Богоискательство

***

Богоиска́тельство — 1) есте­ствен­ное стрем­ле­ние чело­века (как создан­ного по образу и подо­бию Божьему) к Богу (Деян. 17:26–27); 2) духов­ные поиски, свя­зан­ные со стрем­ле­нием чело­века пра­вильно выбрать рели­гию, при­об­щиться к истин­ной вере; 3) стрем­ле­ние веру­ю­щего вос­ста­но­вить отно­ше­ния с Богом (посред­ством пока­я­ния и воз­об­нов­ле­ния соблю­де­ния Божьего закона) после раз­рыва их в резуль­тате греха (2Пар.15:15); 4) стрем­ле­ние хри­сти­а­нина к более тес­ному еди­не­нию с Богом, к бого­об­ще­нию, опыт­ному бого­по­зна­нию; 5) рели­ги­озно-фило­соф­ское тече­ние, сфор­ми­ро­вав­ше­еся в России в начале XX века в кругу либе­раль­ной интел­ли­ген­ции (пред­ста­ви­тели этого направ­ле­ния ука­зы­вали на необ­хо­ди­мость поиска Бога с учётом изме­нив­шихся форм суще­ство­ва­ния обще­ства, на базе обнов­лен­ного хри­сти­ан­ства).

***

Правильно ли поступает человек, ищущий Бога годами, однако не решающийся остановить свой жизненный выбор ни на одной религиозной общине?

Выбор веры, как и любой стра­те­ги­че­ский выбор вообще, под­ра­зу­ме­вает умест­ность взве­шен­ного, рас­су­ди­тель­ного к нему отно­ше­ния.

Чело­век, жела­ю­щий свя­зать свою жизнь со слу­же­нием Богу, однако не име­ю­щий твёр­дого убеж­де­ния в том, какая вера явля­ется под­лин­ной, бого­угод­ной, вправе задаться вопро­сом и выяс­нить, по какому именно рели­ги­оз­ному пути он должен идти, какую веру при­нять.

Вопреки рас­про­стра­нен­ному предубеж­де­нию, что истин­ность ни одной из рели­гий не может быть под­твер­ждена убе­ди­тель­ной аргу­мен­та­цией, это не так.

Перед выбо­ром веры, чело­век вправе иссле­до­вать, какая рели­гия под­лин­ная, а какая нет; какая осно­вана на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии, а какая — на дово­дах чело­ве­че­ского разума, на откро­ве­ниях от лука­вого.

Но бывает, что иные «ищут» Бога всю жизнь: ищут, ищут, да так и не найдут. Если чело­век даже и после дли­тель­ных изыс­ка­ний всё никак не реша­ется опре­де­литься с выбо­ром веры, мечется, суе­тится — такое отно­ше­ние к выбору едва ли можно назвать взве­шен­ным, трез­вым.

Под­лин­ность Пра­во­сла­вия дока­зы­ва­ется под­твер­жде­нием истин­но­сти лежа­щего в его основе Сверхъ­есте­ствен­ного Боже­ствен­ного Откро­ве­ния (см. подроб­нее: Сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие), созвуч­но­стью тре­бо­ва­ний Церкви голосу сове­сти, мно­го­ве­ко­вым опытом хри­сти­ан­ских святых.

Разу­ме­ется, всего этого не ска­жешь о рели­гиях, создан­ных силой чело­ве­че­ской мысли.

Над­ле­жа­щее озна­ком­ле­ние чело­века с осно­вами Пра­во­слав­ной куль­туры вряд ли оста­вит его рав­но­душ­ным. Если же он, пола­гая, что изучил Пра­во­сла­вие, всё же остался к нему рав­но­душ­ным, это скорее всего озна­чает, что или он его не изучил, или на то есть какие-то особые внут­рен­ние при­чины.

Что можно посо­ве­то­вать такому иска­телю? — Встре­титься с опыт­ным, мудрым и духо­нос­ным пас­ты­рем Церкви, спо­соб­ным уви­деть при­чину его неже­ла­ния сде­латься хри­сти­а­ни­ном и пре­по­дать ему доброе уве­ще­ва­ние.

***

Веч­ность иска­ния есть тоже болезнь души, ее рудин­ское бес­си­лие достичь вели­кого и сми­рен­ного твор­че­ства жизни. Бого­ис­ка­тель­ство может быть очень убе­ди­тель­ным, но только до извест­ного срока.
Сергей Фудель

***

См. также: СПАСЕНИЕ, ЦЕРКОВЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки