Церковные обряды: виды и значение

Оглав­ле­ние


Сла­вян­ское слово «обряд» само по себе озна­чает «наряд», «одежда» (можно вспом­нить, напри­мер, глагол «обря­жать»). Кра­сота, тор­же­ствен­ность, раз­но­об­ра­зие цер­ков­ных обря­дов при­вле­кают многих людей. Но Пра­во­слав­ная Цер­ковь, по выра­же­нию свя­того Иоанна Крон­штадт­ского, не зани­мает никого и не зани­ма­ется празд­ными зре­ли­щами. Види­мые дей­ствия имеют неви­ди­мое, но совер­шенно реаль­ное и дей­ствен­ное содер­жа­ние. Цер­ковь верует (и вера эта под­твер­ждена двух­ты­ся­че­лет­ним опытом), что все совер­ша­е­мые ею обряды имеют опре­де­лен­ное освя­ща­ю­щее, то есть бла­го­твор­ное, обнов­ля­ю­щее и укреп­ля­ю­щее дей­ствие на чело­века. Это дей­ствие Божией бла­го­дати.

Условно все обряды делятся на три вида:

  1. Обряды бого­слу­жеб­ные — свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые во время цер­ков­ных бого­слу­же­ний: елео­по­ма­за­ние, вели­кое освя­ще­ние воды, вынос святой пла­ща­ницы в Вели­кую пят­ницу и так далее. Эти обряды пред­став­ляют собой часть хра­мо­вой, бого­слу­жеб­ной жизни Церкви.
  2. Обряды сим­во­ли­че­ские выра­жают раз­лич­ные рели­ги­оз­ные идеи Церкви. К тако­вым, напри­мер, отно­сится крест­ное зна­ме­ние, кото­рое мы мно­го­кратно совер­шаем в вос­по­ми­на­ние крест­ных стра­да­ний Гос­пода нашего Иисуса Христа и кото­рое вместе с тем явля­ется реаль­ным ограж­де­нием чело­века от воз­дей­ствия на него злых демо­ни­че­ских сил и иску­ше­ний.
  3. Обряды, освя­ща­ю­щие житей­ские нужды хри­стиан: поми­но­ве­ние усоп­ших, освя­ще­ние жилищ, про­дук­тов, вещей и раз­лич­ных благих начи­на­ний: учебы, поста, путе­ше­ствия, стро­и­тель­ства и тому подоб­ное.

Зачем в Церкви так много обря­дов? Неужели нельзя слу­жить Богу просто, без лишних види­мых дей­ствий?

cвя­щен­ник Вале­рий Духа­нин

Вообще, чело­ве­че­ское мыш­ле­ние уже само по себе свя­зано с опре­де­лен­ными зна­ками и сим­во­лами, как спо­со­бами внеш­него выра­же­ния. Напри­мер, слово есть выра­жен­ная посред­ством звука мысль» а многие наши жесты есть выра­же­ние наших эмоций или нашего настро­е­ния. Тем более, когда речь идет об исти­нах мира духов­ного, выра­зить их в нашем мире можно только посред­ством сим­во­ли­че­ских дей­ствий — обря­дов. Напри­мер, сло­же­ние трех пер­стов есть испо­ве­да­ние еди­ного Бога Троицы, а осе­не­ние себя крест­ным зна­ме­нием есть испо­ве­да­ние крест­ной Жертвы Хри­сто­вой, бла­го­даря кото­рой побеж­дены дьявол и грех.

Каждый цер­ков­ный обряд воз­вы­шает нас над обы­ден­но­стью и помо­гает сопри­кос­нуться тем, что выше земных чувств и изме­ре­ний. Так, воз­жжен­ная свеча сим­во­ли­зи­рует наше молит­вен­ное горе­ние пред Богом и свет истин­ной веры, оза­ря­ю­щей сумерки мира. Как пре­красно молиться вече­ром при огне свечи или лам­пады! Окроп­ле­ние святой водой своего жилья есть при­об­ще­ние его к свя­тыни Церкви, известно, как после этого в домах, под­вер­жен­ных дей­ствию нечи­стой силы, все уми­ро­тво­ря­ется.

Обилие цер­ков­ных обря­дов сви­де­тель­ствует о богат­стве духовно-сим­во­ли­че­ской жизни Церкви. Види­мые бого­слу­жеб­ные дей­ствия и пред­меты цер­ков­ного быта заклю­чают в себе глу­бо­кие бла­го­дат­ные сим­волы, как выра­же­ние духовно совер­ша­ю­ще­гося в част­но­сти, каж­де­ние храма и моля­щихся людей святым лада­ном сим­во­ли­зи­рует обилие бла­го­дати Духа Свя­того, оби­та­ю­щего в храме и осе­ня­ю­щего моля­щихся. А пома­за­ние во время Все­нощ­ного бдения веру­ю­щих святым елеем озна­чает небес­ное бла­го­сло­ве­ние, пода­ва­е­мое на бого­слу­же­нии.

Ничто в бого­слу­же­нии не явля­ется слу­чай­ным — ни гим­но­гра­фия, ни види­мые дей­ствия. Ведь чело­веку свой­ственно стрем­ле­ние к твор­че­ству, и потому свои рели­ги­оз­ные чув­ства и мысли он выра­жает в молит­вах и пес­но­пе­ниях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуж­да­ется в куда мень­шем обос­но­ва­нии, нежели бытие души), то свои рели­ги­оз­ные чув­ства мы выра­жаем посред­ством покло­нов, коле­но­пре­кло­не­ний и уже упо­мя­ну­того крест­ного зна­ме­ния. А если доста­точно только в душе слу­жить Богу, то зачем Бог даро­вал нам еще и тело? Не напрасно в Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано: Про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божий (1Кор. 6:20).

Соблю­дая уже сло­жив­шу­юся тра­ди­цию, напри­мер, посе­ще­нием храма в поло­жен­ной одежде, мы выра­жаем наше ува­же­ние к храму и к тем, кто освя­тил эту тра­ди­цию соб­ствен­ной бла­го­че­сти­вой жизнью. Эти обряды соблю­дали не только святые подвиж­ники, но и цари, и зна­ме­ни­тые обще­ствен­ные дея­тели, и вели­кие ученые — после­дуем же за ними.

Один зна­ко­мый батюшка в метро как-то встре­тился с после­до­ва­те­лями секты сви­де­те­лей Иеговы — парнем и девуш­кой. Парень сразу же начал дока­зы­вать, что все наши обряды суть внеш­нее и ненуж­ное, что глав­ное, чтобы вера была в душе. Свя­щен­ник вни­ма­тельно выслу­шал, а затем искренно спро­сил: «Это ваша девушка? Навер­ное, вы любите друг друга? Может быть, ста­нете одной семьей?» Когда они одоб­ри­тельно кив­нули, батюшка обра­тился к девушке: «Если он вам дарит цветы и ока­зы­вает знаки вни­ма­ния, то не при­да­вайте этому ника­кого зна­че­ния — это все внеш­нее; и если он ста­ра­ется быть обхо­ди­тель­ным в своем обще­нии с вами, то тоже не обра­щайте вни­ма­ния, ведь это внеш­нее; и если он, гото­вясь к встрече с вами, следит за своим внеш­ним обли­ком, ста­ра­ется достойно выгля­деть, то это все тоже внеш­нее и ненуж­ное, а глав­ное, чтобы только в сердце была любовь». Глу­бо­кое недо­уме­ние и даже неболь­шое про­зре­ние теперь были видны на лицах моло­дых людей. Парень не нашел, что отве­тить, и кто знает, может быть, в глу­би­нах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заме­тим: в чело­ве­че­ском есте­стве душа тесно соеди­нена с телом, так что даже исклю­чи­тельно духов­ные чув­ства — вера, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, бого­по­чи­та­ние и другое выра­жа­ются вовне посред­ством види­мых обря­дов, знаков и дей­ствий.

Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2015

 

Каким должно быть наше уча­стие в цер­ков­ных обря­дах

Обря­до­вым формам их свя­щен­ное зна­че­ние сооб­щает молитва. Только через молитву дей­ствие ста­но­вится свя­щен­но­дей­ствием, а ряд внеш­них про­цес­сов — обря­дом. Не только свя­щен­ник, но и каждый из при­сут­ству­ю­щих должен внести свою лепту в совер­ше­ние обряда — свою веру и свою молитву.

Бла­го­дать, помощь, раз­лич­ные дары дает Бог, дает исклю­чи­тельно по Своей мило­сти. Но «как источ­ник не воз­бра­няет чер­пать жела­ю­щим, так и сокро­вище бла­го­дати никому из людей не воз­бра­няет быть его при­част­ни­ком» (пре­по­доб­ный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то маги­че­ских дей­ствий «выну­дить» Бога нис­по­слать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой про­сить. Свя­щен­ное Писа­ние о необ­хо­ди­мо­сти веры для молитвы гово­рит: «Да просит с верою, нимало не сомне­ва­ясь, потому что сомне­ва­ю­щийся подо­бен волне мор­ской, ветром под­ни­ма­е­мой и раз­ве­ва­е­мой. Да не думает такой чело­век полу­чить что-нибудь от Гос­пода» (Иак.1:6–7). Когда мы молимся Гос­поду, нужно верить в то, что Гос­подь все­мо­гущ, что Он может сотво­рить или даро­вать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он мило­стив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обра­щать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совер­ше­нии обряда будем не просто стоять рядом со свя­щен­ни­ком, но и сер­дечно молиться с верой, тогда и мы спо­до­бимся полу­чить от Гос­пода освя­ща­ю­щую бла­го­дать.

В чём смысл освя­ще­ния

Освя­ще­нием пра­во­слав­ные хри­сти­ане назы­вают обряды, кото­рые вво­дятся Цер­ко­вью в хра­мо­вую и личную жизнь чело­века, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его дея­тель­ность и все окру­же­ние его жизни нис­хо­дило бла­го­сло­ве­ние Божие. В основе мно­го­об­раз­ных цер­ков­ных молеб­нов лежит жела­ние оду­хо­тво­рить чело­ве­че­скую дея­тель­ность, совер­шать ее с Божией помо­щью и по Его бла­го­сло­ве­нию. Мы просим Гос­пода так напра­вить наши дела, чтобы они были угодны Ему и при­но­сили пользу ближ­ним, Церкви, Оте­че­ству и нам самим; бла­го­сло­вить наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, чтобы в них гла­вен­ство­вали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, при­над­ле­жа­щие нам вещи, овощи, выра­щен­ные на нашем ого­роде, вода из колодца через нис­шед­шее на них бла­го­сло­ве­ние Божие помо­гали нам в этом, защи­щали, укреп­ляли наши силы. Освя­ще­ние дома, квар­тиры, авто­мо­биля или какой-либо другой вещи есть сви­де­тель­ство, прежде всего, нашего упо­ва­ния на Бога, нашей веры в то, что ничего не про­ис­хо­дит с нами без Его святой воли.

Цер­ковь все необ­хо­ди­мое для чело­ве­че­ской жизни освя­щает молит­вой и бла­го­сло­ве­нием. Цер­ко­вью освя­ща­ется и вся при­рода, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки