Двунадесятые праздники

Двунадеся́тые пра́здники – 12-ть важ­ней­ших (после Пасхи) годо­вых цер­ков­ных празд­ни­ков, свя­зан­ных с Еван­гель­ской исто­рией и исто­рией Церкви.

dvunadesjatye prazdniki - Двунадесятые праздники

Почему дву­на­де­ся­тые празд­ники полу­чили такое назва­ние?

Впер­вые поня­тие дву­на­де­ся­тые празд­ники в совре­мен­ном смысле появи­лось в 19 веке в рус­ской Литур­гике в книге прот. Г. Деболь­ского.

В Типи­коне исполь­зу­ется термин вели­кие празд­ники.

Опре­де­ле­ние «дву­на­де­ся­тые» про­ис­хо­дит от цер­ков­но­сла­вян­ского коли­че­ствен­ного чис­ли­тель­ного «два­на­де­сять» – «две­на­дцать». Отсюда: два­на­де­ся­тый, дву­на­де­ся­тый.

Как клас­си­фи­ци­ру­ются дву­на­де­ся­тые празд­ники?

А) По содер­жа­нию дву­на­де­ся­тые празд­ники раз­де­ля­ются на Гос­под­ские и Бого­ро­дич­ные.

Гос­под­ские празд­ники уста­нов­лены Цер­ко­вью во славу Гос­пода Иисуса Христа и отра­жают важ­ней­шие собы­тия из Его земной жизни. К ним отно­сятся:

  1. Рож­де­ство Хри­стово (25 декабря / 7 января),
  2. Кре­ще­ние Гос­подне (6 января / 19 янв.),
  3. Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (6 авгу­ста / 19 авг.),
  4. Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня (14 сен­тября / 27 сент.),
  5. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (дата празд­но­ва­ния зави­сит от даты Пасхи),
  6. Воз­не­се­ние Гос­подне (дата празд­но­ва­ния зави­сит от даты Пасхи),
  7. Пяти­де­сят­ница (День Святой Троицы) (дата празд­но­ва­ния зави­сит от даты Пасхи). 

В свою оче­редь Бого­ро­дич­ные празд­ники посвя­щены про­слав­ле­нию Божьей Матери и отра­жают собы­тия из земной жизни Пре­свя­той Девы Марии:

  1. Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы (8 / 21 сен­тября),
  2. Вве­де­ние во Храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (21 ноября / 4 декабря),
  3. Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (25 мар. / 7 апр.),
  4. Сре­те­ние Гос­подне (2 / 15 фев.),
  5. Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (15 / 28 авг.).

Заме­тим, что празд­ник Сре­те­ния Гос­подня и празд­ник Бла­го­ве­ще­ния нередко интер­пре­ти­ру­ются как Гос­под­ско-Бого­ро­дич­ные.

Б) По поло­же­нию в системе празд­ни­ков цер­ков­ного года дву­на­де­ся­тые празд­ники раз­де­ля­ются на «непо­движ­ные» (непе­ре­хо­дя­щие), то есть име­ю­щие фик­си­ро­ван­ную дату, и на «подвиж­ные» (пере­хо­дя­щие), то есть при­вя­зан­ные к пас­халь­ному циклу.

Какие дву­на­де­ся­тые празд­ники входят в число непо­движ­ных (непе­ре­хо­дя­щих)?

  1. Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы (8 / 21 сент.),
  2. Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня (14 / 27 сент.),
  3. Вве­де­ние во Храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (21 ноябр. / 4 дек.),
  4. Рож­де­ство Хри­стово (25 декабря / 7 января),
  5. Бого­яв­ле­ние, или Кре­ще­ние Гос­подне (6 / 19 янв.),
  6. Сре­те­ние Гос­подне (2 / 15 фев.),
  7. Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (25 мар. / 7 апр.),
  8. Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (6 / 19 авг.) и
  9. Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (15 / 28 авг.).

Какие дву­на­де­ся­тые празд­ники входят в число подвиж­ных (пере­хо­дя­щих)?

«Подвиж­ными» име­ну­ются 3 празд­ника:

  1. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (в воскр., пред­ше­ству­ю­щее Пасхе),
  2. Воз­не­се­ние Гос­подне (40‑й день от Пасхи, всегда в чт.) и
  3. День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскр.).

Когда в Церкви сфор­ми­ро­ва­лась система дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков?

С древ­них времен святые отцы осо­бенно выде­ляли неко­то­рые празд­ники, посвя­щен­ные важ­ней­шим собы­тиям земной жизни Иисуса Христа. До X в. таких празд­ни­ков было меньше 12. В более позд­ние вре­мена назы­ва­лось 12 и более празд­ни­ков (в част­но­сти, празд­ник Тайной вечери, празд­ник Новой недели – Уве­ре­ния Фомы), причем их состав менялся. Окон­ча­тельно система дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков сфор­ми­ро­ва­лась в литур­ги­че­ской прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви к XVI–XVII векам.

Какова бого­слу­жеб­ная осо­бен­ность дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков?

Бого­слу­же­ние, свя­зан­ное с дву­на­де­ся­тыми празд­ни­ками, отли­ча­ется особой тор­же­ствен­но­стью.

В каких бого­слу­жеб­ных книгах нахо­дятся после­до­ва­ния дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков?

Гим­но­гра­фи­че­ские после­до­ва­ния непе­ре­хо­дя­щих дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков содер­жатся в Минее, пере­хо­дя­щих – в Три­о­дях Пост­ной и Цвет­ной, а также в отдель­ных изда­ниях.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки