Нетварные энергии

Литература по теме

Нетва́рные эне́ргии (греч. — Άκτιστες ενέργειες του Θεού) (Божественные энергии) – (нетварные) Божественные действия.

Значительный вклад в развитие православного учения о нетварных Божественных энергиях внес свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (ок. 1296–1357). Полемизируя с еретиками, называвших Божественные энергии сотворенными Богом силами (действиями) либо отождествлявших их с Божественной сущностью, святитель Григорий доказал, что Божественные энергии не являются ни творениями Божьими (с этим, собственно, связано их название: нетварные), ни сущностью Божьей, но являются проявлением этой сущности.

Отрицать, что Божественные энергии тварны – значит признать, что пока Бог не начал творить, Он не обладал собственными энергиями, но признать это ложное утверждение – значит признать, что Его сущность никак не проявляла себя, что звучит крайне абсурдно, ведь само существование сущности есть, уже, её проявление. Отождествлять же Божественные энергии и Божественную сущность – значит, как минимум, признавать, что все, что происходит от Божественных энергий, происходит и из Божественной сущности, и, следовательно, мир сотворен не из ничего, а из Божественной сущности, а Сын Божий не только рожден из сущности Бога Отца, но и сотворен.

Таким образом, в Боге следует различать: сущность, Лица, энергию (нетварные энергии). При этом Бог не является сложным, но простым.

Несмотря на троичность Бога по Лицам, нельзя говорить, что каждая Божественная Ипостась обладает собственными, обособленными от двух других Ипостасей действиями или энергиями. Действие Отца и Сына и Святого Духа нельзя рассматривать как сумму трех обособленных действий: действия Отца плюс действия Сына плюс действия Святого Духа. Божественное действие «всегда» едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе. Отец и Сын и Святой Дух – не три Дейстователя, не три Бога, а один. Заметим попутно, что в каждом Божественном действии проявляются все совершенства Божества.

Отметим, что по сущности Бог не познаваем, но по энергиям познаваем, и что причастность творений Богу есть причастность не Божественной сущности, а нетварным Божественным энергиям.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки