Всем ли надо подавать милостыню?

1. Высший идеал даёт нам Хри­стос: «Про­ся­щему у тебя дай, и от хотя­щего занять у тебя не отвра­щайся» (Мф.5:42). «Бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас (Мф.5:44)». «Будьте мило­серды, как и Отец ваш мило­серд» (Лк.6:36). «Истинно говорю вам: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» (Мф.25:34–40). 

2. Мило­стыня может быть в трёх  формах — мате­ри­аль­ная (пища, одежда, кров), душев­ная (состра­да­ние, уте­ше­ние), духов­ная (при­об­ще­ние к Богу). В любой ситу­а­ции мы можем помо­литься за нуж­да­ю­ще­гося или хотя бы поздо­ро­ваться с ним. 

3. Любая доб­ро­де­тель тре­бует рас­суж­де­ния. Оно бывает есте­ствен­ное (осно­ван­ное на чело­ве­че­ском опыте и разуме) и бла­го­дат­ное (дару­е­мое Богом). 

Мы даём мило­стыню про­ся­щему, про­яв­ляя любовь к нему, лишая его необ­хо­ди­мо­сти идти на пре­ступ­ле­ние ради денег. Если же он обма­ны­вает нас и тратит деньги на злое, то это уже его грех.

С другой сто­роны, по словам прот. Сергия Прав­до­лю­бова: «Когда ты про­сишь, Гос­подь тебе подает, и ты не всегда упо­треб­ля­ешь это на только полез­ное, но бывает так, что и не на полез­ное. Поэтому нечего тебе осуж­дать и дру­гого чело­века, своего ближ­него. Подай денежку и успо­койся – выполни еван­гель­ское слово». Ведь часто недо­стат­ками других людей мы просто оправ­ды­ваем свое жесто­ко­сер­дие.

Даже водка может быть благом для алко­го­лика, если он замер­зает от холода.

4. Ни что не мешает нам жерт­во­вать всем, но в той мере, кото­рая нам рас­су­дится лучшей. Если про­ся­щий вызы­вает у нас боль­шие подо­зре­ния, а общаться с ним неко­гда, то вполне можно дать незна­чи­тель­ную сумму и помо­литься за него.

Если мы видим, что про­ся­щему деньги могут при­не­сти вред, то лучше купить ему еду.

5. Полезно помо­гать нуж­да­ю­щимся не только разово, но и посто­янно. Не огра­ни­чи­вайте своё мило­сер­дие лишь незна­ко­мыми людьми в обще­ствен­ных местах, такая прак­тика обычно при­во­дит к сомне­ниям и сму­ще­нию о том, смог ли ты реально помочь чело­веку…

Часто люди помо­гают незна­ко­мым, а нуж­да­ю­щихся ближ­них не заме­чают. Бывает, что пред­при­ни­ма­тель жерт­вует разным людям, а своим работ­ни­кам платит гроши.

6. Не огра­ни­чи­вай­тесь бла­го­тво­ре­нием лишь тем, кто просит, помо­гите и тем, кто ещё пыта­ется сам найти себе про­пи­та­ние, напри­мер, роясь в помойке.

7. Если можете, спро­сите имя нуж­да­ю­ще­гося — про­явите к нему ува­же­ние. Не прячьте взгляд, даже если вы спе­шите, обра­щай­тесь без занос­чи­во­сти и высо­ко­ме­рия.

Не сле­дует соче­тать свои дары с уко­рами отно­си­тельно его образа жизни и нра­во­уче­ни­ями. Помо­гать надо просто, без стрем­ле­ния поучать чело­века. Советы можно давать только уже узнав чело­века и полю­бив его, имея с его сто­роны какое-то дове­рие, с молит­вой и внут­рен­ним сми­ре­нием.

8. Помо­гая людям, не ждите от них бла­го­дар­но­сти – тво­рите все ради любви Хри­сто­вой.  «Тако да про­све­тится свет ваш пред чело­веки, яко да видят ваша добрая дела и про­сла­вят Отца вашего, иже на небе­сех» (Мф. 5:16).

Жертва – это про­яв­ле­ние любви. Даже, если мы поте­ряем какую-то сумму денег, пожерт­во­вав её не тому, кто остро нуж­да­ется, то эту любовь у нас точно никто не отни­мет.

9. С осто­рож­но­стью отно­си­тесь к денеж­ной помощи незна­ко­мым жен­щи­нам с мла­ден­цем на руках (могут усып­лять детей алко­го­лем), оди­но­ким детям (соби­рают деньги для роди­те­лей-туне­яд­цев), инва­ли­дам (могут быть рабами для сбора денег) и цыга­нам (рас­про­стра­няют нар­ко­тики).

***

Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог (2Кор.9:7).

«Будем делать добро всем, а наи­паче своим по вере» (Гал.6:10).

Дидахе, глава 1:
«5. Вся­кому, про­ся­щему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все пода­ва­емо было из Его даров. Блажен дающий по запо­веди, ибо он непо­ви­нен. Горе при­ни­ма­ю­щему, ибо если кто, имея нужду, при­ни­мает, тот будет непо­ви­нен, если же (кто при­ни­мает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: под­верг­шись же заклю­че­нию, испы­тан будет отно­си­тельно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст послед­него кодранта.
6. Но и о сем также ска­зано: пусть мило­стыня твоя запо­теет в руках твоих, пока ты не узна­ешь, кому дать».

свт. Васи­лий Вели­кий, письмо 145, к Амфи­ло­хию
«При­со­во­ку­пил же к сему, что не на себя должно брать раз­да­я­ние имения, но пору­чить тому, на кого воз­ло­жено рас­по­ря­жаться делами бедных. И сие под­твер­дил местом из Деяний, что, про­да­вая имения свои и при­нося, «пола­гали к ногам Апо­сто­лов», и ими «каж­дому дава­лось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:35). Ибо, гово­рил он, нужна опыт­ность, чтобы раз­ли­чить истинно нуж­да­ю­ще­гося и про­ся­щего по любо­с­тя­жа­тель­но­сти. И кто дает угне­тен­ному бед­но­стию, тот дает Гос­поду и от Него полу­чит награду; а кто ссу­жает вся­кого мимо­хо­дя­щего, тот бро­сает псу, кото­рый доку­чает своею без­от­вяз­но­стию, но не воз­буж­дает жало­сти своей нище­тою».

свт. Фила­рет Мос­ков­ский (Дроз­дов), Беседа пред обетом неко­то­рых сер­до­боль­ных вдов и при напут­ствии избран­ных для попе­че­ния о ране­ных и боль­ных дей­ству­ю­щей армии:
«Кто подал, или велел подать, нищему ломоть хлеба и стакан воды; и, пир­ше­ствуя за рос­кош­ным столом, не забо­тится, уто­лены ли дей­стви­тельно голод и жажда нищего, и не при­ни­мает в нем искрен­него чело­ве­ко­лю­би­вого уча­стия: тот да не спешит уве­рять себя, что уже при­об­рел право на цар­ствие небес­ное. Оце­нить цар­ствие небес­ное ценою ломтя хлеба и ста­кана воды зна­чило бы оце­нить слиш­ком дешево, и оскор­бить досто­ин­ство цени­мого.
Дело бла­го­тво­ре­ния, сде­лан­ное без рас­су­ди­тель­ного и сер­деч­ного уча­стия в бед­ству­ю­щем, есть тело без души: и не имеет истин­ного досто­ин­ства пред судом Христа, кото­рого закон духо­вен, и Кото­рый по закону духов­ному и судит.
Если кто и удо­вле­тво­ри­тель­ную и обиль­ную многим подал мило­стыню; но сделал сие с жела­нием иметь славу бла­го­тво­ри­теля; тако­вый подал мило­стыню своему тще­сла­вию: не трудно рас­су­дить, много ли должен ему Хри­стос за то, что он сделал для себя, а не для Христа».

прот. Олег Сте­няев:
«Каждый чело­век имеет гра­ницы ответ­ствен­но­сти, очер­чен­ные рукою Бога. Они тоже под­ска­зы­вают нам пра­виль­ную иерар­хию: кому мы помо­гаем в первую оче­редь, кому во вторую, кому в третью. Гра­ница ответ­ствен­но­сти, очер­чен­ная рукой Бога для каж­дого чело­века, – это, прежде всего, его семья. Ска­зано: «Кто… о домаш­них не печется, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» (1Тим.5:8). Это – его народ. Ска­зано: «И раз­де­лил Гос­подь языки». Это – те люди, кото­рые при­над­ле­жат к его рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстра­и­ваем отно­ше­ния с людьми в бла­го­тво­ре­нии, исходя из пра­виль­ной иерар­хии пред­по­чте­ний, это очень разумно».

cвя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:
«Мило­стыня, тво­ри­мая ради Христа, ради любви к Нему, очи­щает от грехов важнее жертв, отвер­зает небеса важнее дев­ства, может сде­лать рав­ными апо­сто­лам».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки