Библиотеке требуются волонтёры

За что судить батюшку?

См. также: Почему свя­щен­ник так посту­пил свящ. К. Пар­хо­менко

Оглав­ле­ние

 

За что судить батюшку?

Обви­не­ние на пре­сви­тера
не иначе при­ни­май,
как при двух или трех сви­де­те­лях.

(1Тим.5:19)

Чело­веку, оце­ни­ва­ю­щему со сто­роны цер­ков­ную жизнь свой­ственно иде­а­ли­зи­ро­вать свя­щен­но­слу­жи­те­лей и на этой базе нахо­дить мно­го­чис­лен­ные «откло­не­ния от идеала».

Иде­а­ли­за­ция сво­дится:

  • к пред­став­ле­нию о клире, как о людях выс­шего аске­ти­че­ского (мона­ше­ского) подвига;
  • отри­ца­нию телес­ной пол­ноты;
  • отсут­ствию воле­вых качеств (свя­щен­ник должен быть тихим, ушед­шим в себя);
  • отри­ца­нием воз­мож­но­сти поль­зо­ваться мобиль­ным теле­фо­ном, хоро­шим авто­мо­би­лем, иметь бла­го­устро­ен­ную квар­тиру.

Иногда забы­вают, что суще­ствует раз­де­ле­ние на т.н. белое (состо­я­щие в браке) и черное (из мона­ше­ства) духо­вен­ство. До при­ня­тия сана чело­век должен либо жениться, либо до конца жизни оста­ваться без­брач­ным. Жена­тый свя­щен­ник, есте­ственно, может иметь детей и живёт в миру. Соот­вет­ственно, жить в затворе, имея семью, невоз­можно.

Что каса­ется пол­ноты, то чтобы уви­деть объ­ек­тив­ную кар­тину, посе­тите Епар­хи­аль­ное собра­ние и обра­тите вни­ма­ние, какой про­цент свя­щен­но­слу­жи­те­лей имеют избы­точ­ный вес. Отри­ца­тель­ные при­меры всегда бро­са­ются в глаза, даже если не упо­ми­нать о про­фес­си­о­наль­ных забо­ле­ва­ниях свя­щен­ни­ков – гипо­ди­на­мии, непра­виль­ном режиме пита­ния (напри­мер перед Литур­гией зав­тра­кать не поло­жено) и т.п.

Пред­став­ле­ние о сми­ре­нии, как подав­лен­но­сти явля­ется ложным. Управ­ле­ние храмом, как хозяй­ствен­ным субъ­ек­том, духов­ное руко­вод­ство боль­шим коли­че­ством при­хо­жан тре­бует от свя­щен­ника более лидер­ских, чем созер­ца­тель­ных качеств.

Зависть о чужих пожерт­во­ва­ниях (сокру­ша­ются же не те люди, кото­рые дарят авто­мо­били батюш­кам) явля­ется не более, чем отстра­нён­но­стью от цер­ков­ной жизни. Веру­ю­щие – это не только ста­рушки, жерт­ву­ю­щие 5 рублей на свечу (хотя эта жертва может быть весо­мее любого авто­мо­биля), но и биз­не­смены и круп­ные ком­па­нии. Как пра­вило, оплата треб и свечей состав­ляет отнюдь не самую боль­шую статью цер­ков­ного бюд­жета. В первую оче­редь, это деньги бла­го­тво­ри­те­лей.

Поставьте себя на место батюшки, кото­рого напра­вили слу­жить в про­вин­цию (а таких храмов боль­шин­ство!), где полу­раз­ру­шен­ный храм и ещё и детей нужно хотя бы про­кор­мить. Осо­бен­ность нашего вре­мени такова, что свя­щен­ник часто выпол­няет несвой­ствен­ные ему функ­ции: про­раба, иска­теля бла­го­тво­ри­те­лей, учи­теля, финан­си­ста.

Для объ­ек­тив­но­сти нужно отме­тить, что свя­щен­ники входят в Цер­ковь из нашего обще­ства, со всеми его недо­стат­ками. Мы же при­хо­дим в Цер­ковь, прежде всего к Богу, а не для того, чтобы лице­зреть недо­статки свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Каждый отве­тит за себя лично…

Будем вни­ма­тель­нее к своим грехам и помо­лимся о людях, кото­рые помо­гают нам обре­сти веру и утвер­диться в ней.

***

епи­скоп Ила­рион (Алфеев):
«По учению Церкви, нрав­ствен­ное несо­вер­шен­ство того или иного свя­щен­но­слу­жи­теля не влияет на дей­ствен­ность таинств, совер­шен­ных им, потому что при совер­ше­нии таинств он явля­ется лишь ору­дием Бога. Сам Хри­стос кре­стит людей, Сам совер­шает Евха­ри­стию и при­ча­щает их, Сам в таин­стве испо­веди отпус­кает им грехи. Свя­щен­ник в чине испо­веди гово­рит каю­ще­муся: «Вот, Хри­стос неви­димо стоит, при­ни­мая испо­ведь твою… я же только сви­де­тель, чтобы сви­де­тель­ство­вать перед Ним все, что ты ска­жешь». Однако, если Хри­стос по Своему без­гра­нич­ному мило­сер­дию терпит недо­стой­ных и пороч­ных слу­жи­те­лей в Церкви, как Он терпел Иуду среди апо­сто­лов, это не оправ­ды­вает самих свя­щен­но­слу­жи­те­лей, нося­щих сан не по праву. Будучи ору­дием, сви­де­те­лем и слу­жи­те­лем Бога, свя­щен­ник должен быть, насколько воз­можно, чист, непо­ро­чен и непри­ча­стен греху. Нрав­ствен­ное несо­вер­шен­ство кли­ри­ков, грехи и пороки духо­вен­ства всегда были болез­нью и бедой Церкви, так как они, хотя и не влияют на дей­ствен­ность таинств, тем не менее под­та­чи­вают авто­ри­тет Церкви в глазах людей, раз­ру­шают веру в Бога. Чаще всего о Боге судят по его слу­жи­те­лям, что вполне есте­ственно, так как свя­щен­ник явля­ется обра­зом Христа. И как горько иногда чело­веку уви­деть в свя­щен­нике вместо сочув­ствия рав­но­ду­шие, вместо любви непри­язнь, вместо нрав­ствен­ной чистоты рас­пу­щен­ность, вместо чест­но­сти лице­ме­рие. От чело­века, на груди кото­рого крест с изоб­ра­же­нием Христа, рас­пя­того за людей, ждут такого же состра­да­ния и такой же любви, как от Самого Христа. «Будь образ­цом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте», – гово­рит апо­стол Павел Тимо­фею, кото­рого он руко­по­ло­жил в сан епи­скопа (1Тим.4:12)».

Слово св. Иоанна Зла­то­уста, како подо­бает чтити Иерея

В при­хо­дах, где между пра­во­слав­ными много рас­коль­ни­ков, послед­ние обык­но­венно всеми мерами ста­ра­ются раз­лу­чить первых с Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью и для этого воору­жают их против свя­щен­ни­ков. Чуть заме­тят малей­ший про­сту­пок за пра­во­слав­ным пас­ты­рем, сейчас же и пошли повсюду тру­бить: «смот­рите, каков у вас пас­тырь: что делает, как живет? Разве можно такого слу­шать? можно на дух к такому ходить?» и т.д. И про­стецы из пра­во­слав­ных часто под­да­ются злым вну­ше­ниям против своих отцов духов­ных, остав­ляют их и от Церкви бегут и, ста­но­вясь рас­коль­ни­ками, вместе ста­но­вятся и сами хули­те­лями Иереев Хри­сто­вых. Чтобы злым хули­те­лям загра­дить уста, а вас, братие, уда­лить от их хуль­ных вну­ше­ний и клевет на пас­ты­рей, пред­ла­гаем вам выслу­шать сле­ду­ю­щее слово св. Зла­то­уста о том, како подо­бает чтить Иерея.
«Если Иерей, – гово­рит св. Зла­то­уст, – право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори: почему же он меня учит, а сам того не испол­няет? – На нем лежит обя­зан­ность учить всех, и если он не испол­няет, за это он Гос­по­дом осу­дится. А если ты не будешь слу­шать его, также осу­дишься, ибо так гово­рит Гос­подь: слу­шаяй вас, Мене слу­шает; а отме­та­яйся вас, Мене отме­та­ется; и иже вас хулит, Мене хулит. Не дело, братие, овцам хулить пас­тыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу при­но­сит; утром и вече­ром в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом раз­мыс­лите и почтите его, как отца. Ска­жешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неве­рен? А если ты верен, то тебе нисколько не повре­дит его недо­сто­ин­ство. «Бла­го­дать от Бога пода­ется. Иерей только уста отвер­зает, а творит все Бог». Не ясно ли отсюда, братие, что всеми свя­щен­ни­ками Бог дей­ствует, хотя бы и недо­стойны были. Раз­мыс­лите: кто нас спа­сает: свя­щен­ник или Бог? Кто нам подает бла­го­дать в таин­ствах? Кто при­ни­мает молитвы наши в церкви? Чье слово читает или гово­рит свя­щен­ник в храме? Оче­видно, Божие и, оче­видно, что все наше спа­се­ние в руки Гос­под­ней, а не свя­щен­ника. И притом: если уж ты под­линно хочешь спа­стись чрез свя­щен­ника, так ищи в таком случае свя­щен­ника без­греш­ного. А най­дешь ли тако­вого? Увы, все мы греш­ники от пер­вого до послед­него. Ник­тоже бо чист от скверны, аще и един день жития его на земли. Поэтому, чем свя­щен­ни­ков зази­рать, каковы бы они ни были, чем от свя­щен­ни­ков бегать и чрез них от Церкви, не лучше ли бежать от их хули­те­лей? Пока ты будешь в Церкви, то и с греш­ным свя­щен­ни­ком всегда, если захо­чешь, спа­сешься, а с хули­те­лями вне Церкви всегда про­па­дешь; ибо, как бы ни каза­лись они тебе святы, все-таки нико­гда не забы­вай, что нет у них ни Церкви, ни таинств, а, сле­до­ва­тельно, и бла­го­дати Божией.
Аминь.

О почи­та­нии свя­щен­ни­ков

На 2‑е Посла­ние к Тимо­фею беседа Зла­то­уста
Кто почи­тает свя­щен­ника, тот будет почи­тать и Бога, кто стал пре­зи­рать свя­щен­ника, тот посте­пенно дойдет когда-нибудь и до оскорб­ле­ния Бога. Иже вас при­ем­лет, сказал Гос­подь, Мене при­ем­лет (Мф.10:40); свя­щен­ни­ком Его, ска­зано в другом месте, воз­да­вай честь (Ср.: Чис.18:8). Иудеи стали пре­зи­рать Бога потому, что пре­зи­рали Моисея, что бро­сали в него камни. Кто бла­го­го­веет пред свя­щен­ни­ком, тот тем более будет бла­го­го­веть пред Богом. Хотя бы свя­щен­ник был нече­стив, но Бог, видя, что ты из бла­го­го­ве­ния к Нему почи­та­ешь даже недо­стой­ного чести, Сам воз­даст тебе награду. Если при­ем­ляй про­рока во имя про­роча, как гово­рит Гос­подь, мзду про­рочу при­и­мет (Мф.10:41), то, конечно, полу­чит награду и тот, кто ува­жает свя­щен­ника, слу­ша­ется его и пови­ну­ется ему. Если в деле стран­но­при­им­ства, когда ты не знаешь, кого при­ни­ма­ешь к себе, ты полу­ча­ешь такую награду, то тем более полу­чишь, когда будешь пови­но­ваться тому, кому пови­но­ваться пове­ле­вает Гос­подь. На Мои­се­еве седа­лищи, сказал Он, седоша… (Мф.23:2). Разве ты не знаешь, что такое свя­щен­ник? Он ангел Гос­пода. Разве свое гово­рит он? Если ты его пре­зи­ра­ешь, то пре­зи­ра­ешь не его, а руко­по­ло­жив­шего его Бога. А откуда, ска­жешь, известно, что Бог руко­по­ло­жил его? Но если ты не имеешь убеж­де­ния в том, то суетна твоя надежда; ибо, если Бог ничего не совер­шает чрез него, то ты ни Кре­ще­ния не имеешь, ни Таин не при­ча­ща­ешься, ни бла­го­сло­ве­ний не полу­ча­ешь, и, сле­до­ва­тельно, ты не хри­сти­а­нин. Как, ска­жешь, неужели Бог руко­по­ла­гает всех, даже и недо­стой­ных? Всех Бог не руко­по­ла­гает, но чрез всех Сам Он дей­ствует,— хотя бы они были и недо­стой­ными,— для спа­се­ния народа. Если для народа Он гово­рил чрез ослицу и Вала­ама, чело­века нече­сти­вого (Чис.22), то тем более — чрез свя­щен­ника. Чего не делает Бог для нашего спа­се­ния? Чего не изре­кает? Чрез кого не дей­ствует? Если Он дей­ство­вал чрез Иуду и чрез тех про­ро­ков, кото­рые гово­рят: не вем вас: оти­дите от Мене, дела­ю­щии без­за­ко­ние (Ср.: Лк.13:27; Мф.7:23) и кото­рые изго­няли злых духов, то тем более будет дей­ство­вать чрез свя­щен­ни­ков. Когда мы начи­наем иссле­до­вать жизнь началь­ству­ю­щих, то, значит, хотим сами быть руко­по­ла­га­те­лями учи­те­лей, и таким обра­зом извра­ща­ется все: ноги ста­но­вятся вверху, а голова внизу. Послу­шай Павла, кото­рый гово­рит: мне не велико <есть>… (1Кор.4:3) и еще: ты же почто осуж­да­еши брата твоего? (Рим.14:10). Если же не должно осуж­дать брата — тем более учи­теля. Если бы Бог пове­лел тебе это, то ты посту­пил бы хорошо, и грешил бы, если бы так не посту­пал, но если напро­тив — то не будь дерз­ким и не выходи из своих пре­де­лов. На Аарона, когда сделан был телец, вос­стали сообщ­ники: Корей, Дафан и Авирон — но что, не погибли ли они? Каждый — заботься о своих делах. Кто пре­по­дает непра­вое учение, того не слушай, хотя бы он был Ангел, а если кто пре­по­дает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова. Но, ска­жешь, свя­щен­ник не подает бедным и нехо­рошо управ­ляет делами. Откуда тебе это известно? Прежде, нежели узна­ешь досто­верно, не пори­цай, бойся ответ­ствен­но­сти. Многие осуж­дают по подо­зре­нию. Под­ра­жай твоему Гос­поду; послу­шай, что Он гово­рит: Сошед узрю, аще по воплю их… совер­ша­ются: аще же ни, да разу­мею (Быт.18:21). Если даже ты узнал, иссле­до­вал и видел, и тогда ожидай Судию, не пред­вос­хи­щай себе права Хри­стова; Ему при­над­ле­жит право судить, а не тебе; ты послед­ний раб, а не Гос­подь; ты — овца, не суди же пас­тыря, дабы не быть тебе нака­зану и за то, в чем обви­ня­ешь его. Но почему, ска­жешь, мне он гово­рит, а сам не делает? — Не сам он гово­рит. Если ты пови­нишься только ему,— то не полу­чишь награды; тебе запо­ве­дует Хри­стос. Что я говорю? Даже Павла не должно было бы слу­шаться, если бы он гово­рил что-нибудь от себя, что-нибудь чело­ве­че­ское, но должно слу­шаться его как Апо­стола, име­ю­щего в себе Христа, Кото­рый гово­рил чрез него. Не будем же судить чужие дела, а каждый свои; иссле­дуй лучше соб­ствен­ную жизнь. Но, ска­жешь, свя­щен­ник должен быть лучше меня. Почему? — Потому, что он свя­щен­ник. Чего же он не имеет более, нежели ты? Трудов ли, опас­но­стей, забот или скор­бей? Чем же он не лучше тебя, имея все это?.. Во всяком случае, если ты счи­та­ешь себя лучше дру­гого и не воз­ды­ха­ешь, не уда­ря­ешь себя в перси, не скло­ня­ешь головы, не под­ра­жа­ешь мытарю, то ты погу­бил себя, хотя бы ты был, дей­стви­тельно, лучше. Ты лучше дру­гого? Молчи же, дабы тебе остаться лучшим; а как скоро будешь гово­рить, то поте­ря­ешь все. Если будешь так думать о себе, то ты уже не таков; а если не будешь так думать, то при­об­ре­тешь еще более… Скажи мне: если ты, полу­чив рану, при­дешь в лечеб­ницу, то неужели вместо того, чтобы при­кла­ды­вать лекар­ство и лечить рану, ты ста­нешь узна­вать о враче, имеет ли он рану или не имеет? И если он имеет, то забо­тишься ли ты об этом? И потому, что он имеет ее, остав­ля­ешь ли ты свою рану без вра­че­ва­ния и гово­ришь ли: ему как врачу сле­до­вало быть здо­ро­вым, но так как он, будучи врачом, сам нездо­ров, то и я остав­ляю свою рану без вра­че­ва­ния? Так и здесь, если свя­щен­ник нехо­рош, будет ли это уте­ше­нием для под­чи­нен­ного? Нисколько. Он полу­чит опре­де­лен­ное нака­за­ние — полу­чишь и ты долж­ное и заслу­жен­ное. Учи­тель испол­няет только службу. Будут бо, гово­рит Писа­ние, еси научены Богом (Ин.6:45) и не рекут: познай Гос­пода: яко еси познают Мя от мала даже и до вели­кого их… (Иер.31:34). Для чего же, ска­жешь, зани­мает он такое место? Не будем, уве­ще­ваю вас, гово­рить худо об учи­те­лях, не будем рас­суж­дать о них, дабы не навре­дить самим себе; будем иссле­до­вать свои дела и ни о ком не отзы­ваться худо… В отце, хотя бы он имел бес­чис­лен­ное мно­же­ство сла­бо­стей, сын при­кры­вает все; не сла­вися, гово­рит Пре­муд­рый, в без­че­стии отца твоего, несть бо ти слава отчее без­че­стие: аще и разу­мом оску­де­вает, про­ще­ние имей (Сир.3:10,13). Если так гово­рится о плот­ских отцах, то тем более надо ска­зать об отцах духов­ных. Усты­дись: он каждый день служит тебе, пред­ла­гает чтение Писа­ния, для тебя укра­шает дом Божий, для тебя бодр­ствует, за тебя молится, за тебя пред­стоит и хода­тай­ствует пред Богом, за тебя творит про­ше­ния, для тебя совер­шает все свое слу­же­ние. Этого усты­дись, это пред­став­ляй и под­ходи к нему со всяким бла­го­го­ве­нием. Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хоро­ший разве сам сооб­щает тебе вели­кие блага? Нет! Все совер­ша­ется по твоей вере. И пра­вед­ный не при­не­сет тебе ника­кой пользы, если ты — неве­ру­ю­щий; и нече­сти­вый нисколько не повре­дит тебе, если ты — веру­ю­щий. Бог дей­ство­вал и чрез воров при кивоте, когда хотел спасти народ Свой. Разве жизнь свя­щен­ника или доб­ро­де­тель может совер­шить что-либо подоб­ное? Дары Божии не таковы, чтобы они зави­сели от свя­щен­ни­че­ской доб­ро­де­тели: все про­ис­хо­дит от бла­го­дати; дело свя­щен­ника — только отвер­зать уста, а все совер­шает Бог; свя­щен­ник же испол­няет только види­мые дей­ствия… Нет ни одного чело­века, кото­рый отстоял бы от дру­гого так далеко, как Иоанн (Кре­сти­тель) от Иисуса, и, однако, дух сошел на Него при Кре­ще­нии от Иоанна, дабы ты знал, что все устро­яет Бог, что все совер­шает Бог. Я хочу ска­зать нечто дивное, но вы не изум­ляй­тесь и не сму­щай­тесь. Что же такое? — При­но­ше­ние в Евха­ри­стии одно и то же, кто бы ни совер­шил его, Павел или Петр; оно то же самое, кото­рое Хри­стос пре­по­дал уче­ни­кам Своим, то же самое и ныне совер­шают свя­щен­ники; это нисколько не ниже того, ибо и это не люди освя­щают, а Сам Бог, освя­тив­ший его и тогда. Как слова, про­из­но­си­мые ныне свя­щен­ни­ком, суть те самые, кото­рые изрек Гос­подь, так и при­но­ше­ние есть то же самое; равно и Кре­ще­ние то же самое, кото­рое Он пре­по­дал. Так все зави­сит от веры… И это при­но­ше­ние есть Тело Хри­стово так же, как и то; а кто думает, что оно ниже того, тот не знает, что Хри­стос и ныне при­сут­ствует, и ныне дей­ствует.

Об обя­зан­но­стях свя­щен­ни­ков

Св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штад­ский
(Свя­щен­нику. Извле­че­ния из днев­ни­ко­вых тет­ра­дей)
Правда наша должна быть выше правды книж­ни­ков и фари­сеев (Ср.: Мф.5:20). — Не гне­ваться напрасно; при­но­сить Богу дары чистым, любя­щим серд­цем. Не смот­реть на женщин с вожде­ле­нием, не только не иметь с ними связей… Затво­рять чув­ства от соблаз­нов. Не раз­во­диться с женами. Ничем не клясться, а гово­рить только: ей, ей и ни, ни (Мф.5:37). Не отмщать за обиду, но все тер­петь и даже отда­ваться в волю оби­дя­щих. Про­ся­щим не отка­зы­вать; любить и врагов; мило­стыни не пода­вать с тем, чтобы за это сла­вили люди. Молиться без лице­ме­рия, искренно, внут­ренне; избе­гать в молитве мно­го­сло­вия. Читать больше: Отче наш. Отпус­кать другим погреш­но­сти. Во время поста не лице­ме­рить, не пока­зы­вать себя сету­ю­щим. Не скры­вать сокро­вищ, богат­ства на земле, но скры­вать на небе, чрез пода­я­ние мило­стыни. Хра­нить ум свет­лым — для бла­го­со­сто­я­ния духов­ной нашей жизни (чтобы не пре­ты­каться и не падать), как мы храним зрение для бла­го­со­сто­я­ния тела. Не раз­де­лять души своей между Богом и мамо­ною, а все пре­дать Богу. (А как мы недо­стойно молимся!). Не забо­титься о пище, питии, одежде… душа выше всего этого, а искать прежде Цар­ствия Божия и правды его: прочее будет непре­менно дано. Даже о зав­траш­нем дне не нужно забо­титься. Не осуж­дать других; не про­по­ве­до­вать святое Слово, не пре­по­да­вать Святые Таины псам и сви­ньям, то есть живу­щим в неис­цель­ном нече­стии, без надежды исправ­ле­ния, живу­щим невоз­дер­жанно. Про­сить о своих нуждах Бога, искать и тол­кать, то есть не отста­вать от Бога. Делать другим то, что себе хотим от других. Идти узким путем в Цар­ство Небес­ное. Узна­вать людей по плодам их. Тво­рить волю Отца Небес­ного, а не гово­рить только: Гос­поди! Гос­поди! – а дела­ю­щие без­за­ко­ния, хотя бы они были про­роки, хотя бы они выго­няли бесов и сде­лали много чудес, пойдут в муку вечную. — Все эти запо­веди нужно испол­нять, а не слу­шать только.

О цело­ва­нии руки свя­щен­нику

Св. Иоанн Зла­то­уст
(из тол­ко­ва­ния на Книгу про­рока Исаии) 
Блюдый руце свои не творит неправды. Спра­вед­ливо гово­рит: блюдый, потому что рукам не так вредят тер­нов­ник и острия колючки, как гре­хов­ные уколы, кото­рые уязв­ляют и ослаб­ляют душу. Велика сила рук для изли­я­ния молитв и для щед­ро­да­ре­ния бедным; они также уязв­ляют сатану, когда святые под­ни­ма­ются к Богу. Если ты жела­ешь ура­зу­меть силу рук, то посмотри на мужей и жен, целу­ю­щих руки свя­щен­ника. Почему они не целуют голову или иной член? Потому, что им (рукам) при­дана вели­кая сила, они — слу­жи­тель­ницы неиз­ре­чен­ных тайн, ими каждый воз­рож­да­ется к новой жизни. Смотри на апо­сто­лов: сколько и како­вые дела они совер­шили своими пре­чи­стыми руками: тогда воз­ло­жиша руце на ня, и прияша Духа Свя­таго (Деян.8:17). И теперь какую помощь и какие блага даруют нам святые руки свя­щен­ни­ков!

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки