Скрыть
Начальнику хора. Псалом Давида.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В кoнeц, псалом Давиду

Содержание: Настоящий псалом содержит в себе первоначальное учение, предлагаемое язычникам от лица Апостолов; потому и говорится, что и небо, и солнце, и прочие стихии, у язычников почитавшиеся великими богами, песнословят Творца своего.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, в песнех, псалом Давиду

Вместо сего: «в конец», некто говорит: Победодавцу; другой: победная песнь, а еще иной: на победу. Так как концом всякой борьбы бывает победа, которую имея в виду, вступающие в подвиги начинают ратоборство; то кажется мне, что выражение: «в конец» кратким речением возбуждает к усердию подвизающихся за добродетель на поприще жизни, чтобы, взирая на конец, т. е. на победу, надеждою получить венцы облегчали они труд подвижничества, что, как видим, и ныне бывает на ристалищах: венец, предварительно показываемый вступающим между собою в борьбу на поприщах, делает, что их тщательность о победе сильнее трудов, ожидающих в борьбе, но похищаемых из вида ожидаемою славою.

Поелику поприще для борьбы открыто всем, и поприщем служит обыкновенная человеческая жизнь, и на нем один сопротивник – порок, разнообразно в коварных нападениях преодолевающий ратоборствующих; то добрый пестун душ наперед для сего указует тебе на конец твоих подвигов, на украшение из венцев, на приветствие с победой, чтобы, взирая на этот конец, и ты опирался на Победодавца, и уготовлял себе победное провозглашение. Все же те понятия из учения о добродетели, какие из сего следуют, без сомнения, ясны для тех, которые по сему началу смотрят и на последующее. Ибо известно, что сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится из своего состава, и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством, как говорит Апостол (2Тим. 2:5), приобретший себе победу, которая есть конец подвигов.

А что еще надписывается вместе с выражением: «в конец»; то служит некоторым наставлением и советом к одержанию победы, и при помощи их не безуспешным остается то, о чем приложено старание. Ибо выражение: «о имущих измтенитися» (Пс. 68) предполагает претворение души в лучшее состояние; значение слова: «маелеф» (Пс. 52) возбуждает подвижника к сильному усердию, указуя на ликостояние после ожидающих нас трудов; ибо так объясняется прочими толковниками самое речение, и «маелеф» переводится словом: ликование. И сие: иметь в виду «тайное», сложить песнь о «возлюбленнем», петь о «заступлении утреннем», иметь пред очами «осьмой» день, взирать на «наследствующую», постараться стать вне сродства Кореева, и это важное повеление Давида: «да не растлиши», которое дал он оруженосцу, устремившемуся на убиение Саула – все сие советует нам слово в образец великодушия сделать столпописанием в душе каждого. И кто вникнет со тщанием, тот во всем сему подобном найдет, что это некие подвижнические уроки, делаемые подвижникам их наставником о том, как кому достигать конца, то есть победы. А также, если при выражении: «в конец» надписывается что либо историческое; то и сие к тому же клонится, а именно, чтобы мы историческими примерами паче укреплялись к борьбам. Вот смысл выражения: «в конец».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, псалом Давиду

От блаженнаго Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и естестве. «Не видимая бо Его», говорит Апостол, «от создания мира творенми помышляема видима суть» (Рим. 1:20); и еще: «егда бо языцы неимуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. 2:14). Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: «преступлений ради закон приложися, вчинен Ангелы рукою Ходатая» (Гал. 3:19). Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. «Закон бо духа жизни свободил мя есть», говорит он, «от закона греховнаго смерти» (Рим. 8:2). И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящаго растления. Посему «и в конец» отсылает нас псалом, предрекая в конце Новый Завет.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец псалом Давиду

И этот псалом имеет надпись: «к концу». Потому что Давид сочинил его в старости, когда имел в виду конец жизни. Или сказано: к концу, потому что пророчествует о том, что сбылось в конце времен. Ибо он заграждает здесь, по словам Афанасия, безбожие тех пустословов, которые смели говорить, что не Бог сотворил все, но само собою произошло.

У Феодорита сказано, что Давид излагает здесь три закона: первый естественный, чрез тварь проповедующий о Творце; второй данный Моисеем, доставляющей большее познание о Творце охотно внимающим ему; третий благодатный, совершенно очищающий души и освобождающий от настоящего тления. Посему то этот псалом и конец нам указывает, предвозвещая о новом завете в конце.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В конец, псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: начальнейшему певцу песнь Давидова

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме прославляет Давид, во-первых, Создателя Бога от величества и красоты тварей Его. Во-вторых, по показании совершенств и величества Творца, входит в разсуждение о преизяществе и совершенстве закона Его, который сравнивает с небесным светилом, котораго нет ничего в вещах телесных прекраснее, полезнее и сильнее. А дабы мог в законе оказать действительные успехи: то, в-третьих, испрашивает у Бога помощи и благодати Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.1   В конец, псалом Давиду.

Ст.1   Начальнику хора. Псалом Давида


Псалом сей, коего время и случай написания неизвестны, есть хвалебная песнь, прославляющая величие и славу Божию в природе и в спасительных действиях закона ветхозаветного и новозаветного; разделяется на две части: с 1-го ст. до 8 говорится о славе Божией в природе; с 8-го до конца – в законе. Св. Апостол Павел (Рим. 10:18), св. Афанасий, бл. Иероним, Августин и другие относят к новозаветным временам, именно к евангельской проповеди, а потому справедливо надписывается: в конец.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, псалом Давиду

Надписанием и сходством этого псалма с другими псалмами Давида подтверждается происхождение его от последнего. Время написания точно указать невозможно за общностью его содержания. Этот псалом - торжественный гимн Богу, как Творцу величественного внешнего мира и нравственного закона, чем он дополняет предыдущий, тоже представляющий гимн Богу, но как защитнику угнетенного праведника. «Кант не вспоминал ли об этом псалме, когда говорил: есть две вещи, которые возбуждают во мне постоянное изумление, звездное небо над моею головою и нравственный закон в моем сердце!» (Вигуру. Руководство к чтению Библии, т. 2, первая половина, с. 47:7).

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Ст.1-7 В коне́ц, псало́м Дави́ду. Небеса́ поведаютъ сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ воз­веща́ет тве́рдь. Де́нь дни́ от­рыга́ет глаго́л, и но́щь но́щи воз­веща́ет ра́зум. Не су́ть речи, ниже́ словеса́, и́хже не слы́шат­ся гла́си и́х. Во всю́ зе́млю изы́де веща́ние и́х, и в концы́ вселе́н­ныя глаго́лы и́х: в со́лнце положи́ селе́ние свое́: и то́й я́ко жени́х исходя́й от­ черто́га сво­его́, воз­ра́дует­ся я́ко исполи́н тещи́ пу́ть. От кра́я небесе́ исхо́д его́, и сретение его́ до кра́я небесе́: и несть, и́же укры́ет­ся теплоты́ его́.

Ст.1-7 Начальнику хора. Псалом Давида. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова́ их. Он поставил в них жилище солнцу, и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

     Псалом восемнадцатый, в первой своей половине (ст. 2–7), близок к началу пс. VIII, и также представляет собою хвалебный гимн Создателю – от созерцания величия в творениях Его. Но на этот раз пред очами псалмопевца была уже не ночная красота природы Палестины, а все превосходящее сияние дня, где, конечно, наблюдающего наиболее поражает источник света и теплоты для всего земного мира – светило великое, солнце. И вот обрисовка величественного шествия его по небосклону для согревания всего, живущего на земле, приводит Давида к хвалебной характеристике иного – высшего и более важного – светила, с неба идущего, Закона Господня, данного земному миру для освещения его жизненного пути, так что закон этот, по сердечному исповеданию псалмопевца, „вожделеннее злата и камене честна‟, как и „слаще меда и сота‟. Свидетельствуя о своем стремлении хранить в своей жизни этот Владычный закон, Давид, в смиренной своей искренности, вспоминает о согрешениях своих, не забывая, в частности, и „тайных‟ грехопадений, и о „чуждых‟ для духа его, и просит Господа и от них „пощадить‟, усматривая в то же время в словах этого псалма „поучение для сердца его‟ – пред Господом, всегдашним помощником его и избавителем. И таким образом весь 18-й псалом можно разделить на 3 части. Первая (отправная – ст. 2–7) – созерцание славы Божией в творении Его, особенно в течении солнца по небесному своду, когда идет оно – „яко жених, исходяй от чертога своего‟.

     

     Ст. 2–4. „Между всеми прочими делами Божиими, прославляющими Зиждителя, небеса суть такое творение, которое, величеством и красотой, славу Божию наиболее явно открывает... и эта его проповедь бывает непрерывной, ибо небо проповедует и во дни, и в нощи: ибо днем зрится красота солнца, а ночью – красота звезд‟. Друг другу беспрерывно передают они хвалу Богу, „аки лики творяще‟.
Ст. 4. „И нет речей и словес столь ясных, как речи и словеса небес, ибо они от всех людей (и народов) слышимы бывают‟.
Ст. 5. „Под именем „вещание‟ не глас некий телесный разумеется, но оное проповедание славы Творца, которое рождается в людях от созерцания красоты неба. Св. ап. Павел в послании к Рим. (Рим.10:18) приводит это место в доказательство проповеди Христовой, исшедшей во все языки, а церковь признала этот стих прокимном, для службы святых апостолов, ибо, как солнце – образ Христа – солнца правды, так лучами света Его явились для вселенной в проповеди своей Его апостолы.
Ст. 6–7 Шестой стих несомненно должен начинаться раньше, со слов: „в солнце положи селение Свое‟. И далее оно, это солнце, изображается, как жених, исходящий в радости на брак любви из чертогов своих, проходя величественно, как исполин, небесный свой путь, чтобы от края и до края их все живое выходило встречать его, дабы согреться его теплотой.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, псалом Давиду

В переводе с еврейского эта надпись читается так: «Начальнику хора. Псалом Давидов». Значение всех этих изречений указано в объяснении предыдущих псалмов.

По содержанию псалом сей есть нечто иное, как хвалебная песнь, прославляющая величие и славу Божию в природе видимой и в спасительных свойствах и действиях закона Божия. Так как св. апостол Павел (Рим. 10:18) и многие из св. отцов в изречениях сего псалма видят пророческое указание на новозаветные времена, именно относят их к евангельской проповеди, то и выражению в конец священные истолкователи сего псалма придают значение указания на то, что в Пс.18 пророк говорит о событиях, имеющих исполниться в последующие времена, «на последок дний» (Евр. 1:2), в конец.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible