Свя­щен­ник

См. раздел ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СВЯ­ЩЕН­НИКИ

***

Свяще́нник (иерей, пре­сви­тер) –1) сред­няя (вторая) сте­пень (чин, сан) свя­щен­ной иерар­хии (выше сте­пени диа­кона, но ниже сте­пени епи­скопа); 2) свя­щен­но­слу­жи­тель, обла­да­тель этой (второй) сте­пени свя­щен­ства.

В обя­зан­но­сти свя­щен­ника входит совер­ше­ние по данной ему бла­го­дати бого­слу­же­ний и таинств (за исклю­че­нием хиро­то­нии и освя­ще­ния мира и анти­мин­сов). Свя­щен­ник нахо­дится в под­чи­не­нии у архи­ерея.

***

Когда появи­лись первые свя­щен­ники из числа хри­стиан?

Цер­ков­ная иерар­хия имеет Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние, а Таин­ство Свя­щен­ства пошло от Самого Иисуса Христа (Еф.4:11). Он поста­вил Апо­сто­лов, кото­рые в послед­ствии руко­по­ла­гали свя­щен­но­слу­жи­те­лей для совер­ше­ния Евха­ри­стии, других таинств и бого­слу­же­ний, для управ­ле­ния цер­ков­ными общи­нами (2Тим 1:6).

Зачем нужны посред­ники в обще­нии между чело­ве­ком и Богом?

Пред­став­ле­ние о том, что свя­щен­ник – лишь посред­ник в обще­нии между Богом и чело­ве­ком, оши­бочно. Когда в обыч­ной жизни два чело­века обща­ются через посред­ника, между ними отсут­ствует личный кон­такт. Но чело­век может и должен сам общаться с Богом, и Новый Завет гово­рит о бли­зо­сти к людям Гос­пода. Бог ждет от нас этого обще­ния, Бог ждет от нас нашего духов­ного само­со­вер­шен­ство­ва­ния.
Что же каса­ется свя­щен­ни­ков, как совер­ши­те­лей Таинств, то это слу­же­ние осно­вано Хри­стом. Сам Гос­подь бла­го­сло­вил нашему зем­ному миру иметь свя­щен­ство. 

Кто был первым свя­щен­ни­ком из числа хри­стиан?

Это неиз­вестно. Но уже в книге Деяний упо­ми­на­ются «пре­сви­теры цер­ков­ные» в Эфесе, кото­рые не были епи­ско­пами, как ученик апо­стола Павла Тимо­фей. В древ­ней Церкви нередко сме­ши­ва­лись поня­тия «епи­скоп» и «пре­сви­тер», хотя иногда, напри­мер, в посла­ниях свя­того Игна­тия Бого­носца, эти поня­тия раз­ли­ча­лись. Глав­ным же При­ме­ром и Образ­цом ново­за­вет­ного свя­щен­ства и Пер­во­свя­щен­ни­ком с боль­шой буквы явля­ется Иисус Хри­стос, Кото­рый совер­шил вели­чай­шее жерт­во­при­но­ше­ние, при­неся в жертву Самого Себя для спа­се­ния чело­ве­че­ства.

Какие тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ются к буду­щему свя­щен­нику?

К свя­щен­ству могут быть допу­щены только лица муж­ского пола, испо­ве­ду­ю­щие Пра­во­слав­ную веру и име­ю­щие опыт цер­ков­ной жизни. Сте­пени свя­щен­ства можно про­хо­дить только после­до­ва­тельно: нельзя быть руко­по­ло­жен­ным сразу в свя­щен­ника, мино­вав сте­пень диа­кона. В свя­щен­ники могут быть руко­по­ло­жены как жена­тые первым браком (в брак они должны всту­пить еще до руко­по­ло­же­ния), так и без­брач­ные кан­ди­даты. После при­ня­тия сана всту­пать в брак запре­щено. В свя­щен­ники обычно руко­по­ла­гают не ранее 25-лет­него воз­раста. Также нужно иметь необ­хо­ди­мые знания и обла­дать высо­кими нрав­ствен­ными каче­ствами. См. Полный список тре­бо­ва­ний.

О чем должен заду­маться тот, кому пришла мысль о свя­щен­стве?

Жела­ние стать свя­щен­ни­ком должно быть обя­за­тельно свя­зано с реши­мо­стью отдать всего себя на слу­же­ние Богу и людям. Стрем­ле­ние к свя­щен­ству – это стрем­ле­ние к само­от­вер­же­нию, а не к власти, карьер­ному росту или мате­ри­аль­ному достатку. При­ня­тие свя­щен­ства – при­ня­тие доб­ро­воль­ного бре­мени, ведь на Страш­ном Суде свя­щен­ник будет отве­чать не только за себя, но и за тех людей, кото­рых ему вверил Гос­подь.

Какие Таин­ства может совер­шать свя­щен­ник?

Свя­щен­ник имеет право совер­шать шесть Таинств, а именно: Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, При­ча­ще­ние, Пока­я­ние, Еле­освя­ще­ние, Брак. Седь­мое же Таин­ство – Таин­ство Свя­щен­ства – может совер­шать только епи­скоп (при этом руко­по­ло­же­ние во епи­скопа могут совер­шать два епи­скопа и более). 

Почему свя­щен­ники могут про­щать грехи? Кто дал им такое право?

Это право апо­сто­лам дал Иисус Хри­стос: «Кому про­стите грехи, тому про­стятся; на ком оста­вите, на том оста­нутся» (Ин.20:23). Апо­столы через руко­по­ло­же­ние епи­ско­пов пере­дали им эту власть, а те – через руко­по­ло­же­ние – и свя­щен­ни­кам.

Почему свя­щен­ники не носят обру­чаль­ные кольца?

Обру­чаль­ные кольца явля­ются сим­во­лом при­над­леж­но­сти: муж­чина при­над­ле­жит опре­де­лен­ной жен­щине, жен­щина – опре­де­лен­ному муж­чине. Свя­щен­ник явля­ется лицом, посвя­щен­ным на особое слу­же­ние Богу. Таин­ство Свя­щен­ства в неко­то­ром смысле можно срав­нить с Таин­ством Брака. Так же, как при вен­ча­нии, кан­ди­дата в свя­щен­но­слу­жи­тели водят три раза вокруг пре­стола (в Таин­стве Брака моло­до­же­нов водят вокруг цен­траль­ного аналоя), поются те же пес­но­пе­ния, что и при вен­ча­нии: «Святи муче­ницы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…». Все это символ того, что душа свя­щен­ника как бы вен­ча­ется с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно слу­же­ние Гос­поду станет глав­ной целью жизни иерея в буду­щем. Знаком этого явля­ется тот факт, что моло­дому свя­щен­нику после пре­су­ществ­ле­ния Святых Даров дают подер­жать дискос с Телом Хри­сто­вым. Христу и только Ему свя­щен­ник будет теперь при­над­ле­жит все­цело, слу­жить всю жизнь. Потому свя­щен­ник и не носит обру­чаль­ного кольца. Его знак при­над­леж­но­сти – наперс­ный крест. 

Какие виды дея­тель­но­сти не реко­мен­до­ваны или запре­щены свя­щен­ни­кам?

Имея глав­ною целью своего слу­же­ния воз­рож­де­ние душ чело­ве­че­ских и веде­ние их к веч­ному Цар­ствию Божи­ему, свя­щен­ники не должны отвле­каться от дела­ния апо­столь­ского и тра­тить время на дела мир­ские. Суще­ствуют каноны, запре­ща­ю­щие виды дея­тель­но­сти, не сов­ме­сти­мые с высо­ким слу­же­нием, напри­мер: пре­да­ваться пьян­ству, участ­во­вать в азарт­ных играх и непо­треб­ных празд­не­ствах, под­ни­мать руку на чело­века (даже на про­ви­нив­ше­гося), зани­мать обще­ствен­ные и госу­дар­ствен­ные долж­но­сти, пре­бы­вать на воен­ной службе, зани­маться ростов­щи­че­ством и тор­гов­лей (осо­бенно алко­го­лем). Глав­ная цель таких тре­бо­ва­ний – огра­дить свя­щен­ника от всего, что может послу­жить соблаз­ном для окру­жа­ю­щих.

Как отно­ситься к свя­щен­нику, недо­стойно несу­щему свое слу­же­ние?

Нрав­ствен­ные тре­бо­ва­ния, кото­рые в Новом Завете пред­пи­саны всем хри­сти­а­нам, свя­щен­ник должен соблю­дать с особой тща­тель­но­стью, чтобы в нем всегда можно было видеть нрав­ствен­ный обра­зец (1Тим.4:12). Но свя­щен­ник – тоже чело­век, он тоже борется с грехом. В этой борьбе не всегда уда­ется одер­жи­вать победу. И если мы стал­ки­ва­емся с таким свя­щен­ни­ком, прежде всего, мы не должны его осуж­дать. Лучше помо­литься Богу о нем, чтобы Гос­подь дал ему силы испра­виться и достойно нести свое слу­же­ние. О грубых нару­ше­ниях можно сооб­щить епар­хи­аль­ному архи­ерею.

Могут ли Таин­ства, совер­ша­е­мые недо­стой­ным свя­щен­ни­ком, поте­рять «свою силу»?

Подвиж­ники учат, что если на воске сде­лать отпе­ча­ток золо­той или желез­ной печа­тью, то можно ли опре­де­лить по оттиску, какая была при­ме­нена печать? Так и свя­щен­ник, делая своё дело, может ли он ума­лить в Таин­стве Кре­ще­ния силу Духа Свя­того и сути самого таин­ства?

На бого­слу­же­нии гово­рится «Свя­щен­ницы Твои обле­кутся в правду, и пре­по­доб­нии Твои воз­ра­ду­ются…». А разве есть (было) в Пра­во­сла­вии жен­ское свя­щен­ство?

Цер­ков­но­сла­вян­ское слово «свя­щен­ницы» в пере­воде на совре­мен­ный рус­ский язык озна­чает «свя­щен­ники» (им. пад., мн. ч.), то есть: «Свя­щен­ники Твои обле­кутся в правду…».

Что вклю­чают в себя обла­че­ния свя­щен­ника?

Обла­че­ние свя­щен­ника состав­ляют под­риз­ник, епи­тра­хиль, пояс, поручи, фелонь. На груди, поверх рясы или обла­че­ний, свя­щен­ник носит иерей­ский наперс­ный крест.

Как обра­щаться к свя­щен­нику?

Формы обра­ще­ния: Ваше Пре­по­до­бие; отец (имя); батюшка – раз­го­вор­ная, неофи­ци­аль­ная форма обра­ще­ния.

***

См. АПО­СТОЛЬ­СКОЕ ПРЕ­ЕМ­СТВО, ИЕРАР­ХИЯ, ПАС­ТЫР­СКОЕ БОГО­СЛО­ВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки