Кто принимает вид апостолов Христовых

Не при­ка­сай­тесь к пома­зан­ным Моим…
(Пс. 104:15)

Исто­рия рели­гии знает сле­ду­ю­щий нази­да­тель­ный случай: в жур­нале “Eagle” в 1913 году был опуб­ли­ко­ван пам­флет бап­тист­ского пас­тора Дж. Росса “Неко­то­рые факты о само­зва­ном пас­торе Чарльзе Т. Рас­селе, осно­ва­теле Обще­ства Сто­ро­же­вой Башни”. Рассел предъ­явил в суд иск за кле­вету, но в ходе раз­би­ра­тель­ства дела вынуж­ден был при­знать, что его в пас­торы никто и нико­гда не руко­по­ла­гал. Каза­лось бы, Росс из зала суда вышел побе­ди­те­лем, но ведь сам бап­тизм был обра­зо­ван Джоном Смитом в 1633 году, т.е. всего лишь на 237 лет раньше обще­ства Чарльза Рас­села (“Иссле­до­ва­тели Библии”, 1870). Невольно воз­ни­кает, по край­ней мере, два вопроса: что такое закон­ное руко­по­ло­же­ние в Хри­сти­ан­стве, а также: имеют ли бап­тист­ские пас­торы апо­столь­ское пре­ем­ство? Обра­тимся к Библии.

После соро­ка­лет­него ски­та­ния по пустыне, вывел Моисей сынов Изра­и­ле­вых в землю обе­то­ван­ную. Но по воле Бога не дано было войти в неё Моисею. Умер пророк в земле Моавит­ской, оста­вив после себя пре­ем­ника. Из Библии мы узнаём, что пре­ем­ство бла­го­дати было уста­нов­лено Самим Богом: “И сказал Гос­подь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, чело­века, в кото­ром есть Дух и воз­ложи на него руку твою… и дай ему от славы твоей, чтобы слу­шало его всё обще­ство сынов Изра­и­ле­вых” (Числ. 27:18,29). Так и посту­пил пророк: “И Иисус, сын Навин, испол­нился духа пре­муд­ро­сти, потому что Моисей воз­ло­жил на него руки свои, и пови­но­ва­лись ему сыны Изра­и­левы и делали так, как пове­лел Гос­подь Моисею” (Втор. 34:9).

Но как в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена Бог Сам изби­рал про­ро­ков Изра­илю, так вопло­тив­шийся Бог Иисус Хри­стос даёт власть своим Апо­сто­лам: “…как послал Меня Отец, так и Я посы­лаю вас. Сказав это, дунул, и гово­рит: при­мите Духа Свя­того. Кому про­стите грехи, тому про­стятся; на ком оста­вите, на том оста­нутся” (Ин. 20:21–23).

Эту власть Гос­подь дал две­на­дцати уче­ни­кам и, впо­след­ствии, апо­столу Павлу. Послед­ний под­ви­зался в Хри­сто­вой Церкви и не создал другую, скажем, для языч­ни­ков. Другое дело, что в Пяти­де­сят­ницу Апо­столы были кре­щены Святым Духом: «…но вы при­мете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне сви­де­те­лями в Иеру­са­лиме и во всей Иудее и Сама­рии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эти же дары полу­чили в тот день ещё около трёх тысяч чело­век, кре­стив­шись во имя Иисуса Христа. Но власть про­щать или остав­лять грехи, постав­лять свя­щен­ство от имени Бога, дана только Апо­сто­лам.

Новые рели­ги­оз­ные дви­же­ния в своё оправ­да­ние при­во­дят немало сомни­тель­ных дово­дов, равно как и прак­ти­куют непра­виль­ный пере­вод или иска­жён­ное тол­ко­ва­ние биб­лей­ских тек­стов. Напри­мер, пере­вод “Нового Мира” Сви­де­те­лей Иеговы на рус­ский язык Деян.14:23 выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом: “Также они назна­чили им в каждом собра­нии ста­рей­шин, и после молитвы и постов вве­рили их Иегове, в кото­рого они уве­ро­вали”. Обра­тимся к гре­че­скому ори­ги­налу: «поло­жили, воз­ло­жили» и «руки». Но тогда, без­условно, верен сино­даль­ный пере­вод: “Руко­по­ло­жив же им пре­сви­те­ров к каждой церкви, они помо­ли­лись с постом и пре­дали их Гос­поду, в Кото­рого уве­ро­вали”. В других обособ­лен­ных от истин­ной Церкви сооб­ще­ствах свя­щен­ство и вовсе изби­ра­ется-руко­по­ла­га­ется чле­нами собра­ния.

Обычно ссы­ла­ются на вырван­ные из кон­тек­ста Писа­ния строки, где гово­рится о том, что в Иеру­са­лим­ской Церкви всё собра­ние выби­рало себе свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Однако эти выборы пред­ло­жили сами Апо­столы и затем: «…их поста­вили перед Апо­сто­лами, и сии, помо­лив­шись, воз­ло­жили на них руки» (Деян. 6:6). К тому же, Апо­стол Павел пишет Тимо­фею: «Рук ни на кого не воз­ла­гай поспешно» (1Тим. 5:22). Оче­видно, что руко­по­ла­гать пре­сви­те­ров Апо­стол Павел пору­чил епи­скопу Тимо­фею, а не собра­нию мирян.

С другой сто­роны, совер­шать свя­щен­но­дей­ствия, (впо­след­ствии неко­то­рые из них были названы Таин­ствами) опять же могли только законно руко­по­ло­жен­ные свя­щен­ники, но не миряне: «болен ли кто из вас? Пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров Церкви, и пусть помо­лятся над ним, пома­завши его елеем во имя Гос­подне, – и молитва веры исце­лит боля­щего и вос­ста­но­вит его Гос­подь; и если он соде­лал грехи, про­стятся ему» (Иак. 5:14–15).

Как же опре­де­лить Апо­столь­скую Цер­ковь, ведь многие лже­про­роки при­хо­дят под именем Хри­сто­вым и заяв­ляют о своей бого­из­бран­но­сти. Те же бап­ти­сты утвер­ждают, что и они имеют апо­столь­ское пре­ем­ство. «Дви­же­ние веры» и после­до­вав­шие за ними неопя­ти­де­сят­ники подо­шли к этой про­блеме ещё проще – любому из собра­ния Бог может «ска­зать»: «стань пас­то­ром или апо­сто­лом», жен­щи­нам в том числе.

Ответ им пре­дельно прост, ведь ещё в тре­тьем веке Тер­тул­лиан гово­рил: “Пусть они (ере­тики) пока­жут начала своих церк­вей!” Начала про­те­стант­ских церк­вей, в лучшем случае, можно про­сле­дить с шест­на­дца­того века, а неопя­ти­де­сят­ники и вовсе воз­никли в 20‑м.

Прак­ти­че­ски все «учре­ди­тели» новых хри­сти­ан­ских групп любят ссы­латься на Мф.18:19-20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согла­сятся на земле про­сить о всяком деле, то, чего бы ни про­сили, будет им от Отца Моего Небес­ного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Но при этом они забы­вают о других биб­лей­ских стихах: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблю­дали свя­щен­ни­че­скую долж­ность свою; а если при­сту­пит кто посто­рон­ний, предан будет смерти» (Числ. 3:10), и в Новом Завете: «И никто сам собою не при­ем­лет этой чести, но при­зы­ва­е­мый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4).

Но, может быть, любая группа людей, име­ну­ю­щих себя хри­сти­а­нами, вправе от имени Бога постав­лять себе свя­щен­но­слу­жи­те­лей? Иисус Хри­стос так отве­чает своим апо­сто­лам и всем хри­сти­а­нам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поста­вил вас…» (Ин. 15:15–16). Хри­стос Сам был Пас­тырь (Ин. 10:11,16) и поста­вил иных пас­ты­рей (Еф.4:11; 1Пет.5:1–5).

Гос­подь по Своему обе­то­ва­нию, даёт воз­мож­ность собран­ным во имя Христа молиться, изу­чать Библию или испол­нять песни о Боге. Но в само­чин­ных сооб­ще­ствах нет той пол­ноты бла­го­дат­ных даров, кото­рая живо­тво­рит Цер­ковь Апо­столь­скую. При этом Гос­подь раз­ными спо­со­бами ука­зы­вает путь к истин­ной Церкви, кото­рую создал, обещав Своим уче­ни­кам: «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф. 28:20).

Уче­ники Хри­стовы ушли из земной жизни, пере­дав от славы своей пре­ем­ни­кам, как в вет­хо­за­вет­ное время сделал по наказу Гос­пода Бого­ви­дец Моисей. Новый Завет не упразд­нил, но про­дол­жил эту тра­ди­цию, что под­твер­ждает апо­стол Павел: «Не неради о пре­бы­ва­ю­щем в тебе даро­ва­нии, кото­рое дано тебе по про­ро­че­ству с воз­ло­же­нием рук свя­щен­ства» (1Тим. 4:14).

Пре­ем­ствен­ный список пра­во­слав­ных иерар­хов
Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церкви

1 Андрей Пер­во­зван­ный, апо­стол 36 год (здесь и далее – время вступ­ле­ния)
2 Стахий, из уче­ни­ков Хри­сто­вых 37
3 Онисим 53
4 Поли­карп 67
5 Плу­тарх 84
6 Седе­кион (Седе­кия) 101
7 Диомен (Диоген) 110
8 Елев­фе­рий 125
9 Феликс 132
10 Афи­но­ген 137
11 Евзоий 141
12 Лав­рен­тий 157
13 Алипий 168
14 Пер­ти­накс 182
15 Олим­пион 201
16 Марк 212
17 Кириак I 225
18 Кистин (Кастин или Кон­стан­тин) 241
19 Тит (Тарат) 248
20 Доми­тиан (Доме­тий или„ Димит­рий) 283
21 Пров (святой) 308
22 Мит­ро­фан I 320
23 Алек­сандр I 330
24 Павел I Омо­ло­гит 353
25 Евсе­вий 353
26 Павел I (2 раз) 355
27 Маке­до­ний (ари­а­нин) 355
28 Павел I (в 3 раз) 355
29 Маке­до­ний (2 раз) 356
30 Павел I (4 раз) 359
31 Маке­до­ний (в 3 раз) 359
32 Евдок­сий 360
33 Ева­грий 371
34 Димо­фил, еретик 371
35 Гри­го­рий I Бого­слов 379
36 Нек­та­рий I, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский 381
37 Иоанн I Зла­то­уст 391
38 Арса­кий 404
39 Аттик 406
40 Сис­си­ний I 425
41 Несто­рий, еретик 428
42 Мак­си­миан 431
43 Прокл 434
44 Фла­виан Бла­жен­ный 446
45 Ана­то­лий 449
46 Ген­на­дий I 458
47 Акакий 471
48 Фла­ви­тас, Фла­виан, еретик 491
49 Евфи­мий Все­х­валь­ный 492
50 Маке­до­ний II 496
51 Тимо­фей 511
52 Иоанн II, Кап­па­до­киец 517
53 Епи­фа­ний 520
54 Анфим, еретик 535
55 Мина 537
56 Евти­хий 552
57 Иоанн III 565
58 Евти­хий (2 раз) 577
59 Иоанн IV, Пост­ник 582
60 Кириак II 595
61 Фома I 606
62 Сергий I 610
63 Пирр I 629
64 Павел II 641
65 Пирр I (2 раз) 645
66 Петр, еретик 655
67 Фома I Пого­нат 667
68 Иоанн V 669
69 Кон­стан­тин I 674
70 Феодор I 676
71 Геор­гий Кипр­ский 678
72 Феодор I (2 раз) 683
73 Павел III 686
74 Кал­ли­ник I 693
75 Кир 705
76 Иоанн IV 711
77 Герман I 714
78 Ана­ста­сий, ико­но­бо­рец 730
79 Кон­стан­тин II 754
80 Никита Кастрат 766
81 Павел IV 780
82 Тара­сий 785
83 Ники­фор I 806
84 Феодот, ико­но­бо­рец 815
85 Анто­ний I, ико­но­бо­рец 821
86 Иоанн VII Синкел 832
87 Мефо­дий Омо­ло­гита 842
88 Игна­тий 846
89 Фотий 858
90 Игна­тий (2 раз) 867
91 Фотий (2 р.) 877
92 Стефан I Пор­фи­ро­род­ный 886
93 Анто­ний II 893
94 Нико­лай I, мистик 895
95 Евфи­мий I Синкел 906
96 Нико­лай I (2 раз) 911
97 Стефан II 925
98 Трифон 928
99 Фео­фи­лакт 933
100 Поли­евкт 956
101 Васи­лий Ска­манд­рин 970
102 Анто­ний III Студит 974
103 Нико­лай Хри­со­верг 984–996

Пат­ри­арх Нико­лай Хри­со­верг поста­вил пер­вого Мит­ро­по­лита Киев­ского Миха­ила I – (988–991 годы).

Сло­во­со­че­та­ние «с воз­ло­же­нием рук свя­щен­ства» ука­зы­вает на то, что апо­стола Тимо­фея руко­по­ла­гали несколько свя­щен­ных лиц. Этот канон сохра­нился и в Пра­во­слав­ной Церкви: в руко­по­ло­же­нии епи­скопа обя­за­тельно участ­вуют не менее двух архи­ереев. Пред­ста­вим, что в исто­рии чело­ве­че­ства не то чтобы на день, но только лишь на минуту эта Цер­ковь пере­стала суще­ство­вать или стала «отступ­ни­че­ской», но тогда обе­то­ва­ние Христа: «…Я создам Цер­ковь Мою и врата ада не одо­леют её» (Мф. 16:18) ока­за­лось бы неис­пол­нен­ным – Цер­ковь одолел бы диавол.

Что каса­ется цер­ков­ной иерар­хии. Она была уста­нов­лена ещё в Древ­нем Изра­иле, поэтому вопрос «все ли Апо­столы? все ли про­роки? все ли учи­тели? все ли чудо­творцы?» (1Кор. 12:29) у пер­во­хри­стиан не вызы­вал недо­уме­ния – все знали и не под­вер­гали сомне­нию сле­ду­ю­щее: «Он поста­вил одних Апо­сто­лами, других про­ро­ками, иных Еван­ге­ли­стами, иных пас­ты­рями и учи­те­лями, к совер­шен­ство­ва­нию святых, на дело слу­же­ния, для сози­да­ния тела Хри­стова» (Еф. 4:11–12). Отме­тим: для сози­да­ния, а не рас­чле­не­ния тела Хри­стова!

Со сто­роны неа­по­столь­ских церк­вей мы слышим: за две тысячи лет учение Цер­кови первых хри­стиан было иска­жено и, потому, дескать, потре­бо­ва­лись новые церкви, кото­рые не запят­наны гре­хами. Осо­бенно подоб­ные утвер­жде­ния харак­терны для неоха­риз­ма­ти­че­ских общин, воз­ник­ших в конце 20-го – начале 21-го веков. Что можно отве­тить подоб­ным рев­ни­те­лям бла­го­че­стия?

Во-первых, Цер­ковь – непо­роч­ное Тело Хри­стово (Кол.1:24; Еф.5:27), грехи совер­шают её отдель­ные пред­ста­ви­тели. Во-вторых, самым весо­мым аргу­мен­том в этом споре служит Родо­сло­вие Гос­пода нашего Иисуса Христа – и до, и после царя Давида в нём были и греш­ники, и нече­сти­вые цари. Даже наи­муд­рей­ший Соло­мон под­дался стра­стям, взял жен ино­пле­мен­ни­че­ских и «…жёны его скло­нили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне пре­дано Гос­поду Богу своему, как сердце Давида, отца его» (3Цар. 11:4). Из Писа­ния нам также известно, что первым пас­ты­рем, согре­шив­шим пред Богом, был ни кто иной, как пер­во­свя­щен­ник Аарон: по просьбе народа он собрал золо­тые укра­ше­ния, отлил из них тельца и соору­дил жерт­вен­ник для покло­не­ния идолу (Исх. 32:2–5). Гре­шили и Апо­столы Хри­сто­вой Церкви, ведь нет чело­века, кото­рый пожи­вёт и не согре­шит (3Цар.8:46; 2Пар.6:36; Еккл.7:20).

Поэтому законно постав­лен­ное свя­щен­ство не зави­сит от соот­но­ше­ния числа греш­ных или бла­го­че­сти­вых людей, но опре­де­ля­ется апо­столь­ским пре­ем­ством. Свя­щен­ники – это люди из нашего чело­ве­че­ского обще­ства, а не постав­лен­ные из Рая ангель­ские суще­ства. Хули­те­лям же свя­щен­но­на­ча­лия, постав­лен­ного Богом в Церкви Хри­сто­вой, ещё в вет­хо­за­вет­ные вре­мена дал достой­ный ответ бого­вдох­но­вен­ный псал­мо­пе­вец Давид: «Не при­ка­сай­тесь к пома­зан­ным Моим, и про­ро­кам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15).


Лите­ра­тура:

  1. Библия (сино­даль­ный пере­вод), М., Рос­сий­ское Биб­лей­ское обще­ство, 1999.
  2. Библия (Пере­вод Нового Мира), Watchtower Bible, New York, 2001.
  3. «Меч духов­ный. Основы Пра­во­слав­ной веры в тол­ко­ва­ниях Нового Завета. Книга против сек­тан­тов. В помощь заблуж­да­ю­щимся». М, «Ковчег», 2003.
  4. Свящ. Олег Сте­няев «Диспут со Сви­де­те­лями Иеговы», М. «Лепта-Пресс», 2004.
  5. Сто­ро­женко А. И., Мака­рова А. М. «Сви­де­тели Иеговы. Псевдо­хри­сти­ан­ский деструк­тив­ный культ», СПб, ООО «Анонс», 2004.
  6. Диак. Джон Уайт­форд «Только одно Писа­ние?», Н. Нов­го­род, 2000.

http://missiaspb.narod.ru/

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки