Богооста́вленность –
1) скорбное чувство, испытанное Господом Иисусом Христом (по человеческому естеству) на Кресте, в соответствии с Божьим Промыслом (Мф.27:46);
2) временное отступление Бога от человека или общества людей (племени, народа и т. п.), проявляющееся в ослаблении Божественной поддержки (Суд.6:13) по причине грехов людей (отступления их от Бога).
3) промыслительная богооставленность, не обусловленная грехами верующего. Ярчайший библейский пример промыслительной богооставленности (т.е. не связанной с грехами праведника) содержится в Книге Иова.
Оставляет ли Бог человека?
Бог никогда полностью не оставляет человека, однако Он может лишить его определенных благодатных даров, определенных форм благодатной поддержки, например, в случае совершения им тех или иных смертных грехов, в качестве наказания или же ради испытания (как это было с праведным Иовом), в педагогических целях. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Бог отвращает лицо Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его. Когда вы простираете, говорит Он, руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои...; потом приводит и причину: ваши руки полны крови (Ис.1:15). Впрочем, это оставление и отвращение лица есть также действие великого попечения Божия о нас. Он делает это для того, чтобы сильнее привлечь нас к Себе. Так и человек, зараженный страстною любовью, видя невнимание к себе любимого предмета, оставляет его и удаляется, не потому, чтобы изгладить его из души своей, но, желая обратить и привязать его к себе». Святитель обращает внимание на то, что внешние скорби не являются обязательным признаком богооставленности: «Возлюбленный, когда находишься в несчастье, не говори: Бог забыл меня; напротив, – когда ты находишься во грехах и когда все идет у тебя успешно».
Случаи лишения человека, по усмотрению Божию, тех или иных форм благодатной поддержки в результате совершения им тех или иных грехов следует отличать от тех, когда Господь лишь скрывает ее от человека в педагогических целях. Св. Диадох, епископ Фотики, пишет: «Попущение обучительное никак не лишает душу божественного света, бывает же при сем только то, что благодать…скрывает от ума свое присутствие, чтобы горечью бесовской подвигнуть душу со всем страхом и великим смирением взыскать помощи от Бога, испытывая в себе злое действие врага. Так мать дитя свое, бесчинствующее по нехотению подчинятся уставам млекопитания, на краткое время спускает из объятий своих, чтоб оно, убоявшись окружающих его безобразных чужих людей, или зверей каких-либо, в страхе великом и слезах, опять потянулось возвратиться в объятия матери».
Свт. Феофан Затворник также пишет о том, что приписывание себе духовных успехов бывает причиной временного отступления благодати ради научения человека сознанию своей немощи. В том случае, если Бог окончательно оставляет грешника и не дает ему благодати покаяния (ср.: 2Тим.2:25), наступает духовная смерть.
Богооставленность является одним из главных аспектов мучений обитателей ада (хотя, конечно же, Бог присутствует и в аду). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Будем страшиться не геенны, а оскорбления Бога, потому что когда Бог, в гневе Своем, отвратится от нас, то это будет тяжелее геенны, хуже всего, страшнее всего».
Что означают слова Христа, сказанные на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»?
Как известно, вися на Кресте, испытывая Крестные страдания, Господь Иисус Христос произнёс несколько фраз. Среди них были озвучены обращенные к Богу слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46).
Православная Церковь учит, что Сын Божий, восприняв в Свою Ипостась человеческое естество, стал совершенным Человеком, не перестав быть Всесовершенным Богом. Согласно православному учению, Божеское и человеческое естества соединены во Христе не только неслитно и непреложно (неизменно), но и нераздельно и неразлучно. Это значит, что грубое буквальное осмысление слов Искупителя о том, что Бог оставил Его, недопустимо, ведь следствием такого осмысления может стать богохульный вывод, что будто бы в момент произнесения этих слов Его Ипостась была разделена, что будто бы в это время Единородный Сын пребывал отдельно от Человека-Христа, а Человек-Христос отдельно от Сына Божьего. Такая логика могла бы вписаться в учение несториан, но она совершенно противна православному вероучению.
Святые отцы предложили несколько толкований этих слов, которые согласуются с православной христологией. Согласно первому из них, Бог попустил страждущему Христу, по человеческому естеству, испытать не только физические муки, но и душевные. Один из аспектов душевных страданий Христа состоял в том, что Он, по воле Божией, как Человек, испытал чувство богооставленности. Согласно другому толкованию, Христос взывал к Отцу от лица грешного человечества. Свт. Афанасий Великий утверждает, что Спаситель «говорит это от нашего лица, потому что зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя», и проч. (Фил.2:7,8); и как говорит Исаия: Сей грехи наша носит, и о нас болезнует (Ис.53:4). Поэтому, не о Себе болезнует, но о нас; не Сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир».
Прп. Иоанн Дамаскин также пишет, что Он «никогда не был оставлен Своим божеством, но это мы были покинуты и в пренебрежении; так что Он молился об этом, усвояя Себе наше лицо». По словам блж. Феофилакта Болгарского, Христос сказал это «для того, чтобы показать, что Он сделался истинным человеком, а не по видимости только, ибо человек имеет естественное желание жить, будучи жизнелюбив. Поэтому как скорбел и тосковал пред крестом, показывая естественно свойственную нам боязнь, так теперь говорит: для чего Ты Меня оставил, – обнаруживая свойственную нам любовь к жизни. Ибо Он был воистину человек и подобен нам во всем, кроме греха».
Следует также обратить внимание, что данные слова являются началом одного из мессианских псалмов, содержащих ясное пророчество о смерти Спасителя (Пс.21:1). Произнесение их Господом Иисусом Христом могло указать свидетелям распятия на то, что древнее пророчество исполняется на их глазах.
Цитаты о богооставленности
«Есть четыре главных вида оставления Божия: иное оставление промыслительное, как то было с самим Господом, дабы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, дабы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, дабы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все сии виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия».
преподобный Максим Исповедник
«Мнение об оставлении Богом не только неправильно, но и сопряжено с хулой. Если мы не видим, то этим обличается не несуществование Промысла Божия, но тупость нашего зрения. От этой тупости зрения то спасительное обучение скорбями, которое попускается нам Божественным Промыслом, называем мы – оставлением. Кажется, по попускаемым тебе скорбям и различным затруднениям, надо бы тебе радоваться и утешаться, ибо попускаемые тебе скорби суть свидетельства не только призвания, но и избрания Божия».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Всякому человеку, подлинно взыскавшему спасения, необходимо пройти чрез опыт богопокинутости. Умеренная степень сего испытания может сопутствовать нам долгие годы во втором этапе духовной жизни христианина, т.е. когда промыслительно он претерпевает ослабление и даже удаление первой благодати. В этом неизбежном ослаблении есть глубокий смысл: дать человеку проявить свою свободу и верность Богу».
архим. Софроний (Сахаров)
«Что касается общих законов духовной жизни, то мы должны сказать, что Бог посылает подвизающимся в духовной жизни разного рода испытания и искушения, чтобы смирить человека и чрез смирение даровать ему благодать Св. Духа к очищению сердца от страстей и блаженному единению со Христом. В этих целях Господь посылает Своим рабам и богооставленность. Св. отцы говорят, что богооставленность бывает в начале подвига. Сначала Господь дает Своему подвижнику испытать действия благодати Св. Духа, а потом благодать сия отходит, и подвижник предоставляется своим собственным силам, чтобы и своею собственною волею навык в борьбе со страстями, познал свою немощь и ценил благодать Св. Духа и Его Божественные дарования. Когда мать оставляет своего младенца одного, последний чувствует свое полное безсилие, плачет и кричит, простирая руки свои к матери. Она делает это, чтобы дитя, чувствуя свою немощь, еще более прилепилось к ней своею любовью.».
свт. Серафим (Соболев)
Литература по теме
- Богооставленность Сокровищница духовной мудрости
- Богооставленность Изречения святых отцов
- Об истощании и богооставленности архим. Софроний (Сахаров)
- О богообщении и богооставленности архим. Рафаил (Карелин)
- Богооставленность свт. Игнатий (Брянчанинов)
Комментировать