­бы­вает теперь с Отцом, «одес­ную Бога» (Мк.16:19; Деян.7:55). Ска­зать иначе, Хри­стос восшел пре­выше Небес (Еф.4:10). Это, конечно, не озна­чает, что ныне Спа­си­тель вне Земной Церкви. Как Бог, Он при­сут­ствует везде, в том числе в каждом хри­сти­а­нине; Тело и Кровь Иску­пи­теля доступны для потреб­ле­ния веру­ю­щими в Таин­стве Евха­ри­стии. Кроме того, Воз­не­се­нием Христа не исклю­ча­ется воз­мож­ность Его особых явле­ний част­ным лицам или же груп­пам лиц.

В «каком» Теле восшел на Небо Иисус Хри­стос?

Иисус Хри­стос взошел в Небес­ную Славу в пре­об­ра­жен­ном чело­ве­че­ском Теле. В том, кото­рое стра­дало и вос­кресло (по Вос­кре­се­нии плоть Спа­си­теля – про­слав­лен­ная).

Каковы глав­ные осо­бен­но­сти бого­слу­же­ния празд­ника Воз­не­се­ния Гос­подня?

Празд­ник про­дол­жа­ется десять дней: один день пред­праздн­ства, сов­па­да­ю­щий с отда­нием Пасхи, и восемь дней попраздн­ства. Отда­ние празд­ника бывает в пят­ницу седь­мой сед­мицы по Пасхе. От пер­вого дня Пасхи до отда­ния Воз­не­се­ния Гос­подня обла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей – крас­ного цвета.

Каковы глав­ные осо­бен­но­сти иконы Воз­не­се­ния Гос­подня?

Иконы Воз­не­се­ния Гос­подня, как пра­вило, четко соот­вет­ствуют единой ико­но­гра­фи­че­ской схеме. На иконах этого типа изоб­ра­жа­ются все две­на­дцать апо­сто­лов, между кото­рым – в центре – стоит Бого­ро­дица. Апо­столы или стоят, или пре­кло­нили колени. Фигура Христа тра­ди­ци­онно пишется в обрам­ле­нии облака славы, в сопро­вож­де­нии анге­лов. На неко­то­рых иконах есть инте­рес­ная деталь – на Еле­он­ской горе, откуда Спа­си­тель взошел на небеса, запе­чат­лен след от Его ноги.

Почему в ико­но­гра­фии Воз­не­се­ния наряду с про­чими апо­сто­лами изоб­ра­жа­ется апо­стол Павел?

Тра­ди­ция отме­чать на изоб­ра­же­ниях Воз­не­се­ния Гос­подня свя­того апо­стола Павла имеет доста­точно древ­нее про­ис­хож­де­ние. Такое ико­но­гра­фи­че­ское реше­ние исполь­зу­ется, напри­мер, в Еван­ге­лии Рав­вулы (586 г.).

Если сле­до­вать строго исто­ри­че­ской линии, можно поду­мать, что подоб­ное изоб­ра­же­ние не соот­вет­ствует дей­стви­тель­но­сти: ведь в первое время суще­ство­ва­ния Церкви Павел (Савл) был гони­те­лем хри­стиан и, конечно же, не при­сут­ство­вал при Воз­не­се­нии в числе бли­жай­ших уче­ни­ков Гос­пода Иисуса Христа, сви­де­те­лей этого чуда.

Между тем, ико­но­гра­фия, отоб­ра­жая это собы­тие, выхо­дит за рамки бук­валь­но­сти, вос­про­из­во­дит боль­шее, чем исто­ри­че­ский факт про­стран­ствен­ного пере­ме­ще­ния Мессии с земли в Дом Отца. Вос­про­из­ве­де­нием в общей группе апо­сто­лов апо­стола Павла под­чер­ки­ва­ется та несо­мнен­ная истина, что Воз­не­се­ние не было част­ным собы­тием из жизни Спа­си­теля и Его бли­жай­шего окру­же­ния, а имело зна­че­ние для всей Церкви.

Сам Хри­стос воз­ве­стил об этом в сле­ду­ю­щих словах: «если Я не пойду, Уте­ши­тель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин.16:7). День Соше­ствия Свя­того Духа на апо­сто­лов счи­та­ется одним из важ­ней­ших в исто­рии суще­ство­ва­ния Церкви, Днем Рож­де­ния Церкви. Иногда связь между Воз­не­се­нием и Соше­ствием Свя­того Духа в День Пяти­де­сят­ницы под­чер­ки­ва­лась в ранней ико­но­гра­фии через сов­мест­ное вос­про­из­ве­де­ние этих собы­тий. Напри­мер, под обла­ком славы, обрам­ля­ю­щим фигуру Воз­но­ся­ще­гося Христа, изоб­ра­жа­лась дес­ница Бога Отца (как бы выдви­га­ю­щейся из этого облака), а несколько ниже обо­зна­чался голубь, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Свя­того Духа; еще ниже изоб­ра­жа­лась Бого­ма­терь и апо­столы.

Цитаты о воз­не­се­нии

«Хри­стос – наш Глава, Он создал Цер­ковь, и если Он — наш Глава, то мы, как члены тела Его, должны тянуться к голове. Связь между голо­вой и телом нераз­де­лима, так и Цер­ковь Божия тянется к Небе­сам, бла­го­даря Воз­не­се­нию Христа. Хри­стос воз­несся на Небеса и нас совоз­но­сит вместе с Собою, сна­чала духовно, а потом воз­не­сет и телесно. Духов­ное наше воз­не­се­ние про­ис­хо­дит, когда наши души устрем­лены к Небе­сам на литур­гии. Воз­но­сятся к Богу наши умы, кото­рые начи­нают мыс­лить по-небес­ному.
Наша воля тоже начи­нает дей­ство­вать по-небес­ному. Наши тела ста­но­вятся при­частны небес­ной жизни через Святое При­ча­стие. Но это Воз­не­се­ние завер­шится и нашим личным воз­не­се­нием, как Вос­кре­се­ние Хри­стово завер­шится и нашим вос­кре­се­нием во плоти. Мы вос­крес­нем именно в этой нашей плоти, в кото­рой мы при­ча­ща­емся. Вос­кре­се­ние Хри­стово завер­шится именно тогда, когда мы вос­ста­нем во плоти, так и Воз­не­се­ние Хри­стово завер­шиться нашем воз­не­се­нием к Нему, когда ангелы Божии воз­не­сут нас на встречу Гря­ду­щему Христу, чтобы явился весь Хри­стос – Глава и Тело, чтобы все хри­сти­ане, соеди­нен­ные вокруг Христа Спа­си­теля верой, любо­вью, сер­деч­ным устрем­ле­нием соста­вили бы единое целое – Цер­ковь Божию, кото­рой обе­щана вечная жизнь за пре­де­лами вре­мени, там где живет сейчас Хри­стос. Именно поэтому для нас Воз­не­се­ние Хри­стово — радост­ный празд­ник, а не печаль­ный.
Это празд­ник нашего про­слав­ле­ния, празд­ник тор­же­ства и высо­чай­шего досто­ин­ства чело­века. Многие люди счи­тают чело­века комоч­ком грязи. На самом деле чело­век – это живое подо­бие Божие, кото­рое стало подо­бию бла­го­даря спа­се­нию. Чело­век носит на себе отпе­ча­ток Христа и при­зван жить там, где Бог. Как гово­рит апо­стол Павел: жизнь наша – Хри­стос, мы умерли вместе с ним. Поэтому наша жизнь сейчас скрыта со Хри­стом в Боге, а земная наша жизнь должна про­те­кать помимо нашего созна­ния, и нахо­диться там, где наша серд­це­вина – в Боге. Когда явится Хри­стос во славе, тогда и мы явимся вместе с Ним во славе. Таким обра­зом, Воз­не­се­ние дает нам зада­ние воз­не­стись на Небеса сна­чала умом, волей, чув­ствами, а затем — всей пол­но­той нашего чело­ве­че­ского суще­ства.
Воз­не­стись чем? Серд­цем, любо­вью, духов­ным настроем. Чтобы не ока­за­лось так, что мы веруем в Воз­не­се­ние Гос­подне, а сами, как чер­вяки, пол­заем по земле и только о земном думаем. Разве достойно нас, членов Воз­нес­ше­гося Христа, зака­пы­ваться исклю­чи­тельно в земных делах? Конечно, нет! Раз Хри­стос Воз­несся, то наши мысли, наша жизнь вся там, где Он Воз­нес­шийся. Наше сердце должно быть направ­лено к Воз­нес­ше­муся Христу, иначе Воз­не­се­ние Хри­стово к нам отно­ше­ния не имеет, так как мы сами себя отсе­каем от Живо­тво­ря­щего Тела. Поэтому да не будет такого с нами. Давайте же, напро­тив, выры­ваться из-под суеты, кото­рая затя­ги­вает нас. Давайте пом­нить, что Хри­стос воз­несся и нам про­ло­жил дорогу в Небо. Он вошел туда Пред­те­чей нашим, то есть идущим впе­реди. Значит нам туда дорога, нам дорога в Небо!».
свя­щен­ник Даниил Сысоев

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки