Зачем нужны обряды?

Вла­ди­мир Легойда

«Любовь к Богу порож­дает кра­соту и чело­веч­ность обряда, вос­при­ни­ма­е­мого, как цветы, при­но­си­мые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть хри­сти­ан­ства – влюб­лен­ность в своего Бога и Гос­пода и тем самым ощу­ще­ние, что на земле оста­лось и живет Его Тело – Цер­ковь. Как же могут эти ощу­ще­ния не выра­зить себя во внеш­них дей­ствиях, кото­рые мы назы­ваем обря­дами?»
С.И. Фудель

Из письма в редак­цию:

…Я орга­ни­че­ски не выношу обря­дов, поскольку вос­при­ни­маю это как при­вне­се­ние искус­ствен­но­сти и фор­ма­лизма в духов­ную жизнь. Я ощущаю это как нож в спину есте­ствен­но­сти и дет­ской непо­сред­ствен­но­сти. (Пред­став­ляю, как отнес­лась бы моя жена к попытке регла­мен­ти­ро­вать нашу любовь.…)
Сергей Гор­ди­ев­ский, г. Москва

Ответ:

Я, так же как и Вы, не люблю фор­ма­лизма и искус­ствен­но­сти в духов­ной жизни. Вместе с тем, так ли уж пра­вильно счи­тать, что фор­ма­лизм и искус­ствен­ность при­вне­сены в Цер­ковь обря­дами?

Возь­мите для при­мера каж­де­ние в Пра­во­слав­ной Церкви. Конечно, если не знать смысла его, то кажется, что просто чело­век ходит по храму и машет какой-то желез­ной чашеч­кой на цепочке, а из чашечки валит дым – в общем, что-то там вос­ку­ряет. Да, еще при этом кла­ня­ется сто­я­щим в храме людям, а они кла­ня­ются ему в ответ. А ведь смысл этого про­стого дей­ствия – каж­де­ние перед обра­зом и подо­бием Божиим, кото­рым, согласно Библии, и явля­ется чело­век. Этому образу и кла­ня­ется свя­щен­ник или диакон. Из ува­же­ния к этому же образу в свя­щен­но­слу­жи­те­лях скло­няют головы и люди в церкви. Что пло­хого или искус­ствен­ного в этом обряде?

Обряды – это внеш­нее выра­же­ние внут­рен­него содер­жа­ния рели­ги­оз­ной тра­ди­ции. Без них не обхо­дится ни одна рели­гия. Более того, ни один веру­ю­щий чело­век не обхо­дится без обря­дов. Даже если кто-то не при­над­ле­жит к какой-либо кон­крет­ной рели­ги­оз­ной тра­ди­ции, у него все равно есть неко­то­рые внеш­ние формы выра­же­ния своих веро­ва­ний. И чем богаче внут­рен­ний мир веры, тем глубже, насы­щен­нее сим­во­лами будут и обряды.

И в этом смысле пра­во­слав­ные обряды намного богаче и выра­зи­тель­нее многих других рели­ги­оз­ных обря­дов. Срав­ните пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние, напри­мер, с язы­че­скими риту­аль­ными пляс­ками вокруг костра. Стоит ли объ­яс­нять, в какой тра­ди­ции внут­рен­нее содер­жа­ние богаче?

А фор­ма­лизм и искус­ствен­ность про­ис­те­кают изнутри, исхо­дят от самого чело­века, зави­сят от того, сколько сердца он вкла­ды­вает в ритуал.

Здесь важно пом­нить, что пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние не есть какое-то теат­раль­ное пред­став­ле­ние, кото­рое нужно посе­тить, непре­менно отме­титься. Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин ПРИ­НИ­МАЕТ УЧА­СТИЕ в службе, служит, если угодно, вместе со свя­щен­но­слу­жи­те­лями, вместе молится с ними Богу. И молитва эта очень тре­петна, дерз­но­венна и сильна. Чтобы убе­диться в этом, доста­точно хотя бы один раз все­рьез ПЕРЕ­ЖИТЬ Литур­гию, не «отсто­ять», не «при­сут­ство­вать на», а ПРО­ЖИТЬ. Почув­ство­вать, как Вашей личной моль­бой исхо­дит из сердца про­ше­ние екти­ньи «Да изба­виться нам от всякия скорби, гнева и нужды у Гос­пода просим». И вместе с хором повто­рить «Гос­поди, поми­луй!» Не знаю, как у Вас, а у меня почти каждый раз при этих словах сердце начи­нает радостно биться, а скор­чен­ная душа раз­во­ра­чи­ва­ется в надежде…

Конечно, Вы совер­шенно правы в том, что глупо и нелепо регла­мен­ти­ро­вать любовь. Только почему цер­ков­ные обряды для Вас явля­ются такой регла­мен­та­цией? Ведь Вы дарите жене цветы, подарки, ока­зы­ва­ете какие-то знаки вни­ма­ния. Этим Ваша любовь не исчер­пы­ва­ется, но ведь в этом она про­яв­ля­ется. И если Вы посто­янно дарите цветы (я, напри­мер, очень люблю дарить цветы своей жене), то вряд ли Ваша супруга укажет Вам на то, что в этом про­яв­ля­ется фор­ма­лизм и холод­ность Ваших с ней вза­и­мо­от­но­ше­ний.

А ведь если поль­зо­ваться Вашей логи­кой, то полу­ча­ется, что при встрече с людьми совсем не обя­за­тельно сни­мать шляпу, улы­баться, пожи­мать руку… Тоже ведь услов­но­сти, зачем этот пустой фор­ма­лизм?! Да, дружба не сво­дится к руко­по­жа­тию, но не здо­ро­ваться было бы тоже как-то странно. Так и в Церкви – обряды ни в коей мере не явля­ются цен­траль­ным содер­жа­нием пра­во­слав­ной веры, но ВНЕШНЕ вера про­яв­ля­ется в том числе и через ритуал.

фраг­мент статьи «Что мне не нра­вится в пра­во­сла­вии», журнал «Фома»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки