Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Преподобный Адриан Ондрусовский чудотворец

Журнал «РУССКIЙ ПАЛОМНИКЪ» № 27 – 2003
ВАЛААМСКАЯ ПАТРОЛОГИЯ
ПОЛНЫЙ ВАЛААМСКИЙ ПАТЕРИК

Память 30 мая, 8 сентября

Когда Государь наш Александр I, победив гордого Наполеона, увидал, как русский народ пострадал от войны, нищеты и убожества, он глубоко призадумался. Взалкала душа его по Правде Божией и стал он искать духоносного старца, чтобы поведать ему тоску свою. С этой целью побывал он на Валааме и однажды, объезжая Олонецкие приделы, узнал от случайно попавшегося по дороге простолюдина, что Ондрусова пустынь рядом. Как простой странник припал он к гробнице преподобномученика Адриана и, узнав его житие, поразился жестокости убийцы и слезу царскую пролил Благословенный. С грустной думой уехал царь, а позже прислал священные сосуды и богослужебные книги, испрашивая братию за него молиться. Это было в 1819 году, а через 6 лет он сам удалился от мира, прося у Господа пострадать искупительной жертвой как за себя, так и за грешный русский народ свой, памятуя праведную кончину прп. Адриана.

Ниже приводится жизнеописание прп. Адриана, полученное нами из рук самого автора, носителя имени святого Первоначальника Ондрусовской обители, ученика прп. Александра Свирского, которую он с трудолюбивою братиею восстанавливает, и дай Бог, чтобы и Ондрусовская обитель тоже воскресла.

 

«Поем твоя милости и чудеса, преподобне отче наш Адриане:
выну бо и по отшествии своем нас не оставляеши,
всем бо потребная во спасение скоро подаеши,
болезни и скорби наша незримее врачуеши…»

Акафист прп. Адриану. Икос 12

1. Внук Валаама

Преподобный Адриан, ученик прп. Александра Свирского, в 1520 году стал основателем монастыря в честь Святителя Николая Чудотворца, расположенного на берегу Ладожского озера, недалеко от Олонца.

Родители сего Богоизбранного отрока, прп. Адриана, жили в пределах «московской страны» и происходили из именитого боярского рода Завалишиных. По рождении желаемого отрока, они нарекли ему во святом крещении имя Андрей. Возрадовавшись, и прославляя Бога, родители воспитывали сына своего «в страсе Божием и Церкви Святей в послушании».

Возмужав рано, поступил Андрей на службу при дворе Великого князя Иоанна III Васильевича (1462-1505). В Обонежской пятине, недалеко от реки Свири он имел богатое родовое имение, которое находилось на месте нынешней деревни Кондуши (Андреевщины) Лодейнопольского района. Часто бывавшему в этих местах Андрею суждено было Промыслом Божиим стать первым, кто повстречал прп. Александра Свирского в дремучих лесах Присвирья.

Охотясь однажды, по обыкновению, со своей дружиной в лесу недалеко от своего поместья, Андрей погнался за оленем. Увлекшись охотой, он далеко оторвался от своих друзей и очутился один в диком незнакомом месте. Олень последний раз показался чуть впереди и исчез. Видно, не за этой добычей привел Господь быстрого охотника в столь глухие места. Андрей вдруг «увидел маленькую хижину и около нее следы ног человеческих… Прп. Александр вышел испуганный, думая, что перед ним стоит дух, так как до этого времени он не видел ни одного человека в этой пустыни» – так повествует его древнее житие.

Такова была первая встреча (ок. 1492 г.) смиренного пустынника, прп. Александра Свирского, с юным царедворцем, ставшим вскоре его учеником. Из беседы с преподобным Андрей узнал о многих его духовных подвигах и трудах, после чего и сказал ему: «Да будет тебе известно, что и прежде, когда я выходил на охоту в эту пустыню, то много раз видел против этого места или столп огненный, или же Божественное сияние, а иногда как бы дым светлый восходил от земли к небу. Много раз я намеревался дойти до сего места и узнать, что это были за явления, но не мог этого сделать, пока не благословил Бог. Теперь, по воле Его, дошел и сподобился видеть твою святыню».

После этой встречи Андрей часто приходил к прп. Александру со своими слугами, принося пропитание собравшейся около святого мужа братии. Навещая преподобного и слушая его наставления, Андрей всею душой полюбил иноческий образ жизни и спустя некоторое время, «аще и млад был боярин, и от Великого князя любим», оставил дворцовую службу, «имения многа раздал еси», и пришел к прп. Александру Свирскому. Живя рядом со своим учителем и во всем беря с него пример, Андрей познал иноческое житие. В то время преподобный еще не воспринял благодати священства. Видя в своем юном ученике ревность к иноческим подвигам, прп. Александр благословил его идти на Валаам.

На Валааме Андрей провел несколько лет. Сокрыв знатность своего рода за глубоким смирением, он жил очень просто, бедно и во всем имел послушание к настоятелю и братии. После продолжительного искуса Андрей сподобился великого ангельского образа и в постриге был наречен Адрианом, в честь преподобномученика Адриана.

Восприняв ангельский образ, прп. Адриан еще более усилил свои подвиги, «постом источивый плоти страстная, молитвою просветивый душу свою, труды многими праздности губительныя бегавый». Его искренно полюбили настоятель и братия обители, чем он сильно тяготился, избегая людского почитания. Испросив благословение у своего наставника, прп. Александра Свирского, на пустынножитие и покинув Валаам, прп. Адриан поселился в диком месте на полуострове, на восточном берегу Ладожского озера. И хотя не так и сильно удалена была пустынька его от населенных пунктов, но попасть туда было непросто. С суши путь преграждали топкие болота.

На новом месте прп. Адриан построил убогую хижину, хоть как-то укрывающую от дождя и снега, в которой молился Богу, перенося дневной зной и ночной мрак с благодушием, отгоняя все нападки демонов и страхования.

2. Прп. Киприан Стороженский

Однако Промысел Божий был иным. Не остался он и на новом месте в безвестности. Вскоре потянулись к нему люди. Приняв это как Божие благословение, прп. Адриан стал принимать братию. Со временем они построили церкви в честь Святителя Николая Чудотворца и Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Нелегко было на новом месте. Глухие леса привлекали не только искателей безмолвия и молитвы. Недалеко от места, где поселились любители безмолвия, находился остров Сала, являвшийся убежищем шайки разбойников, промышлявших на Ладожском озере. Само название Ондрусовский мыс получил от имени предводителя разбойников Ондруса (на местном наречии Ондрус значит Андрей). Встретившись однажды с прп. Адрианом, атаман пригрозил ему смертью, если тот не покинет этих мест, лежавших около его логова. Скорбно было преподобному расстаться с местом, благословленным ему на жительство святым его наставником. Он умолял гонителя оставить мирное убежище труженикам Божиим. Не имея ни серебра, ни злата, чтобы предложить выкуп разбойнику, прп. Адриан обещал ему ходатайствовать о нем в своих молитвах перед Господом, советуя ему при том оставить пагубный промысел. Разбойник, не понимая пустынника, посмеялся словам его, но потом, Божиим произволением, слезы Адриана смягчили ожесточенное сердце грабителя и отшельники были оставлены им в покое.

В другой стороне, на каменистом Стороженском мысу, в устье реки Свири обитала другая шайка разбойников. Случилось однажды столкнуться им друг с другом. Ондрус и его люди были побеждены. Атамана связали и бросили в лодку. В ожидании смерти он вспомнил слова преподобного и горько раскаялся в прежнем образе своей жизни. И милосердный Бог принял искреннее покаяние разбойника. Вдруг видит атаман перед собой недавно помилованного им игумена, который говорит ему: «По милости Господа, ради Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен». И исчез… Атаман очнулся на берегу без оков. Потрясенный случившимся, он отправился в обитель и, припав к стопам прп. Адриана, смиренно молил его о прощении. Рассказав о происшедшем с ним, Ондрус с удивлением узнал, что когда он связанный лежал в лодке, игумен молился с братией в храме и никуда не выходил. Прп. Адриан нисколько не был удивлен рассказом и разъяснил, что причина чуду не он, а сила Божия, вспомоществующая по молитвам работающих Ему. Так, ради спасения погибавшей души разбойника, было явлено чудо Божие, совершавшееся и у многих других святых подвижников, – благодатию Божией находиться одновременно в разных местах.

Оставшись в обители, Ондрус окончил свою жизнь в покаянных трудах. Быть может, и зовется обитель прп. Адриана Ондрусовскою по месту основания ее в «ондрусовских» местах, как могли называться они в простонародье, из-за долгого пребывания там атамана Ондруса с шайкой разбойников, имя которого прославилось, ко всему прочему, неожиданным для всех покаянием атамана и внезапным уходом его в монастырь.

Победитель Ондруса и свидетель непонятно как исчезнувшего, уже поверженного и связанного врага, вскоре также раскаялся, оставив свой злой промысел, со слезами покаяния пришел к прп. Адриану. На месте прежнего разбойничьего убежища он основал Стороженскую обитель в честь Святителя Николая Чудотворца и вскоре принял постриг с именем Киприан, вероятно от руки своего учителя – игумена Адриана. Был он в разбое лихим атаманом, в покаянии стал не менее ревностным подвижником и прославился в народе чудотворениями. Почил прп. Киприан в 1498 году. Память прп. Киприана Стороженского совершается в день празднования Собора Карельских святых и Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых.

3. Ондрусовская обитель

Обитель прп. Адриана быстро строилась. О богоугодной жизни пустынников Ондрусовской пустыни вскоре узнали и при Великокняжеском дворе. Великий князь Василий III Иоаннович (1505-1534) жалует им особой грамотою милостыню из своей казны, повелевая выдавать ее, «переступая через два года на третий безволокитно», и вместе с этим воспрещает своим наместникам брать пошлины с монастырских ловцов и рыбных тоней. Царь Иоанн IV Васильевич Грозный (1534-1584) подтвердил грамоту родителя своего и также пожаловал игумену с братией на Ладожском озере рыбные тони: Вящнищи, Гачу, Утищу и Чунбуру.

В 1546 г. царь Иоанн Васильевич особой грамотой повелел дьякам новгородским: «С Рождества Христова с год на год вместо милостыни дать: игумену 5 коробей ржи, 5 коробей овса, да 2 пуда соли, да гривну новгородских денег; на 15 братов на брата по 2 короба ржи, по 2 короба овса, до по пуду соли, да по 2 алтына денег; да Пречистой и Николе Чудотворцу 2 пуда меду на канун, по 2 пуда воска на свечи, да пять коробей пшеницы на просвиры». Прошло около трех десятилетий со дня основания обители, и вокруг настоятеля ее – игумена Адриана в пустынном новом месте собралось уже не менее 15-ти человек братии.

Последнее жалование царя почти обеспечило существование пустыни. Устроив все в обители благообразно и по чину, настоятель ее в 1549 г. отправился в Москву. Одно из сохранившихся древних преданий повествует о не обычном, а чудесном появлении прп. Адриана в столице.

Престольный град был тогда в ожидании разрешения от бремени добродетельной царицы Анастасии Романовны. Чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, советовали царю взять в восприемники первого попавшегося навстречу путника и во избежание несчастливой, по предрассудку, встречи с монахом отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах московских, пока не будет совершено святое крещение царственного младенца.

В ночь на 1-ое августа 1549 года царь Иоанн Васильевич был обрадован рождением дочери. Державный родитель повелел немедленно привести с улицы первого встречного. Едва посланный вышел из царских палат – с ужасом увидел пред собою престарелого инока! Услышав о встрече, царь потребовал к себе ослушника его приказаний. Когда его ввели в царские покои, приближенные царя узнали в черноризце боярина Завалишина. Заподозрив, что все подстроено специально, царь разгневался и закричал: «Как же ты, окаянный, позабыв про свой иноческий чин, согласился участвовать в этом умысле?» Прп. Адриан отвечал с безмятежным спокойствием: «Великий Государь! Повели справиться: еще вчера я был за сто с лишним поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь!» Посланы были гонцы в указанное старцем место. Слова его подтвердились, и царь уразумел в этом событии Промысел Божий. Благоговея пред святой его жизнью в иночестве, о которой он уже наслышался, царь удостоил прп. Адриана чести быть восприемником, вместе со старцем Геннадием Костромским, новорожденной царевны Анны.

4. Возхождение страданием

На обратном пути из Москвы Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученической смертью и стяжать венец страстотерпца. Некоторые из соседних жителей Ондрусовской пустыни, крестьяне из села Обжи, умыслили овладеть мнимыми дарами царскими. Тридцать верст не дошел прп. Адриан до родной обители. 15-го мая 1550 года недалеко от селения Обжа на него напали разбойники, думая найти у него богатые царские дары. Так и запытали до смерти, но ничего не найдя, бросили его тело в болото.

Долго ждала братия своего игумена. Прошло два года после отбытия его в Москву. В 1551г. преподобномученик явился ночью в сонном видении нескольким старцам Ондрусовской пустыни, поведав им о своей страдальческой кончине и, указав место, где злодеи скрыли святые его мощи, повелел погребсти их в созданной им обители. Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей: белый конь земледельца должен был привести к ней. В видении прп. Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжа крестьянина, пашущего на белой лошади, отпрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней. Где лошадь остановится, там и искали бы его мощи.

На другой день, 17-го мая, лошадь привела иноков к могиле. В смрадном болоте, под грудой мха обрели тело страстотерпца нетленным! Со слезами и молитвословием иноки перенесли его в пустынь и предали погребению подле северной стены церкви Святителя Николая. Впоследствии на месте погребения святых мощей была сооружена часовня, обращенная потом в церковь, а в 1828 г. на ее месте был воздвигнут соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, где вплоть до революции 1917 года святые мощи почивали под спудом, изливая многоразличные чудеса и врачуя «неисцельныя страсти». И по отшествии своем, прп. Адриан оставался незримым покровителем всех с верою прибегавшим к нему, изгоняя нечистых духов, слепым подавая зрение, глухим слышание.

В год обретения мощей – и, может быть, в память этого события – в обитель был пожертвован колокол, весом примерно около 11-ти пудов. На нем имелась надпись: «Лета 7060 (1552) Сентября 4-го дня новгородец Василий Ионин Котельников в Ондрусову пустынь Введения Пресвятой Богородицы да Святителю Николе Чудотворцу».

Место мученической кончины прп. Адриана было отмечено братией деревянным крестом. В 1873г. по молитвам прп. Адриана жители села Обжа чудесным образом были избавлены от сибирской язвы. В память об этом событии и в благодарность преподобному на месте его мученической кончины в 1882-83 гг. была построена часовня с колокольней. А 14-го июня, в день перенесения иконы прп. Адриана из Ондрусовской обители в часовню, установлен ежегодный крестный ход из села Обжи на святое место.

Память прп. Адриана празднуется церковью несколько раз в году:

– в день обретения и перенесения мощей – 17/30-го мая;

– в день тезоименитства – 26-го августа/8-го сентября;

– а также на Собор Карельских святых и Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых.

В народе почитаются и другие памятные дни:

– день прославления – 15/28-го мая;

– день перенесения его иконы из обители в часовню, поставленную на месте обретения честных мощей – 14/27-го июня.

5. Сказания о чудесах прп. Адриана

1. Чудо о спасении от шведов

В смутные времена начала XVII в. Никольский Адриана Ондрусовский монастырь неоднократно подвергался набегам шведов и поляков.

Однажды на больших судах шведы подошли к острову Гачь (рядом с Ондрусовским монастырем в Ладоге есть целая каменистая гряда островов), расположенному в двух верстах от обители и готовились высадиться. Вдруг сошел сильный туман, сквозь который на побережье шведы увидели большое войско. Испугавшись неожиданно появившегося многочисленного противника, они развернули свои корабли и уплыли. После ухода туман рассеялся и на берегу показались обычные березы. Братия обители в это время молились прп. Адриану и после ухода шведов возблагодарили Бога и Преподобного, молитвами которого были спасены от неприятеля.

2. Чудо о спасении игумена Иннокентия

Сохранились собственноручно составленные записки игумена Валаамского монастыря Иннокентия, рассказывающие о чудесных обстоятельствах, после которых он взялся за богоугодный труд восстановления Ондрусовской обители.

В августе 1789 года блаженной памяти старец Иннокентий, в чине еще иеромонаха, с несколькими из своей братии плыл Ладожским озером из гор. Новой Ладоги на Валаам. Сильная буря застигла их близ Ондрусовой пустыни. Лодки выкинуло на луду и разбило. Божиим произволением монахи остались на голом камне невредимы. Волны горами вздымались около них. Иноки каждое мгновение ждали смерти! Благочестивый старец Иннокентий молил Святителя Николая и преподобномученика Адриана предстательствовать пред Господом об их спасении и дал обет принять меры к восстановлению упраздненной Ондрусовской обители.

С твердой верой на заступление угодников Божиих монахи, связав поясами несколько остатков разбитой лодки, пустились на этом плоту в бушевавшее еще озеро и благополучно приплыли прямо к Адриановой обители.

Спустя месяц отец Иннокентий сподобился зреть в сонном видении и Святителя и преподобномученика. Они напомнили ему о данном обете и предсказали новое испытание. И точно, ровно через год опять против Ондусовой пустыни застигла старца Иннокентия буря, еще страшнее первой.

Была ночь, гром гремел почти без умолка, молния ослепляла зрение, дождь заливал лодку до бортов и она носилась по волнам скренившись. Напоследок порыв ветра выломал райны и сорвал паруса. Сам старец был два раза сброшен в озеро, но он не охлаждался верою, молился и был спасен со всеми своими спутниками.

3. Чудо о спасении жителей села Обжи

Во время Второй мировой войны Карелия была оккупирована финнами. В 1944 г. на Карельском фронте началось большое наступление советских войск. В районе села Обжа велись сильные обстрелы из «катюш» и артиллерии. Финны к началу наступления оставили деревню. Но советские артиллеристы этого не знали. Разрывавшиеся поблизости от деревенских домов снаряды страшно грохотали, все затянуло гарью и дымом. Жители деревни в страхе бежали из своих домов и вместе со своим скотом залегли в большой канаве у реки.

От сильных выстрелов одна корова испугалась, выскочила из укрытия и завязла в болотистом месте у реки Обжанки. Но никто из страха погибнуть не выходил помочь ей выбраться, пока не прекратился обстрел и не подошли передовые советские части. Увидев, что жизни больше ничего не угрожает, жители села вышли из своего укрытия.

Передовые части пошли вперед, а через деревню потянулась вереница «катюш». От одной из них к ним подошел артиллерийский капитан и стал всматриваться в лица, как будто кого-то ища. Осмотрев внимательно всех жителей, он спросил: «Где находится старичок, весь белый, с бородой?» Ему ответили, что в деревне такой не живет. Тогда капитан рассказал, что, обстреливая район наступления, они направили «катюшу» также и на деревню. Вдруг из дыма со стороны деревни вышел старичок, поднял руку, останавливая стрельбу, и сказал: «Здесь только мирные жители». Капитан хотел расспросить старика, кинулся к нему, а тот как в дыму растаял. Услышав рассказ капитана, жительница деревни Настя Бибикова вышла вперед и сказала, что это их спас святой Адриан Ондрусовский.

4. Чудо о спасении на Ладоге

В 1999 году стараниями притча и прихожан храма Нерукотвореннаго Спаса в поселке Еройла на месте разрушенного монастырского собора в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы был воздвигнут поклонный крест. Он хорошо был виден с воды залива и даже при выходе из залива в Ладогу.

Однажды трое рыбаков на небольшой лодке вышли на промысел в Ладожское озеро. Отойдя уже довольно далеко в Ладогу, за остров Сала, в лодке вдруг сломался мотор. Что они ни делали, мотор никак не хотел заводиться. Поднимался ветер, волна била о борт лодки, намереваясь ее опрокинуть, заливало водой. Не имея никакой более надежды, рыбаки вспомнили о поклонном кресте, обернулись в ту сторону и взмолились: «Преподобный отче наш Адриане, помоги нам!» Вскоре ветер поменялся. Усиленно заработав веслами, с молитвой на устах, рыбаки благополучно добрались до берега, где лодку их выбросило на о. Сала, что напротив Ондрусовской обители. Заступничеством прп. Адриана даже снаряжение их осталось невредимым.

5. Чудо о спасении рыбаков со льдины

Весной 2000 года двое молодых людей ловили рыбу в заливе недалеко от места разоренного Свято-Никольского Адриана Ондрусовского монастыря. Со льдины хорошо был виден Поклонный крест, поставленный недавно на месте разрушенного монастырского храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Внезапно послышался треск и большая часть льдины, на которой они находились, оторвалась и начала отдаляться от берега в сторону Ладожского озера. Испугавшись и не зная что делать, они увидели поклонный крест на берегу и взмолились: «Преподобный отче Адриане, помоги нам!» При выходе из залива льдина их поравнялась с другой льдиной, не отколовшейся еще от берега. Рыбаки сумели перепрыгнуть на нее и благополучно добрались до берега.

На следующий день они пришли в ближайший от монастыря храм в честь иконы Нерукотвореннаго Спаса в поселке Еройла и попросили показать им икону прп. Адриана, рассказав о своем спасении. А в ближайший большой праздник Входа Господня в Иерусалим рыбаки принесли в храм большой букет вербы – в память о своем спасении и в благодарность Богу, скоро прибегающему на помощь, по молитвам Своего угодника – прп. Адриана Ондрусовскаго.

Иеромонах Адриан (Дементьев) Александра Свирского монастырь. 2002 г.

 

Радуйся отпрыск Валаама нашего северная Афона, Русь святую украсивший и благодатным духом юных подвижников вдохновляющий. Да подаст юной Руси современной силу идти по стопам Преподобного Александра Свирскаго и его ближайшего ученика Преподобного отца нашего Адриана Ондрусовскаго.

 

Сноски (ссылки):

– Акафисты Русским Святым. СПб, 1995, Т.1, с.91

– Житие и чудеса прп. Александра Свирского. СПб, 1995, с. 35-36

– Если предположить, что в то время, когда Андрей жил у преп .Александра тот не был еще в священном сане (это вероятнее всего), то, конечно, можно с уверенностью сказать, что постригали Андрея на Валааме, куда с этой целью и мог благословить идти Андрея прп. Александр. Но достоверных сведений не сохранилось.

Игумен Валаамского монастыря Иннокентий (подвизался в конце XVIIIв.), составитель Сказания о Прп. Адриане, утверждает, что Андрей Завалишин вначале вступает в монастырь к прп. Александру Свирскому, где и принимает постриг: «сего ради оставив по времени свое потомство прилепися к лику собираемой тогда, по Божиему повелению, прп. Александром братии и наречен быв при пострижении в монашество Адрианом, вкупе с ними подвизался в постнических трудех, утешая себя пристно и медоточными учении Богомудраго отца Александра и во всем ему яко пастырю и учителю своему усердно подражая». (Сказание о преподобном отце нашем Адриане Чудотворце, основавшем около 1520 года по Р.Х. на берегу Ладожского озера в 25-ти верстах от г. Олонца монастырь, именуемый ныне Ондрусова путыня. Из архива Валаамского монастыря. Ф. 1, оп. 7.

Жития преподобномученика Адриана, составленные Преосвященным Филаретом (Филарет. Русские святые. Т.II, с. 33-37) и Архим. Никодимом (Олонецкий Патерик, или сказание о жизни, подвигах и чудесах Преподобных и Богоносных отец наших Просветителей и Чудотворцев Олонецких. // Олонецкие Епархиальные Ведомости. 1914, № 14, с. 308) утверждают, что монашеский постриг Андрей Завалишен принял на Валааме: «Познав сладость пустыннаго жития Андрей оставил славу, могущество, сан, облекся в одежду нищеты и смирения и ушел в Валаамскую обитель, где после продолжительного искуса сподобился ангельскаго образа и наречен Адрианом».

– В Сказании, составленном Игуменом Иннокентием, о благословении сказано так: «По времени же, без сомнения, с воли и благословения Великого во отцех Александра, отыде Прп.Адриан около 1520 г. По Р.Х. на берег Ладожского озера, избра в 25 верстах от гор. Олонца уединенное место и основав монастырь вселися ту и трудолюбиво подвизася о Бозе в посте и молитвах».

– Подобные чудесные случаи известны из жизнеописания святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, св. праведного Ионы (Атаманского), священномученика Павла (Гайдая), Одесских чудотворцев.

– Год кончины прп. Киприана устанавливается по дате, выбитой на его надгробии. Сейчас могила и надгробие преподобного утрачены, но сохранились свидетельства людей, видевших надпись: «На сем месте погребен Киприан, начальник и строитель обители сей, лето от сотворения мира 7006 (1498)». Андреев А.П. Ладожское озеро. 1875.

Никольский Киприано-Стороженский монастырь был расположен на мысу, где стоит сейчас Стороженский маяк, недалеко от нынешней Свирицы. До наших дней сохранилась только церковь, сложенная из крупных булыжников. Церковь двухэтажная, с трапезной. Стены ее так толсты, что их не повредило даже во время войны, когда в ней был образован дот, и прямое попадание снаряда не разрушило храм. Окна в церкви разной величины и расположены без всякой симметрии. Церковь эта по праву считается сейчас одной из самых старинных построек на Ладожском озере. Старожилы села Сторожно – ладожские рыбаки – помнят, что раньше церковь была обнесена бревенчатой оградой, все бревна которой были покрыты вырезанными на них крестами и надписями подобного содержания «Июля 30-го дня 1765 года тихвинския купцы Семен Ягодов и Лука Стогов, да мещанин Сергий Ионов здесь по году стояли…». Последние надписи датированы 1806 годом. Это год открытия Свирского канала. Вероятно, тогда началось запустение монастыря, служившего пристанищем судоводителей. В последние десятилетия пришла в ветхость и сама церковь. Обвалилась крыша. Рухнувшими кирпичами и мусором засыпало плиту над могилой Киприана Стороженского. Вокруг полуразрушенного храма со временем образовалось кладбище.

– Никонова летопись подтверждает это событие. В VII томе ее сказано: «Лета от Адама 7057, от Христа 1546 года Августа в 1-ый день, в субботу на неделю в ночи в начале 4-го часа родися Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дочери царевна Анна от царицы и Великой Княгии Анастасии от дочери Романа Юрьевича; а крестил ее Благоверный Царь в новом монастыре девича, в церкви Святых Богоотец Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее. Приехал Царь и Великий Князь в субботу в монастырь и обложил храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушал всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в 18ый день церковь свящая и дочь свою царевну Анну, а крестил ее старец Адриан Ондрусовской пустыни да старец Геннадий Сарайския пустыни Корнилиев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов».

– В одном из актов 1659г. прп. Адриан называется «преподобным отцем нашим и чудотворцем» (Акты Юридические. 1838, № 128, с. 153). Уже к середине XVI века ему совершали местное празднование, конечно, с благословения церковных властей, а значит уже после его канонизации. (Голубинский Е. История канонизации святых русской Церкви. М. 1903)

Имя прп. Адриана Ондрусовского поминается также в Минее месячной в Списке святых, поминаемых на литии во время службы «Всем святым, в земле Российской просиявших».

По материалам Журнала «РУССКIЙ ПАЛОМНИКЪ»

Случайный тест