Богомыслие

Богомы́слие -

1) глу­бо­кие раз­мыш­ле­ния о Боге и Его отно­ше­нии к миру;
2) изу­че­ние истин о Боге и Его Про­мысле.

Цитаты о бого­мыс­лии

«Бого­мыс­лие есть святое раз­мыш­ле­ние: 1) о воче­ло­ве­че­нии Бога Слова, о дивном пре­бы­ва­нии Его на земле, о страш­ных и спа­си­тель­ных Его стра­да­ниях, о пре­слав­ном вос­кре­се­нии и воз­не­се­нии Его на Небо и 2) о чело­веке, о его назна­че­нии, о его паде­нии, о его обнов­ле­нии Иску­пи­те­лем и 3) о прочих подоб­ных глу­бо­ких тайнах хри­сти­ан­ства».
епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Т. 5. С. 118.

«Прак­ти­че­ски бого­мыс­лие и молитву часто сме­ши­вают, но в этом нет опас­но­сти, если бого­мыс­лие пере­рас­тает в молитву. Опас­ность воз­ни­кает только тогда, когда молитва пере­рож­да­ется в раз­мыш­ле­ние. Бого­мыс­лие и озна­чает прежде всего раз­мыш­ле­ние, – раз­мыш­ле­ние, пред­ме­том кото­рого явля­ется Бог. Если, раз­мыш­ляя, мы посте­пенно все глубже про­ни­ка­емся духом молит­вен­ного бого­по­кло­не­ния, если при­сут­ствие Божие ста­но­вится досто­вер­ным и мы видим, что дей­стви­тельно пре­бы­ваем с Богом, и если от раз­мыш­ле­ния мы посте­пенно пере­хо­дим к молитве, все пра­вильно; но нико­гда нельзя допус­кать обрат­ного про­цесса…
По учению восточ­ных Отцов, даже к бла­го­че­сти­вым мыслям и самым глу­бо­ким и воз­вы­шен­ным бого­слов­ским рас­суж­де­ниям, если они воз­ни­кают во время молитвы, сле­дует отно­ситься как к иску­ше­нию и отго­нять их; ибо, гово­рят Отцы, без­рас­судно думать о Боге и забы­вать, что нахо­дишься в Его при­сут­ствии. Все духов­ные настав­ники Пра­во­сла­вия предо­сте­ре­гают нас от под­мены этой встречи с Богом раз­мыш­ле­ни­ями о Нем. Молитва по суще­ству своему – сто­я­ние перед Богом лицом к лицу».
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

«Бого­мыс­лие — это бла­го­го­вей­ное раз­мыш­ле­ние о Боже­ствен­ных свой­ствах и дей­ствиях и о том, к чему веде­ние их и их к нам отно­ше­ние нас обя­зы­вает, это раз­мыш­ле­ние о бла­го­сти Божией, пра­во­су­дии, пре­муд­ро­сти, все­мо­гу­ще­стве, вез­де­су­щии, все­ве­де­нии, о тво­ре­нии и про­мыш­ле­нии, об устро­е­нии спа­се­ния в Гос­поде Иисусе Христе, о бла­го­сти и слове Божием, о святых таин­ствах, о Цар­стве Небес­ном.
О каком из этих пред­ме­тов ни стань раз­мыш­лять, раз­мыш­ле­ние это непре­менно испол­нит душу бла­го­го­вей­ным чув­ством к Богу. Стань раз­мыш­лять, напри­мер, о бла­го­сти Божией, — уви­дишь, что ты окру­жен мило­стями Божи­ими и телесно, и духовно, и разве только камень будешь, чтоб не пасть пред Богом во изли­я­нии уни­чи­жен­ных чувств бла­го­да­ре­ния. Стань раз­мыш­лять о вез­де­су­щии Божием, — ура­зу­ме­ешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, и не можешь не испол­ниться бла­го­го­вей­ным стра­хом. Стань раз­мыш­лять о все­ве­де­нии Божием,— позна­ешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, и непре­менно поло­жишь быть строго-вни­ма­тель­ным к дви­же­ниям сердца своего и ума, чтоб не оскор­бить как-нибудь все­ви­дя­щего Бога. Стань рас­суж­дать о правде Божией,— и уве­ришься, что ни одно худое дело не оста­нется без нака­за­ния, и непре­менно поло­жишь очи­стить все грехи свои сер­деч­ным пред Богом сокру­ше­нием и пока­я­нием. Так, о каком свой­стве и дей­ствии Божием ни стань рас­суж­дать, всякое такое раз­мыш­ле­ние испол­нит душу бла­го­го­вей­ных к Богу чувств и рас­по­ло­же­ний. Оно прямо к Богу устрем­ляет все суще­ство чело­века и есть потому самое прямое сред­ство к тому, чтоб при­учить душу воз­но­ситься к Богу.
Самое при­лич­ное, удоб­ное для этого время есть утро, когда душа еще не обре­ме­нена мно­же­ством впе­чат­ле­ний и дело­выми забо­тами, и именно — после утрен­ней молитвы. Кон­чишь молитву, сядь и, с освя­щен­ною в молитве мыслию, начи­най раз­мыш­лять ныне об одном, завтра о другом Божием свой­стве и дей­ствии и соот­вет­ствен­ное тому в душе про­из­веди рас­по­ло­же­ние. «Иди,— гово­рил святой Димит­рий Ростов­ский,— иди, святое бого­мыс­лие, и погру­зимся в раз­мыш­ле­ние о вели­ких делах Божиих», и про­хо­дил мыслию или дела тво­ре­ния и про­мыш­ле­ния, или чудеса Гос­пода Спа­си­теля, или Его стра­да­ния, или другое что, рас­тро­ги­вал тем сердце свое и начи­нал изли­вать душу свою в молитве. Так и всякий может делать. Труда немного, жела­ние только и реши­мость надо; а плода много». 
Как учиться домаш­ней молитве.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки